Файл: Протокол Бакиева Л. Мт Жиглова Н. С. 2018 г. 2018 г. Приказ 2018 г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 02-04
Верхне-Бузулукская основная общеобразовательная школа имени И.К.Медведева
Принято: Согласованно: Утверждаю:______________
на заседании педагогического совета. Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол № ____________/ Бакиева Л.Мт Жиглова Н.С.
« » ________2018 г. « » _________2018 г. Приказ №______
« » __________2018 г.
Программа
по профилактике употребления алкоголя, табакокурения
и пропаганде здорового образа жизни
на 2018 – 2023 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность проблемы. Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит не только передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, но и закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно велика ответственность, когда речь идёт о воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых
семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психоэмоциональных особенностей школьников, низкой средовой адаптации учащихся.
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.
Основная идея программы - формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.
Цели:
-
привлечь внимание учащихся к проблемам употребления психоактивных веществ (ПАВ); -
оказать помощь детям и подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ.
Основные задачи:
-
предоставить учащимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека; -
сориентировать учащихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни (ЗОЖ) ; -
помочь овладеть учащимся определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ; -
способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы. -
оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
-
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года"; -
План мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. -
Указ Президента РФ от 18.10.2007 №1374 "О дополнительных мерах противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" с приложениями; -
Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 ФЗ; -
Закон РФ от 1993 г. № 3186-1 ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании"; -
Закон РФ от 08.01.1998 г. № 3 ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; -
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23.08.1999 г. № 327 "Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях)"; -
Приказ Министерства здравоохранения СССР от 04.10.1980 г. № 1030"Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения"; -
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31.12.2002 г. № 420 "Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений"; -
Приказ Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 г. № 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией"; -
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.09.1999 г. № 287 "О мерах по совершенствованию наркологической помощи населению РФ"; -
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.04.1998 г. № 140 "Об утверждении стандартов (моделей протоколов) диагностики и лечения наркологических больных"; -
Совместный приказ Министерства обороны РФ и Министерства Здравоохранения РФ от 23.05.2001 г. № 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе"; -
Постановление Госкомстата России от 29.06.1999 г. № 49 "Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за заболеваемостью населения, профилактическими прививками и медицинской помощью женщинам и детям".
В работе по данной программе необходимо учитывать следующие компоненты:
1. Образовательный компонент – знание о действии химических веществ на организм человека, о механизмах развития заболевания зависимости, понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость.
Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.
2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация учащихся.
Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, навыков принятия решений, умения противостоять давлению сверстников.
3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения.
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.
В реализации Программы принимают участие:
Шевчук Т.Ф.. – старшая вожатая;
Трофименко О.Н.– медицинская сестра Верхнебузулукской амбулатории;
Классные руководители;
Учителя начальных классов;
Активными участниками реализации Программы являются обучающиеся школы и их родители.
Используемые технологии
Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.
Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:
-
информационно-просветительское направление (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие Интернет-ресурсы); -
социально-поддерживающее направление (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации); -
организационно-досуговое направление (деятельность образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).
Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся, воспитанников) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию, формирование ЗОЖ
Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в школе также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.
Планируемые результаты
1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у учащихся.
2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ.
3. Повышение уровня развития умений и навыков:
а) активная жизненная позиция учащихся в вопросах ЗОЖ;
б) конструктивное общение учащихся между собой и со взрослыми;
в) отстаивание и защита своей точки зрения;
г) осведомлённость в вопросах гигиены и профилактики болезней;
4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.
Учащиеся должны знать:
- болезни, связанные с применением ПАВ;
- причины и последствия употребления ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);
- существование наркотиков легальных и нелегальных;
Учащиеся должны уметь:
- применять полученные знания на практике;
- уметь говорить «Нет»;
- вести активный здоровый образ жизни.
Тематический план
2 класс
Приложение № 2 к программе по профилактике употребления алкоголя,
табакокурения и пропаганде здорового образа жизни
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Человек и его привычки | 3 |
2 | Общение | 3 |
3 | Дом вести - не лапти плести | 4 |
4 | Дружная семья | 3 |
5 | Старый друг – лучше новых двух | 3 |
6 | Наши друзья – целебные растения | 3 |
7 | Опасности, подстерегающие нас | 3 |
8 | Живая природа | 6 |
9 | “Живительные ”напитки | 2 |
10 | В здоровом теле – здоровый дух | 1 |
11 | Делу время – потехе час | 1 |
12 | Тайна твоего имени | 1 |
13 | Итоговое занятие: радость открытий | 1 |
| | 34 |
3 класс
Приложение № 3 к программе по профилактике употребления алкоголя,
табакокурения и пропаганде здорового образа жизни
№ занятия | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Человек создан для счастья | 4 |
2 | Там счастье не диво, где трудятся нелениво | 3 |
3 | Счастье – каждый понимает по-своему | 3 |
4 | Счастье и разум | 2 |
5 | Учимся, играем – свой мозг развиваем | 2 |
6 | Табак или здоровье? | 2 |
7 | О добре и зле | 3 |
8 | Как не стать равнодушным | 2 |
9 | Страна сильна, когда здоровы ее люди | 2 |
10 | От чего зависит здоровье? | 3 |
11 | Чудо улыбки | 3 |
12 | Умей владеть собой | 3 |
13 | Что такое хорошо и что такое плохо? | 3 |
| | 32 |
4 класс
Приложение № 4 к программе по профилактике употребления алкоголя,
табакокурения и пропаганде здорового образа жизни
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Качества человека | 2 |
2 | Секрет успеха | 3 |
3 | Пагубное влияние алкоголя | 2 |
4 | О наших заблуждениях | 3 |
5 | Ложь – прибежище слабых | 4 |
6 | Основы безопасной жизнедеятельности | 2 |
7 | Интуиция и рассудок | 2 |
8 | Физическое здоровье человека | 5 |
9 | Гигиена питания | 4 |
10 | Культура здоровья | 2 |
| | 33 |