Файл: Социально-психологический климат организации (Теоретические аспекты изучения социально-психологического климата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основной критерий когнитического компонента - переменная "знание - незнание особенностей членов коллектива".

Социометрия

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп[17].

Цель - определить социально-психологический климат в коллективе; степень сплоченности – разобщенности группы, наличие «лидеров» и «отвергнутых». Таким образом, социометрия позволит выявить структуру группы, кто в какой роли оказался.

Надежность процедуры зависит, прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы

Исходя из целей и задач исследования и учитывая основные признаки благоприятного психологического климата в группе, мы выделяем следующие критерии выбора:

- Назвать наиболее приятного члена группы;

- Назвать наихудшего члена группы.

Количество выборов: членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ПСХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА САЛОНА КРАСОТЫ «ЛЯБОМ»

2.1 Краткая характеристика салона красоты «ЛЯБОМ»

Салон красоты «ЛЯБОМ» был основан в апреле 2006 года. Салон красоты находится по адресу: 162600, г.Череповец, ул. Гоголя, 1.

«ЛЯБОМ» - это салон красоты класса люкс.

В «ЛЯБОМ» работают только самые высококвалифицированные мастера парикмахерского и маникюрного дела, косметологи и визажисты.

К услугам клиентов весь спектр косметологических услуг - парикмахеры-стилисты, маникюр, педикюр, косметологи, вип-зал, солярий. Существует система премирования постоянных клиентов.

Деятельность салона «ЛЯБОМ» ориентированна на жителей города Череповца, с высоким достатком, работает непосредственно с большим количеством людей, объясняется это тем, что салон предоставляет качественные косметические услуги. Вместе с тем каждый посетитель может приобрести любое косметическое средство, которое ему понравится.


Далее, рассмотрим организационную структуру управления персоналом салона, которая представлена в приложении.

Как видно из данных приложения, в салоне красоты «ЛЯБОМ» структура управления относится к линейно – функциональному типу. Путем делегирования линейных полномочий устанавливается нормы управляемости, которые определяют число подразделений и число уровней управления.

Подробнее рассмотрим функциональные обязанности сотрудников салона.

Исполнительный директор салона красоты «ЛЯБОМ» целенаправленно проводит мероприятия, по повышению удовлетворенности персонала работой на предприятии, используя разнообразные методы мотивации работников труда – материальное стимулирование, обеспечение социальными благами, поощрения за успехи и достижения. Директор решает самостоятельно все вопросы деятельности салона красоты, организует всю работу предприятия и несет ответственность за его состояние и деятельность. Заключает договора, в том числе по найму работников. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками салона. Она несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность предприятия, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества предприятия[18].

Администратор является организатором всей работы внутри салона красоты. Основная задача администратора заключается в доброжелательном приеме гостей, причем, организовать это все нужно так, чтобы гости чувствовали себя комфортно, не нуждаясь ни в чем.

Только после вышеуказанных распоряжений администратор приступает к выполнению своей основной задачи – встречи клиентов. В течение целого дня он должен держать в памяти много важной информации, а в первую очередь число свободных мест.

Администратор также принимает участие в работе по оценке качества труда, ведет журнал учета.

В обязанности парикмахера входит:

- выполнение стрижки, бритье кожи головы, Наложение компрессов и массажа лица;

- осуществление завивки и укладки волос химическим и электрическим способом;

- выполнение вечерних и свадебных причесок;

- окрашивание волос в различные  цвета и оттенки, учитывая особенности кожи и структуру волос (через шапочку или фольгу);

- необходимость содержать в чистоте свое рабочее место, используемые инструменты.

В обязанности мастера маникюра и педикюра входит:

- маникюр (классический, французский, худ. маникюр);


- наращивание ногтей акрилом или гелем, реставрация ногтей;

- лечение и реставрация и дизайн ногтей;

- педикюр аппаратный;

- необходимость содержать в чистоте свое рабочее место, используемые инструменты.

В обязанности косметолога входит:

- восковая депиляция;

- бикини-дизайн;

- пирсинг, прокалывание ушей;

- оформление и окрашивание бровей и ресниц;

- наращивание ресниц;

- необходимость содержать в чистоте свое рабочее место, используемые инструменты;

- интенсивный массаж талии и линии бедер;

- лечебный массаж осанки;

- массаж стоп и кистей рук;

- необходимость содержать в чистоте свое рабочее место, используемые инструменты.

Помощник администратора в салоне красоты «ЛЯБОМ» выполняет хозяйственные функции по уборке помещения салона, а так же готовит и приносит горячие и прохладительные напитки клиентам салона.

2.2 Диагностика социально-психологического климата

На 1 января 2017 года среднесписочная численность персонала красоты насчитывала 21 человек. Нужно отметить тот факт, что в салоне красоты отсутствует текучесть кадров. Основной персонал работает со времени открытия салона.

Как показал проведенный анализ, морально-психологическое состояние в коллективе салона «ЛЯБОМ» нормальное, ярко выраженные конфликтогенные зоны отсутствуют, коллектив достаточно сплоченный, разногласия между коллективами и отдельными работниками в целом носят скорее рабочий и конструктивный, недели личностный и деструктивный характер, систематических нарушений трудовой дисциплины нет.

Оценка атмосферы на работе в салоне «ЛЯБОМ» по данным опроса сотрудников организации представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Атмосфера в салоне «ЛЯБОМ» по мнению персонала организации

Как видно из данных рисунка 2.1, большая часть сотрудников (55%) оценивают атмосферу в своей организации как благоприятную, отмечают выраженный деловой настрой коллектива. Таким образом, рабочая среда фактически воспринимается в сознании персонала как среда реализации своих профессиональных возможностей. Для руководителя знание этого факта имеет практическое значение, так как поддержка подобного делового настроя – важное условие повышение эффективности работы предприятия в целом.


Отсутствие интереса к работе отметили 9% работников салона, а 17% охарактеризовали атмосферу в организации как напряженную и конфликтную, что, вероятно, связано с межличностными конфликтами в данных группах.

В последние десятилетия в сфере именно командная работа, отражающая уровень деловой сплоченности коллектива, играет значительную роль в достижении экономических результатов организации и поддержании благоприятных межличностных отношений.

Мнение персонала салона «ЛЯБОМ» о наличии команды в салоне представлено на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Мнение сотрудников салона «ЛЯБОМ» о наличии команды

Как видно из представленных данных, лишь 39% коллектива считает себя членом команды. Это недостаточно высокий показатель, свидетельствующий о необходимости проведения более активной работы по формированию командного духа и воспитанию корпоративной культуры в коллективе салона.

Система групповых отношений включает в себя отношения между сотрудниками по горизонтали и по вертикали. Данные об удовлетворенности работников салона «ЛЯБОМ» отношениями с коллегами и руководством представлены на рисунках 2.3 и 2.4.

Рисунок 2.3 - Удовлетворенность персонала салона «ЛЯБОМ»

отношениями с коллегами

Как видно из данных рисунка, более половины сотрудников в целом удовлетворены отношениями с коллегами; недовольных в данном отношении 21%, что является удовлетворительным показателем и одним из критериев здорового социально-психологического климата.

Рисунок 2.4 - Удовлетворенность персонала салона «ЛЯБОМ»

отношениями с руководством

Из рисунка 2.4 видно, что отношениями с руководством удовлетворены лишь 31% работников салона, в то время как более половины (59%) недовольны тем, как осуществляются их коммуникации с администрацией салона.

Таким образом, в ходе исследования нами был зафиксирован факт более благоприятных взаимоотношений между сотрудниками по горизонтали, чем по вертикали.

Частота возникновения различных типов конфликтов в салоне «ЛЯБОМ» за 2009 год представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Частота возникновения различных типов конфликтов в салоне «ЛЯБОМ»

Тип конфликта

\частота возникновения

Очень часто

Время от времени

Очень редко

Не было совсем

Трудно сказать

Всего

Между трудовым коллективом и администрацией

0%

7%

13%

33%

47%

100%

Между отдельными коллективами

0%

7%

20%

30%

43%

100%

Между отдельными работниками

2%

20%

43%

5%

30%

100%

В высшей структуре управления фирмой (директор,

администратор)

10%

20%

7%

12%

51%

100%


Как видим, в целом, уровень конфликтности в организации, связанный с первыми тремя типами конфликтов, невысокий.

На основе данных таблицы 1 можно построить обобщенный рейтинг типов конфликтов в коллективе.

Рейтинг конфликтов представлен частотой восприятия того или иного типа конфликта в сознании сотрудников за 2009 год. Для построения рейтинга применялась специальная методика с использованием интегративного показателя, рассчитанного на основе весового коэффициента каждого варианта ответа.

Рисунок 2.5 - Обобщенный рейтинг типов конфликтов в салоне «ЛЯБОМ»

Итак, в сознании сотрудников предприятия в наибольшей степени представлен конфликт в высшей структуре руководства, связанный с деятельностью администратора, который затронул не только участников конфликта, но и весь коллектив. Выяснение основных причин возникновения конфликтов – важное условие их регулирования или предотвращения. В любой организации, как правило, существуют следующие группы причин возникновения конфликтов:

- причины, порожденные трудовым процессом: условия труда, уровень оплаты труда, распределение ресурсов между подразделениями организации (денежные материальные, человеческие и пр.), сокращение штатов и др.;

- причины, вызванные психологическими особенностями человеческих взаимоотношений (симпатия – антипатия, непонимание и пр.);

- причины, связанные с психологическими особенностями отдельных людей.

Конфликты, связанные с последними двумя типами, наиболее сложны для урегулирования, так как в них в большой степени представлено эмоциональное содержание.

Мнение персонала салона «ЛЯБОМ» об основных причинах конфликтов в организации представлено на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6- Мнение персонала салона «ЛЯБОМ» об основных причинах конфликтов в организации

Следует обратить внимание на то, что почти треть сотрудников (30%) не определили для себя причины возникновения конфликтов в организации, что является показателем:

- невовлеченности этой части работников в трудовые конфликты;

- непонимания (незнания) причин конфликтов.

Таким образом, основные причины конфликтов в салоне «ЛЯБОМ», по мнению самих сотрудников, связаны, прежде всего, с социально-психологическими проблемами отношений в коллективе.

В таблице 2.2 представлена оценка персоналом салона «ЛЯБОМ» последствий конфликтов разного типа (по строкам не выходит 100%, так как ответили не все респонденты).