Файл: Психофизиология. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие невербальной коммуникации
1.1Типы невербальной коммуникации
1.2 Формы невербальной коммуникации
1.3 Невербальные проявления эмоций
1.4 Невербальное общение как распознание эмоционального состояния человека
2. Эмпирическое исследование психологического портрета личности по невербальным особенностям речи
2.1 Методы диагностики невербального общения
Введение
Невербальное общение — это такое общение, при котором характерным является применение в качестве основного средства передачи информации, организации взаимодействия, создания образа, мнения о собеседнике, исполнения воздействия на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций. Осмысление речи других людей и их понимание, позволяет людям наиболее выгодно взаимодействовать друг с другом. Но на самом деле, для понимания сказанного, осознания смысла недостаточно. Невербальное общение основывается на идеях Ф. Дельсарта, В. Райха, Д. Эфрона, Ч. Дарвина, Р. Бердвистелла, А. Шефлена, изучение этих достойных авторов в школе, колледже, институте, также послужило выбором темы для написания работы. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты собственной деятельности и взаимоотношений с окружающим миром. Оценка человеком всего того, что окружает его повседневно, основывается на системе ценностей, принятой тем обществом, в котором рос, развивался и существует индивид. Выразительные движения - не просто сопровождение эмоций, а внешняя форма их существования или проявления. Эмоции есть мощный фактор, усиливающий переживания. Выразительные движения выполняют функцию общения, далеко не последнюю и очень актуальную. Я сталкивался с предположениями о том, что выразительные движения представляются рудиментами, без выполнения каких-либо функций, с таким мнением я не согласен и попробую опровергнуть его в своей работе. Напротив, выразительные движения, с их символическим значением, возникают при наличии достаточного опыта общения. Такие виды невербального общения формируются у нас под воздействием той общественной среды, к которой мы принадлежим. Испытываемые нами чувства рождают четкие сокращения и расслабления лицевых мышц и структур, чем и определяют отражение эмоций. Некоторые люди пытаются управлять состоянием своих лицевых мышц и нередко им это удается, распознать маскировку или имитацию эмоций можно, овладев понятиями невербального проявления эмоциональных состояний человека.
Всё вышеперечисленное и послужило выбором темы для данной работы. По роду своей деятельности психологи больше, чем кто-либо, общаются, коммуницируют, взаимодействуют с людьми и должны четко, в полном объеме, владеть методами диагностики невербального общения. Не всегда клиент может или хочет рассказать о том, что его по-настоящему тревожит, вот тут и помогут знания и опыт, полученные во время обучения и практики. Обладать такими знаниями – половина успеха практикующего специалиста. Правильное поведение и грамотно выбранная стратегия, основанные на полученных невербальных проявлениях эмоционального состояния человека, позволят разобраться с поставленными задачами.
Цель работы - раскрыть невербальные проявления эмоциональных состояний человека.
Для реализации цели были постановлены следующие задачи:
1) проанализировать типы невербальной коммуникации.
2) изучить методы диагностики невербального общения.
Основным методом является анализ и обобщение психолого-педагогической литературы
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие невербальной коммуникации
1.1Типы невербальной коммуникации
Во все времена люди при общении обращали внимание на поведение собеседника. Жесты и мимика собеседника для людей могут говорить многое: внимание, настроение, душевное состояние и т.д. Некоторые могут не обращать внимания на жесты и мимику собеседника, вследствие чего разговор не будет иметь смысла, если человеку он не интересен.[1] Эмоции общающихся людей обязательно включаются в общение. Такое эмоциональное общение, сопровождающее высказывание, называется невербальной коммуникацией, образующей невербальный аспект обмена информацией.[2]
Общением называется процесс обмена определенной информацией, мыслями, оценками, установками, чувствами и переживаниями между людьми. Процесс общения выполняет 6 функций: прагматическая (реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности); формирование и развитие (общение оказывает воздействие на собеседников, совершенствуя и развития каждого); подтверждение (возможность познавать, утвердить себя); объединение/разъединение людей (передача друг другу сведений, реализация общих целей, а также дифференциация и изоляция личностей); организация и поддержание межличностных отношений (налаживание и сохранение продуктивных связей и взаимоотношений между людьми); внутриличностная (общение человека с самим собой рассматривается как универсальный способ мышления).[3]
Невербальная коммуникация, невербальные средства общения.
Под понятием «невербальная коммуникация» понимается общение посредством языка жестов, мимики, исключая речевые средства. Невербальные средства общения необходимы для: регуляции общения, создания психологического контакта между партнерами; выражения эмоций и обогащения информации, передаваемой словесно. Средства невербального общения делятся на следующие разновидности: визуальные – контакт глаз, движения головы, рук, ног, туловища, выражение лица, направление взгляда, поза; кожные – покраснение, пот; отражающие дистанцию – индивидуальное пространство собеседников; акустические (звуковые) – тембр голоса, громкость, интонация, ритм, паузы; экстралингвистические – вздох, смех, кашель и т.д.; тактильно-кинестические – физические воздействия на собеседника (пожатие руки, объятия, хлопанье по плечу).
Виды невербальных средств общения.
В психологии различают три основных вида невербальных средств передачи информации: фонационные (тембр голоса, громкость речи, темп, интонация, паузы и т.д.); кинетические (позы, мимика, жесты); графические (проявляются в письменной речи). В общении и передаче информации особую роль играет мимика – движения мышц лица. Мимика целостна и динамична. [4]
Данное явление связано с распространением возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга, происходит возбуждение симпатической нервной системы.[5] Например, при выражении недовольства человек сжимает губы и вытягивает их вперед, морщит лицо. Мимика бывает следующих видов: сильноподвижная говорит об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний; малоподвижная – на постоянство душевных процессов, настроение устойчивое и редко изменяется. Такая мимика характеризует человека как спокойного, рассудительного и уравновешенного; редкая смена форм, монотонность сопровождается медлительностью, слабой импульсивностью. Человек с такой мимикой меланхоличен, скован, часто это проявляется при печали, скуке, равнодушии; Сопряженная мимика состоит из множества отдельных выражений. Взгляд является одним из наиболее важных элементов мимики. Визуальный контакт говорит о расположении к общению. При помощи контакта глаз собеседникам передаются точные сигналы о состоянии человека. Например, если человек чем-то заинтересован, его зрачки расширяются, а сердитое настроение заставляет зрачки сужаться. Жестами являются выразительные движения руками, головой, совершающиеся с целью общения, сопровождающие размышления или состояние человека.[6] Жесты могут быть: указательными (направление в сторону предметов или людей с целью обращения внимания); подчеркивающими (подкрепление высказываний); демонстративными; касательными (установление социального контакта, ослабление значения высказывания).[7] Положение человеческого тела называется позой. Наглядно поза показывает, как себя ощущает человек в обществе, как воспринимает свой статус. Походкой называется стиль передвижения человека, по которому можно распознать его эмоциональное состояние. Например, при гневе проявляется тяжелая похода, при радости – легкая, при гордости – большая длина шага и т.д. Итак, невербальная коммуникация не менее важна в процессе общения, чем вербальные и несут большой объем информации. Психологи установили, что в процессе коммуникации больше информации передается за счет невербальных средств. Проявление языка телодвижений связано с импульсами подсознания человека.
1.2 Формы невербальной коммуникации
Невербальное общение имеет множество форм, таких как, невербальные аспекты речи, расположение человека, визуальный контакт, жесты, мимика, позы, одежда человека.[8] Паралингвистика – наука, изучающая невербальные аспекты речи, делающая акцент на том, как именно говорит человек и какой смысл несут его слова. Паралингвистика исследует: громкость голоса; тон голоса; темп речи; паузы; смех и т.д. Проксемика изучает расположение человека во время беседы, дистанцию между собеседниками.[9] Визуальный контакт устанавливается при взгляде в глаза другого человека. Такой контакт является сильным невербальным знаком и выполняет ряд функций. [10] Взгляд регулирует ход коммуникации, указывая на начало или завершение разговора. При помощи взгляда можно получить информацию о собеседнике, интерес собеседника к предмету разговора или его отсутствие. Например, взгляд «в сторону» говорит о том, что собеседнику не интересен разговор или о том, что он застенчив или боязлив. Взгляд несет значительную эмоциональную нагрузку. Пристальный взор в глаза собеседника используется как знак агрессии или доминирования. Так, коллеги, обменявшись взглядами, согласовывают совместные действия.
Исследователи сделали вывод о том, что среди людей имеются индивидуальные различия в стремлении к визуальному контакту. Например, экстраверты смотрят на собеседника чаще и продолжительнее, чем интроверты. При соревновательном характере коммуникации собеседники меньше глядят друг на друга, однако иногда уделяют больше времени взгляду соперника, поскольку нуждаются в доминировании. Гендерные различия также играют роль в установлении визуального контакта – женщины склонны к пристальному взгляду, особенно в общении с другими женщинами. Мимика играет немаловажную роль в межличностном взаимодействии. Выражение лица человека может отражать его истинные чувства, однако, это не всегда так. Определенные выражения лица являются врожденными, тем самым являясь доступными для каждого человека, собеседника. К примеру, американцы, русские и японцы одинаково интерпретируют шесть универсальных эмоций (радость, удивление, печаль, отвращение, гнев и страх). Однако в разных культурах мимика может воспринимать по-разному, например, улыбка в разных странах не всегда отражает одну и ту же эмоцию.
Позы и телодвижения человека несут о человеке ту или иную информацию, играя определенную роль в межличностном взаимодействии. В особенностях поз и телодвижений проявляются личностные черты, намерения, эмоции, настроение человека. Например, по походке можно судить о настроении, эмоциях и намерениях личности. Нередко встречается такое явление, что человек взволнованный часто прикасается к определенным частям тела, потирает или щупает их. В состоянии возбуждения люди проявляют больше телодвижений, чем в спокойном состоянии. Изучение коммуникативных функций человека обособилось в отдельную науку – кинесику. Исследователи выделяют около 60 основных типов телодвижений, составляющих основу невербального языка тела. Также они отмечают гендерные различия в языке тела, например, мужчины склонны принимать открытые позы, а женщины, наоборот, принимают закрытые позы.[11]
1.3 Невербальные проявления эмоций
Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой невербальных проявлений эмоций: П. Экман, У. Фризен, Э. Берн и др. Для изучения проблемы невербальных проявлений эмоций нам необходимо рассмотреть невербалику в целом, а затем перейти к эмоциям. Понятие Наиболее общее определение невербальной коммуникации звучит следующим образом;[12]
невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем. Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим. Невербальная коммуникация и невербальное проявление тесно связаны между собой. Типы невербальной коммуникации. Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника. [13]
Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации. Кинесические: выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка); визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта). Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др. Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др. Проксемические: пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция); время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени). Невербальные проявления эмоций Невербальное проявление эмоций мы можем проследить по выражению лица, различных жестов.[14]