Файл: Баланс и отчетность (Теоретические основы баланса, учета и отчетности на современном предприятии).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАЛАНСА, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Баланс и отчетность предприятия как информационная база финансового анализа
1.2. Методы чтения и анализа финансовой отчетности
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БАЛАНСА И ТЧЕТНОСТИ ОАО «МАХАЧКАЛАГАЗ» И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
2.1. Краткая финансово – экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ активов и пассивов баланса ОАО «Махачкалагаз»
2.3. Рекомендуемые модели совершенствования учета и отчетности на предприятии
Необходимо учитывать, что постановка управленческого учета – это проект. Соответственно необходим менеджер проекта, который не только за него отвечает, но и обладает необходимыми полномочиями. На практике ответственным за постановку управленческого учета часто назначается финансовый директор. Еще одно жесткое условие – заинтересованность и участие в проекте руководителя компании.
Цель оптимизации – сделать организационную структуру схемой управления. Это означает, что должна прослеживаться система принятия решений руководителями разных уровней. Также должны быть понятны механизмы контроля и отчетности. При этом четко определяются основные задачи и ответственность структурных подразделений (за что и перед кем). Очень важно создать систему контроля за достижением показателей, заданных в системе сбалансированных показателей, и при этом установить личную ответственность менеджеров подразделений за выполнение показателей. В процессе оптимизации организационной структуры формируются принципы взаимодействия как между подразделениями внутри каждой компании, так и между компаниями, входящими в состав холдинга.
При разработке организационной структуры компании в первую очередь определяются целевые ориентиры и критерии ее совершенствования. Формируется структура административного и функционального подчинения. Достаточно сложным этапом является распределение областей ответственности и функциональных обязанностей между подразделениями и сотрудниками. Разработанная структура должна обеспечивать информационное взаимодействие подразделений.
Основными организационными документами, фиксирующими изменения, являются Положение об организационной структуре и должностные инструкции, отражающие распределение функциональных обязанностей сотрудников.
Основными результатами этого этапа явятся определение организационной структуры компании, основных составляющих ее блоков, их функций и направлений деятельности, а также согласование основы структурных решений для построения системы управленческого учета.
С организационной структурой компании тесно связана финансовая структура. Чтобы создать финансовую структуру, сначала нужно распределить доходы, расходы и затраты по структурным подразделениям. При этом произойдет выявление структурных подразделений, способных отвечать за движение денежных средств. Последним шагом будет выделение в составе компании центров финансовой ответственности, их классификация и распределение по уровням. С помощью выделения центров финансовой ответственности компания пойдет по пути децентрализации управления, когда бизнес-единицы получают самостоятельность в принятии оперативных стратегических решений.
Основными целями децентрализации управления являются повышение качества управления как компанией в целом, так и по направлениям производственно-хозяйственной деятельности и формирование гибких организационных структур в сложных производственно-хозяйственных системах. Очень важным является то, что линейный менеджер будет иметь право самостоятельно, без согласования с руководством, оперативно принимать решения в определенных вопросах и на определенную денежную сумму. Это повышает оперативность управления бизнесом, так как для принятия решений у менеджера подразделения больше информации о местных условиях, при этом их деятельность становится более мотивированной, так как появляется возможность проявить инициативу. Наделение менеджеров ответственностью способствует развитию управленческих навыков. А самое главное, что высшее руководство, освободившись от необходимости ежедневных решений частных вопросов, может сосредоточиться на стратегических задачах управления.
Таким образом, финансовая структура делит организацию не по подразделениям, выполняющим какие-либо функции, а по центрам финансовой ответственности. Центр финансовой ответственности – структурное подразделение (или совокупность структурных подразделений), наделенное необходимыми ресурсами, осуществляющее хозяйственную или иную деятельность в соответствии со своими правами и обязанностями. Центры ответственности управляются на основе показателей деятельности из системы сбалансированных показателей. Руководители центров несут ответственность за их деятельность. Эффективность работы центров определяется сравнением плановых и фактических показателей. В рамках системы учета по центрам ответственности строятся бюджеты и оценивается их исполнение.
Это позволяет четко отслеживать денежные средства и контролировать источники возникновения доходов и расходов. Такая детализация учета позволяет максимально объективно оценивать деятельность компании.
Но необходимо упомянуть о недостатках децентрализации управления, которые выражаются в дублировании функций, невнимании к деятельности других подразделений и вероятности принятия менеджером подразделения некомпетентных решений, которые отрицательно скажутся на финансовом результате. Причинами неудачных решений могут быть несогласованность целей всего предприятия и отдельного подразделения, а также недостаток информации, которая позволяла бы менеджерам подразделений определять влияние своей деятельности на другие подразделения. Эти недостатки как раз и снимаются внедрением системы сбалансированных показателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хозяйственная деятельность предприятий отражается в текущем учете, который позволяет систематически контролировать правильность расходования средств предприятий. Однако данных текущего учета недостаточно для контроля над выполнением заданий и использованием находящихся в распоряжении предприятий средств.
Таким образом, составление отчетов – завершающий этап учетного процесса, а которых содержатся совокупные сведения о результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются источниками информации.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и составляется на основании данных бухгалтерского учета.
Бухгалтерская отчетность согласно действующему законодательству составляется предприятиями, организациями и учреждениями, ведущими бухгалтерский учет. Отчетность является одним из элементов метода бухгалтерского учета и входит в понятие бухгалтерский учет. Следовательно, как заключительный элемент метода, бухгалтерская отчетность основывается и вытекает из данных бухгалтерского учета. Поэтому любые изменения в состав отчетности вносятся при условии, что данная информация или показатели уже имеются в учете в готовом виде или получаются после внесения определенных изменений в эту систему учета.
Сущность отчетности, как заключительного элемента метода, сводится к обобщению данных текущего учета хозяйственной деятельности в системе счетов, получению на них дебетовых и кредитовых оборотов, выведению конечных сальдо и представлению этих показателей в виде баланса и других форм, удобных для обозрения и восприятия руководителем, собственником или любым другим пользователем.
Бухгалтерская отчетность содержит сведения о состоянии имущества организации и источников его формирования на отчетную дату, а также о результатах финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета, собранных на синтетических и аналитических счетах. Это обеспечивает ее повышенную достоверность, т.к. формирование информации на счетах осуществляется с использованием таких способов первичного бухгалтерского наблюдения, как документирование, двойная запись и инвентаризация.
Отличительная черта бухгалтерской (финансовой) отчетности - наличие взаимосвязи показателей, отраженных в разных формах, с показателями бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс составляет основу бухгалтерской (финансовой) отчетности. Другие отчеты предназначены пояснять и дополнять его данные. Отдельные отчеты, не связанные с бухгалтерским балансом, не обладают характерными чертами бухгалтерской отчетности и являются оперативными, статистическими или налоговыми отчетами.
Бухгалтерская отчетность – единая система показателей, отражающих состояние имущества организации и источников его формирования на отчетную дату, а также результаты финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
Отчетная дата - дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.
Отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.
Цель бухгалтерской отчетности - обобщение учетных данных за определенной время и представление их в наглядной форме заинтересованным пользователям.
В первой главе работы рассмотрены учет и отчетность как информационная основа для анализа финансового состояния предприятия, основные показатели и финансовые коэффициенты учета и отчетности, а так же методика чтения и анализа финансовой отчетности.
Во второй главе рассмотрена общая характеристика ОАО «Махачкалагаз, проанализирована его финансовая отчетность», определены финансовые показатели и рекомендована модель совершенствования управленческого учета и отчетности.
Составляя отчетность, специалисты организации стремятся показать не только достигнутые результаты, но и свои возможности в части расширения ассортимента выпускаемой продукции, роста объема производства и реструктуризации. Информация о капитале организации и пояснения к ней могут способствовать повышению инвестиционной привлекательности организации.
Представленные данные о структуре обязательств организации активно востребованы финансово-кредитными учреждениями и партнерами, которые должны принимать решения о предоставлении кредитов, займов и отсрочке платежей. Таким образом, данные финансовой (бухгалтерской) отчетности становятся аргументами в диалогах при принятии финансовых решений.
Дополнения и пояснения к отчетности раскрывают особенности и экономические условия функционирования организации - стадию жизненного цикла организации в целом и отдельных сегментов ее бизнеса, этап реализации основных инвестиционных проектов, изменение рынков и границ реализации продукции, изменение состава сотрудников - в частности, команды менеджеров - и т.п.
Объективная необходимость пояснений и дополнений к отчетности появляется в процессе анализа отчетных данных, когда необходимо разъяснить причины, в результате которых изменились финансовые результаты деятельности или финансовое состояние организации, какие причины являются случайными, а какие - устойчивыми, изменение каких факторов зависит от самой организации, а какие определены внешними условиями функционирования предприятия, какие из них могут быть отрегулированы, какие - нет.
Такие пояснения позволяют лучше понять отчетность, оценить сложившийся уровень и тенденции изменения финансовых показателей, стабильности финансового состояния. Следовательно, анализ отчетности и включение основных его выводов в пояснения и дополнения к ней обеспечивают повышение ее информативности и качества.
Кроме того, расширение пояснений и дополнений к отчетности позволяет при сохранении унифицированных форм отчетности наиболее полно раскрыть специфические характеристики субъекта хозяйствования.
Особое значение имеют данные отчетности для оценки компаний при заключении сделок их объединения и разъединения, поглощения и выделения, так как в этом случае данные отчетности становятся основным источником информации для определения условий сделки. Поскольку в настоящее время эти сделки становятся систематическими, специалисты-оценщики являются новыми и весьма требовательными пользователями отчетности, причем они особенно активно используют пояснительные данные.
В заключении хотелось бы добавить, что наиболее полное и целостное представление о деятельности предприятия может дать только комплексный экономический анализ, при котором вся финансово-хозяйственная деятельность предприятия описывается с помощью системы обобщающих показателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993г.-М.: Юрист, 2017.-31с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон от 8 июля 2002 года № 138, с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.05.2015г..
- Международные Стандарты Финансовой Отчетности 7. - М.: Аскери, 2015.
- Приказ Минфина России от 22.07.03. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
- Абрютин М.С., Грачев А.В., Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Дело и Сервис, 2016 – 230 с.
- Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия Табурчак П.П., Викуленко А.Е., Овчинникова Л.А.: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. П.П. Табурчака, В.М. Тумина, М.С. Сапрыкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 352 с.
- Баканов М.И., Шеремет А.Д., Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. М. Финансы и статистика, 2016. – 384 с.
- Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистка, 2016. – 290 с.
- Герчикова И.Н. Финансовый менеджмент. М. – Инфра – М, 2011.- 310 с.
- Грачев А.В., Анализ и управления финансовой устойчивости предприятия. М. : Финпресс, 2015. – 452 с.
- Донцова Л.В., Никифорова Н.А., Анализ годовой бухгалтьерской отчестности. М.: ДИС, 2016. – 180 с.
- Дружинина А.И., Дунаев О.Н.., Управление финансовой устойчивостью. Екатеринбург: ИПК УГТУ. 2016. – 530 с.
- Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2016. – 270 с.
- Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 2015. - 450 с.
- Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Проспект, 2010.- 470 с.
- Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. М.: Финансы и статистика, 2016. - 525 с.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2010 – 485 с.
- Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия.: Учебник для вузов - М.: ДИС, 2015.- 280 с.
- Курс экономического анализа /Под. Ред. М.И. Баканова и А.Д, Шеремета. М.: Финансы и статистика 2015. – 520 с.
- Леонтьев В.Е., Бочаров В.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2011. – 520 с.
- Литвин М.И. Анализ финансовой устойчивости предприятий.// Финансовый менеджмент. - Издательство «Финпресс», 2016. – С. 48.
- Любимов С.В., Коммерческая деятельность медицинских учреждений в условиях рыночной экономики. // Экономика здравоохранения. - 2009. – № 8. - С. 53 -54.
- Мещеряков В.Г. Оценка финансовой устойчивости. // Финансовый менеджмент. – 2016. - №2 – С. 60 – 62.
- Негашев Е,В. Анализ финансов предприятий в условиях рынка. М.: Высшая шк., 2009. 405 с.
- Павлова Л. Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. – 639 с.
- Панков Д.А. Современные методы анализа финансового положения. Мн.: Профит, 2011. - 280 с.
- Полина Н.А. Организация коммерческой деятельности в лечебно – профилактических учреждениях.// Здравоохранение. - 2011. - № 12 – С.78
- Радионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Перспектива, 2016. - 350 с.
- Разумовский А.В. Оценка финансового состояния крупного лечебно-профилактического учреждения. // Здравоохранение. - 2017. - № 6 – С.23-25
- Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб. для вузов / Г.В. Савицкая – 9-е изд., испр.- М.: Новое знание, 2017. – 640 с.
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. АПК: Учеб. для вузов, 3-е изд. Мн.: Новое знание, 2009. - 560 с.
- Сазонов П.Д., Организация платных услуг в лечебно-профилактических учреждениях.// Экономика здравоохранения.- 2017. – №11 - С. 54.
- Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. Пособие. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2017. - 479 с.
- Семочкин В. Н. Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2017. – 376 с.
- Тактаров Г.А., Григорьева Е.М. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 256 с.
- Финансовый менеджмент / Е.С. Стоянова, Т.Б. Крылова, И.Т. Балабанов.; Под общ. Ред. Е.С. Стояновой. 5-е изд. Перераб. И доп. М.: Перспектива, 2017. - 575 с.
- Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Акад. Г.Б. Поляка – 2-е изд. перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ ДАНА. 2017. – 527 с.
- Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление: – А.В. Грачев. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2017. – 450 с.
- Шабалин Е.М., Кричесвский Н.А., Карп М.В. Как избежать банкротства. М.: ИНФРА – М, 2016. - 385 с.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: Инфра-М, 2017. - 380 с.
- Экономический анализ / Под ред. Проф. Л.Т. Гиляровской. М.: ЮНИТИ, 2015.- 450 с.
- www.mch.ru
- www.garant.ru