Файл: Психофизиология. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Невербальное общение — это такое общение, при котором характерным является применение в качестве основного средства передачи информации, организации взаимодействия, создания образа, мнения о собеседнике, исполнения воздействия на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций. Осмысление речи других людей и их понимание, позволяет людям наиболее выгодно взаимодействовать друг с другом. Но на самом деле, для понимания сказанного, осознания смысла недостаточно. Невербальное общение основывается на идеях Ф. Дельсарта, В. Райха, Д. Эфрона, Ч. Дарвина, Р. Бердвистелла, А. Шефлена, изучение этих достойных авторов в школе, колледже, институте, также послужило выбором темы для написания работы. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты собственной деятельности и взаимоотношений с окружающим миром. Оценка человеком всего того, что окружает его повседневно, основывается на системе ценностей, принятой тем обществом, в котором рос, развивался и существует индивид. Выразительные движения - не просто сопровождение эмоций, а внешняя форма их существования или проявления. Эмоции есть мощный фактор, усиливающий переживания. Выразительные движения выполняют функцию общения, далеко не последнюю и очень актуальную. Я сталкивался с предположениями о том, что выразительные движения представляются рудиментами, без выполнения каких-либо функций, с таким мнением я не согласен и попробую опровергнуть его в своей работе. Напротив, выразительные движения, с их символическим значением, возникают при наличии достаточного опыта общения. Такие виды невербального общения формируются у нас под воздействием той общественной среды, к которой мы принадлежим. Испытываемые нами чувства рождают четкие сокращения и расслабления лицевых мышц и структур, чем и определяют отражение эмоций. Некоторые люди пытаются управлять состоянием своих лицевых мышц и нередко им это удается, распознать маскировку или имитацию эмоций можно, овладев понятиями невербального проявления эмоциональных состояний человека.

Всё вышеперечисленное и послужило выбором темы для данной работы. По роду своей деятельности психологи больше, чем кто-либо, общаются, коммуницируют, взаимодействуют с людьми и должны четко, в полном объеме, владеть методами диагностики невербального общения. Не всегда клиент может или хочет рассказать о том, что его по-настоящему тревожит, вот тут и помогут знания и опыт, полученные во время обучения и практики. Обладать такими знаниями – половина успеха практикующего специалиста. Правильное поведение и грамотно выбранная стратегия, основанные на полученных невербальных проявлениях эмоционального состояния человека, позволят разобраться с поставленными задачами.


Цель работы - раскрыть невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Для реализации цели были постановлены следующие задачи:

1) проанализировать типы невербальной коммуникации.

2) изучить методы диагностики невербального общения.

Основным методом является анализ и обобщение психолого-педагогической литературы

Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие невербальной коммуникации

1.1Типы невербальной коммуникации

Во все времена люди при общении обращали внимание на поведение собеседника. Жесты и мимика собеседника для людей могут говорить многое: внимание, настроение, душевное состояние и т.д. Некоторые могут не обращать внимания на жесты и мимику собеседника, вследствие чего разговор не будет иметь смысла, если человеку он не интересен.[1] Эмоции общающихся людей обязательно включаются в общение. Такое эмоциональное общение, сопровождающее высказывание, называется невербальной коммуникацией, образующей невербальный аспект обмена информацией.[2]
Общением называется процесс обмена определенной информацией, мыслями, оценками, установками, чувствами и переживаниями между людьми. Процесс общения выполняет 6 функций: прагматическая (реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности); формирование и развитие (общение оказывает воздействие на собеседников, совершенствуя и развития каждого); подтверждение (возможность познавать, утвердить себя); объединение/разъединение людей (передача друг другу сведений, реализация общих целей, а также дифференциация и изоляция личностей); организация и поддержание межличностных отношений (налаживание и сохранение продуктивных связей и взаимоотношений между людьми); внутриличностная (общение человека с самим собой рассматривается как универсальный способ мышления).[3]

Невербальная коммуникация, невербальные средства общения.

Под понятием «невербальная коммуникация» понимается общение посредством языка жестов, мимики, исключая речевые средства. Невербальные средства общения необходимы для: регуляции общения, создания психологического контакта между партнерами; выражения эмоций и обогащения информации, передаваемой словесно. Средства невербального общения делятся на следующие разновидности: визуальные – контакт глаз, движения головы, рук, ног, туловища, выражение лица, направление взгляда, поза; кожные – покраснение, пот; отражающие дистанцию – индивидуальное пространство собеседников; акустические (звуковые) – тембр голоса, громкость, интонация, ритм, паузы; экстралингвистические – вздох, смех, кашель и т.д.; тактильно-кинестические – физические воздействия на собеседника (пожатие руки, объятия, хлопанье по плечу).


Виды невербальных средств общения.

В психологии различают три основных вида невербальных средств передачи информации: фонационные (тембр голоса, громкость речи, темп, интонация, паузы и т.д.); кинетические (позы, мимика, жесты); графические (проявляются в письменной речи). В общении и передаче информации особую роль играет мимика – движения мышц лица. Мимика целостна и динамична. [4]

Данное явление связано с распространением возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга, происходит возбуждение симпатической нервной системы.[5] Например, при выражении недовольства человек сжимает губы и вытягивает их вперед, морщит лицо. Мимика бывает следующих видов: сильноподвижная говорит об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний; малоподвижная – на постоянство душевных процессов, настроение устойчивое и редко изменяется. Такая мимика характеризует человека как спокойного, рассудительного и уравновешенного; редкая смена форм, монотонность сопровождается медлительностью, слабой импульсивностью. Человек с такой мимикой меланхоличен, скован, часто это проявляется при печали, скуке, равнодушии; Сопряженная мимика состоит из множества отдельных выражений. Взгляд является одним из наиболее важных элементов мимики. Визуальный контакт говорит о расположении к общению. При помощи контакта глаз собеседникам передаются точные сигналы о состоянии человека. Например, если человек чем-то заинтересован, его зрачки расширяются, а сердитое настроение заставляет зрачки сужаться. Жестами являются выразительные движения руками, головой, совершающиеся с целью общения, сопровождающие размышления или состояние человека.[6] Жесты могут быть: указательными (направление в сторону предметов или людей с целью обращения внимания); подчеркивающими (подкрепление высказываний); демонстративными; касательными (установление социального контакта, ослабление значения высказывания).[7] Положение человеческого тела называется позой. Наглядно поза показывает, как себя ощущает человек в обществе, как воспринимает свой статус. Походкой называется стиль передвижения человека, по которому можно распознать его эмоциональное состояние. Например, при гневе проявляется тяжелая похода, при радости – легкая, при гордости – большая длина шага и т.д. Итак, невербальная коммуникация не менее важна в процессе общения, чем вербальные и несут большой объем информации. Психологи установили, что в процессе коммуникации больше информации передается за счет невербальных средств. Проявление языка телодвижений связано с импульсами подсознания человека.


1.2 Формы невербальной коммуникации

Невербальное общение имеет множество форм, таких как, невербальные аспекты речи, расположение человека, визуальный контакт, жесты, мимика, позы, одежда человека.[8] Паралингвистика – наука, изучающая невербальные аспекты речи, делающая акцент на том, как именно говорит человек и какой смысл несут его слова. Паралингвистика исследует: громкость голоса; тон голоса; темп речи; паузы; смех и т.д. Проксемика изучает расположение человека во время беседы, дистанцию между собеседниками.[9] Визуальный контакт устанавливается при взгляде в глаза другого человека. Такой контакт является сильным невербальным знаком и выполняет ряд функций. [10] Взгляд регулирует ход коммуникации, указывая на начало или завершение разговора. При помощи взгляда можно получить информацию о собеседнике, интерес собеседника к предмету разговора или его отсутствие. Например, взгляд «в сторону» говорит о том, что собеседнику не интересен разговор или о том, что он застенчив или боязлив. Взгляд несет значительную эмоциональную нагрузку. Пристальный взор в глаза собеседника используется как знак агрессии или доминирования. Так, коллеги, обменявшись взглядами, согласовывают совместные действия.

Исследователи сделали вывод о том, что среди людей имеются индивидуальные различия в стремлении к визуальному контакту. Например, экстраверты смотрят на собеседника чаще и продолжительнее, чем интроверты. При соревновательном характере коммуникации собеседники меньше глядят друг на друга, однако иногда уделяют больше времени взгляду соперника, поскольку нуждаются в доминировании. Гендерные различия также играют роль в установлении визуального контакта – женщины склонны к пристальному взгляду, особенно в общении с другими женщинами. Мимика играет немаловажную роль в межличностном взаимодействии. Выражение лица человека может отражать его истинные чувства, однако, это не всегда так. Определенные выражения лица являются врожденными, тем самым являясь доступными для каждого человека, собеседника. К примеру, американцы, русские и японцы одинаково интерпретируют шесть универсальных эмоций (радость, удивление, печаль, отвращение, гнев и страх). Однако в разных культурах мимика может воспринимать по-разному, например, улыбка в разных странах не всегда отражает одну и ту же эмоцию.


Позы и телодвижения человека несут о человеке ту или иную информацию, играя определенную роль в межличностном взаимодействии. В особенностях поз и телодвижений проявляются личностные черты, намерения, эмоции, настроение человека. Например, по походке можно судить о настроении, эмоциях и намерениях личности. Нередко встречается такое явление, что человек взволнованный часто прикасается к определенным частям тела, потирает или щупает их. В состоянии возбуждения люди проявляют больше телодвижений, чем в спокойном состоянии. Изучение коммуникативных функций человека обособилось в отдельную науку – кинесику. Исследователи выделяют около 60 основных типов телодвижений, составляющих основу невербального языка тела. Также они отмечают гендерные различия в языке тела, например, мужчины склонны принимать открытые позы, а женщины, наоборот, принимают закрытые позы.[11]

1.3 Невербальные проявления эмоций

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой невербальных проявлений эмоций: П. Экман, У. Фризен, Э. Берн и др. Для изучения проблемы невербальных проявлений эмоций нам необходимо рассмотреть невербалику в целом, а затем перейти к эмоциям. Понятие Наиболее общее определение невербальной коммуникации звучит следующим образом;[12]

невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем. Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим. Невербальная коммуникация и невербальное проявление тесно связаны между собой. Типы невербальной коммуникации. Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника. [13]

Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации. Кинесические: выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка); визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта). Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др. Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др. Проксемические: пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция); время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени). Невербальные проявления эмоций Невербальное проявление эмоций мы можем проследить по выражению лица, различных жестов.[14]