Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические особенности пенсионного обеспечения по старости
1.1 Понятие, виды пенсий по старости
1.2 Размеры пенсий по старости
2. Анализ и совершенствование системы пенсионного обеспечения
2.1 Исследование пенсии по старости
2.2 Мероприятия по совершенствованию системы пенсионного обеспечения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Задача государства – дать максимальную защиту своим гражданам. С этой целью в России разработана система пенсионного обеспечения, которая охватывает самые незащищенные слои населения.
Если раскрывать понятие «пенсия» доступным языком, то это -ежемесячные денежные поступления для отдельных категорий граждан.
Она является одной из форм социального обеспечения. Выплаты эти могут осуществляться из государственных и негосударственных структур.
Производятся они по причине наступления определенных обстоятельств:
- достижение пенсионного возраста;
- достаточный стаж в работе (для ряда специальностей и/или регионов);
- признание получателя инвалидом;
- потеря главного кормильца в семье;
- прочие случаи, закрепленные в ГК РФ.
Все пенсионные выплаты носят регулярный характер. Большая их часть является пожизненными.
Социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
Пенсионное обеспечение - неотъемлемая часть социального обеспечения. Правовое государство должно проявлять максимальную заботу о своих гражданах в данной области.
Пенсионное обеспечение граждан в России - комплексная система, функционирующая на базе законодательных актов государства, принятых с целью защитить гражданина в сложные периоды его жизни. Важной составляющей данной системы, является регулирование вопросов порядка назначения и выплаты гражданам трудовых пенсий по старости.
Размер пенсионного обеспечения волнует многих российских граждан. Особенно актуален стал этот вопрос после проведения реформы в 2015 году, когда пенсия разделилась на страховую и накопительную. Кроме этого, вышло Правительственное постановление о повышении пенсионного возраста. В рамках проведённых изменений, проблема минимального размера пенсии интересует многих россиян.
Предметом работы являются размеры и выплаты пенсии по старости.
Объект работы - пенсия по старости.
Целью работы является рассмотрение размеров пенсии по старости.
В рамках достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. раскрыть понятие, виды пенсий по старости;
2. изучить размеры пенсий по старости;
3. исследовать пенсии по старости;
4. проанализировать мероприятия по совершенствованию системы пенсионного обеспечения.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
1. Теоретические особенности пенсионного обеспечения по старости
1.1 Понятие, виды пенсий по старости
Пенсия по старости (трудовая) - самый распространенный вид выплат. Она может быть назначена следующим группам лиц: [9, 187 c.]
- Получают ее граждане Российской Федерации.
- Иностранные граждане, которые проживают на территории России и трудятся на ее предприятиях.
- Граждане России, которые осуществляют свою трудовую деятельность за рубежом в случае, если они добровольно платят взносы в Пенсионный Фонд.
- Апатриды, постоянно проживающие на территории России, и работающие на е предприятиях.
Все перечисленные категории должны соответствовать следующим требованиям: [11, 254 c.]
- они обязаны быть участниками системы обязательного пенсионного страхования;
- эти граждане должны достигнуть пенсионного возраста;
- эта категория лиц должна утратить свою трудоспособность;
- наличие трудового стажа не менее 5 лет.
Получать пенсию по старости по линии государственного пенсионного обеспечения приобретают граждане, которые пострадали вследствие техногенных и радиационных катастроф.
Такие выплаты начисляются в процентах от социальной пенсии и положены следующим группам:
- лицам, которые ликвидировали последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- лица, которые получили заболевания вследствие радиационного воздействия;
- гражданам, которым приходится проживать в зонах, признанных загрязненными радиацией.
Такое же право распространяется на жителей Крайнего Севера и ряда приравненных к нему районов и на женщин, у которых пять и более детей.
Все необходимые условия назначения в 2019 году, кому положена и другие нюансы, указаны в ст. 8 Закона 400. В соответствии с нормами данной статьи, лицу, желающему получать страховую пенсию по возрасту, нужно выполнить всего лишь 3 условия: [3]
- достичь возраста выхода;
- обладать определенным количеством лет страхового стажа;
- иметь определенное кол-во пенсионных баллов согласно информации из базы данных персонифицированного учета пенсионных прав граждан.
По всем условиям (пенсионный возраст, ИПК и стаж) действуют переходные положения. То есть каждый год планомерно будут увеличиваться требования:
- к возрасту выхода;
- к стажу;
- к ИПК.
ФЗ № 350 от 3-го октября 2018-го года «О внесении…» внес поправки в Закон 400 относительно возраста выхода на пенсию. Теперь возраст будет такой: [5]
Таблица 1 - возраст выхода на пенсию
Год, в котором у лица появляется право на страховую пенсию по старым правилам |
Когда теперь мужчина выйдет на пенсию |
Когда теперь женщина выйдет |
2019 |
61 |
56 |
2020 |
62 |
57 |
2021 |
63 |
58 |
2022 |
64 |
59 |
2023 и все дальнейшие годы |
65 |
60 |
Есть небольшое послабление - если мужчина или женщина достигнут пенсионного возраста по ранее действовавшим правилам в 2019 или 2020, то пенсия им будет назначена на 6 мес. раньше срока, установленного новыми правилами.
Чтобы получать пенсию по старости, гражданину нужно не только достичь соответствующего возраста, но также иметь и необходимый стаж трудовой деятельности.
Количество лет необходимого стажа зависит от года, в который лицо достигло пенсионного возраста (часть 2 ст. 35 Закона 400), а не от года, когда производится фактическое назначение (ведь, как известно, обратиться за пенсией можно позднее появления права на нее, в том числе, и через много лет позднее).
В 2015-2024 годах будут действовать переходные положения. То есть с каждым годом необходимый для назначения стаж будет повышаться согласно Приложению 3 к Закону 400: [8, 146 c.]
Таблица 2 - Переходные положения достижения пенсионного возраста
Год достижения пенсионного возраста |
Сколько лет стажа нужно, чтобы назначили |
2015-й |
6 |
2016-й |
7 |
2017-й |
8 |
2018-й |
9 |
2019-й |
10 |
2020-й |
11 |
2021-й |
12 |
2022-й |
13 |
2023-й |
14 |
2024-й и далее идущие годы |
15 |
Важно учесть, что необходимый стаж определяется исходя из года достижения пенсионного возраста именно по новым правилам.
В отношении пенсионных баллов тоже действуют переходные положения (часть 3 ст. 35 Закона 400). То есть, чтобы назначили пенсию, нужно иметь определенное минимальное количество баллов для соответствующего года (или более):
Таблица 3 - Переходные положения пенсионных баллов
Год достижения пенсионного возраста |
Сколько нужно иметь ИПК |
2015-й |
6,6 |
2016-й |
9 |
2017-й |
11,4 |
2018-й |
13,8 |
2019-й |
16,2 |
2020-й |
18,6 |
2021-й |
21 |
2022-й |
23,4 |
2023-й |
25,8 |
2024-й |
28,2 |
2025-й и все последующие годы |
30 |
Узнать свой ИПК всегда можно: [13, 421 c.]
- при обращении с соответствующим запросом в территориальный орган ПФР;
- через персональный кабинет застрахованного гражданина на сайте ПФР;
- на Госуслугах.
В отношении большинства лиц, имевших правомочие на досрочное назначение до утверждения пенсионной реформы, практически ничего не изменилось. То есть возраст досрочного выхода для них не поменялся.
Увеличился возраст лишь для отдельных категорий граждан, например, для:
- педагогических работников (п. 19 части 1 ст. 30 Закона 400) – теперь пенсия им будет назначаться в соответствии с Приложением 7 к Закону 400;
- тех, кто указан в п. 6 части 1 ст. 32 Закона 400, то есть мужчин и женщин, имеющих стаж работы на Крайнем Севере не менее 15-ти лет и общий стаж не меньше 25-ти лет (мужчины) и 20-ти лет (женщины) – теперь они будут выходить на пенсию при выполнении указанных условий не в 60 и 55 лет, а в 65 и 60 лет (с учетом переходных норм).
Рис. 1 - Сроки назначения страховой пенсии по старости
1.2 Размеры пенсий по старости
Пенсия по старости в 2019 году, ее размер и последние изменения связаны с проведением реформы. В России сейчас стартовали изменения в пенсионном обеспечении граждан. Постепенно происходит повышение возраста, с которого граждан получает право уйти на заслуженный отдых.
Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению зависят от того, по какому основанию гражданин уходит на заслуженный отдых.
Изменения, связанные с реформой, выражаются в следующем: [17, 124 c.]
- изменится структура и размер трудовой пенсии по старости;
- повысится возраст, с которого гражданина можно считать пенсионером;
- скорректируются условия для назначения льготных выплат.
Размер пенсии для граждан, не выполняющих трудовые функции, будет изменен. Повышение осуществляется быстрыми темпами, которые опережают процесс инфляции. Какой будет прибавка к пособию, стало известно с начала года.
Применяется формула: П = В*СН*7,05%
Размер государственной пенсии для каждого человека рассчитывается в индивидуальном порядке. Для получения фактической величины пособия (П) потребуется умножить выплату (В) на величину страховых накоплений (СН), после чего умножить на 7,05 процента. Таким образом, рассчитывается сумма для граждан, находящихся на государственном обеспечении и не работающих.
Рассматривая вопрос о том, какая сейчас пенсия по старости, учитываются нововведения, которые применимы с начала 2019 года. Предусматривается, что повышение происходит в поэтапном режиме.
Возрастная категория повышается на единицу с каждым периодом. В 2019 году возраст, с которого человек отправляется на заслуженный отдых, составляет для представителей мужского пола 61 год и для женщин 56 лет.
Определение величины указанных выплат осуществляется по новым правилам. В 2019 году получают право на получение пособий граждане, достигшие установленного в правовых актах возраста.
С начала 2019 года и до июня выходят на заслуженный отдых лица, которые к концу 2018 года получили данное право. Возраст к этому моменту составляет 60, 5 и 55, 5 лет. Во втором полугодии 2019 года выходят на заслуженный отдых граждане, которые достигают указанного возраста в первой половине года. [19, 168 c.]
Предусматривается возможность оформления заявления в ПФР ранее установленного срока. Лица, которым во втором полугодии исполнится 55 и 60 лет, станут пенсионерами в первой половине 2020 года.
В регионах, которые отнесены к северным, вводятся изменения. Они касаются повышения возраста для выхода на заслуженный отдых. Это значение зависит от того, какого пола человек, выходящий на пенсию. Для представителей мужского пола - это 55 с половиной лет, для женщин значение на пять лет меньше.
Говоря о том, какая пенсия по старости предусматривается для учителей и врачей, учитывается понятие выработки. Требования для этих профессий относительно специального стажа не меняются. Однако время выхода на отдых сдвигается на полгода.