Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ, СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Общая характеристика типов государств на этапах исторического развития человеческого общества
1.2. Право - как особый вид социальных норм
1.3. Общая характеристика понятия «объективное», «субъективное» право»
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
2.1. Гражданское право: понятие, предмет, метод, принципы
2.2. Общая характеристика отдельных элементов гражданского права
ВВЕДЕНИЕ
Государство – это сложный механизм функционирования того или иного общества.
Неотъемлемой составляющей функционала государства – является регулирование тех или иных правоотношений, на уровне как императивных, так и диспозитивных норм материального права.
Учитывая повсеместное применение норм права с целью регулирования тех или иных правоотношений в обществе, возникает необходимость содержательного анализа общего понятия гражданского права, что в купе с вышеизложенным, обуславливает актуальность темы исследования.
Все вышеизложенное, является подтверждением актуальности темы данной работы.
Объектом исследования – является отрасль гражданского права;
Предметом исследования, в аспекте данной работы – является категорийное, общее понятие гражданского права;
Целью данной работы – является осуществление содержательного анализа общего понятия «гражданское право», как категории.
Задачами данной работы являются:
- Общая характеристика типов государств на этапах исторического развития человеческого общества;
- Общая характеристика сущности и понятия права;
- Общая характеристика понятия «субъективное», «объективное право»,
- Общая характеристика понятия и сущности гражданского права;
- Формулировка заключительных выводов;
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ, СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Общая характеристика типов государств на этапах исторического развития человеческого общества
Следует отметить, что для образования того или иного государства необходим целый комплекс факторов, как субъективных так и объективных.
Данные факторы, возможно, и целесообразней практически, сгруппировать в отдельные категории, а именно по экономическим, политическим, внутренних и внешних мотивов, так возникновение государства у той или иной народности, имеет свои особенности
С окончанием родо – племенного строя, также канут в небытие соответствующие обычаи и традиции, На смену таковым приходит право – это свод норм обязательных в поведении, в формировании межличностных отношений, и который устанавливается и санкционируется государством. При этом следует отметить, что те или иные обычаи, которые вписываются в морально-политическую доктрину государства, остаются, и получают название «обычное право».
При этом следует отметить, что главной формой выражения права, являются законы.
Тип государства – это та или иная совокупность характерных черт, которые характеризуют общественно – политический уклад функционирования того или иного государственного образования.
При этом также говорить и материальной составляющей, такой как экономическая основа, а именно способ производства.[17]
Исходя из вышеизложенного, мы можем прийти к выводу, что по историческому типу мы можем разделить государства на рабовладельческие, феодальные, и буржуазные. Также существует такой тип государства как социалистический.
Основополагающими факторами которые влияют на смену типов государств можно отнести: развитие продуктивных сил и смена в связи с этим фактором процесса воспроизводства, изменение классовой структуры общества, переход власти к иным группам в том или ином обществе.
Однако, как показывает практика, и анализ общедоступных специальных источников, не следует делать как говорится ставку на какой то отдельный фактор. Трансформация процессов в государстве, многофакторна, и многообразна, в связи с чем целесообразней рассмотреть соответствующие изменения комплексно.
В западной науке, превалирует такая классификация государств во времени, а именно: государство древнего мира, (рабовладельческий строй), средневековья (феодальный), новый (ранний капитализм), и новейшее.
Следует отметить, что самыми древними государствами в истории человечества являлись рабовладельческие государства. Последние возникли в 4-3 тыс. до н.э. на ближнем и среднем Востоке (такии как: Египет, Вавилон, Мидия, и др), позже – в иных регионах земли, а в 8-7 вв. до н.э. – в Европе (Греция, Рим). Общими характерными чертами таких государств, были: существование государства в интересах свободных людей, главным образом рабовладельцев. Также имело место разделение свободных людей на разряды
Группы, в зависимости от имущественного состояния, и следовательно иной статус в обществе. При этом превалировало социальное неравенство в открытой форме, что было урегулировано соответствующими правовыми нормами.[17]
Феодальное государство и право возникают в Европе в 5-6 и в последующих веках, исходя из того что рабовладельческая система переживает структурный кризис, рабство становится не актуальным в свете социального прогресса.
Чертами феодального государства, можно считать: это четкое закрепление социального неравенства, наличие вассалитета, наделение феодалов всеми правами, признание крестьян и мещан но закрепление за ними зависимости от феодала.
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о том что, феодальный тип государств, был более прогрессивным нежели рабовладельческий строй, что говорит о продуктивном и прогрессивном развитии человечества в целом, на указанном этапе исторического развития.
Буржуазное государство, - это результат революций в 17-18 вв. Буржуазный тип государства предполагает капиталистический уклад экономики, что свидетельствует о дальнейшем прогрессивном развитие человечества в целом, продуктивных сил последнего.[17]
Именно в буржуазном государстве идеологи теорий о государственности, заявили о «теории общественного договора», разделения властей. Именно в данный промежуток исторического развития человечества возникают принципы построения государства исходя из механизмов баланса и сдерживаний.
Именно буржуазное общество впервые воплотила в жизнь постулат «о равенстве всех перед законом». Капиталистический уклад развития экономики, формирует по сути локальные конкурентные рынки, в т.ч. и рынок труда. При этом следует признать что воплощение буржуазных идей, носило дух либерализма, и вносило в правоотношения между людьми те же самые принципы построения государства, а именно: договорной принцип.
Следует отметить, что в процессе дальнейшего развития человеческого общества, возникают новые, более модерновые и демократичные по сравнению с прошлым формы государства, такие как республики, с разной формой правления, внедряются в жизнь основные законы таких государств – Конституции, при этом правовые нормы последних содержат более либеральные постулаты касающихся прав и свобод человека, внедряется презумпция невиновности, и т.д.
Отличительной чертой новейшего времени следует обозначить оформление и организация отдельных групп общества в политические партии и общественные организации, с целью отстаивания собственных прав и свобод.
Также происходит упорядочивание норм права, по которым живет то или иное государства, происходит систематизация последних в виде соответствующей кодификации.
Следует отдельно отметить, что Первая мировая война, заставила буржуазные элиты по новому посмотреть на все процессы происходящие в государствах, также на развитие капиталистических государств, оказали влияние революции 1917-1918 гг., а также Великая депрессия произошедшая в США в период 1929-1933 гг.[18]
Вышеуказанные катаклизмы, заставили буржуазно - либеральные взгляды, трансформировать в более социальную плоскость.
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к обоснованному выводу о том что типы государств функционирующих в новейшем времени, практически отвечают тем типам государств, которые функционируют на данный момент, и функционал которых носит более умеренный либеральный характер, на что повлияли мировые катаклизмы, первой половины 20-го века, и что существенно сказалось на развитии различных, в т.ч и специальных институтах гражданского права.
То или иное государство, должно быть четко структурировано и организовано, именно по форме.
Составляющими элементами формы государства, являются:
- Форма государственного правления – регулирует способ организации наивысшей государственной власти;
- Форма государственного устройства – это то, каким способом делится государство на определенные составные части и разделение власти между этими частями;
- Государственный политический режим – это то, каким способом реализуется осуществление государственной власти, четко определенными методами и способами;
Формы государственного правления – таковыми в основной плоскости являются монархия и республика.
Республика – это такая форма правления при реализации которой высшая государственная власть, осуществляется соответствующим выборным коллегиальным органом, который является по сути представительским и выбирается обществом такой страны на определенный срок.[18]
При этом следует отметить, что республиканская форма правления имела место и при рабовладельческом и при феодальном типе государства, однако следует отметить, что наибольшего расцвета такая форма правления приобрела при капиталистическом укладе функционирования государства.
В практической плоскости различают две основные формы республиканского правления, а именно парламентскую и президентскую.
Президентскую форму правления в республике, прежде всего можно классифицировать как соединением в руках президента полномочий как главы государства так и главы правительства.
Президентскую республику по сути характеризует жесткое разделение власти.
Также следует отметить, что президентская республика характеризуется такими, присущими последней особенностями, а именно:
- Выбор президента происходит вне парламента;
- Выбор правительства происходит вне парламента и отсутствие соответственно за вышеуказанное действие парламентской ответственности;
- Отсутствие у президента, права роспуска парламента;
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что президентская республика, это форма организации государственной власти при которой концентрация последней концентрируется в руках одного человека.
Парламентская республика, в свою очередь характеризуется, следующими характеристиками, а именно:
- Провозглашение принципа верховенства парламента;
- Правительство перед парламентом, несет политическую ответственность за свою деятельность;
- Наличие должности премьер – министра;[18]
Анализ специальной литературы, позволяет утверждать, что при парламентской форме правления в республике, правительство формируется из числа представителей политических партий вошедших в парламент, при этом участие президента в формировании правительства, номинальное, следует отметить что при такой форме правления правительство остается у власти пока в парламенте функционирует соответствующее большинство, правление носит партийный характер, что не характерно для президентской республики.
Следует при этом отметить, что глава государства в парламентской республике как правило избирается парламентским путем. Также следует отметить, что президент парламентской республики, формально наделен достаточно значительными полномочиями , но на практике, последние носят формальный характер.
При этом следует отметить, что в мировой практике государственных конструкций, достаточно часто встречаются смешанные государственные конструкции, а именно:
Президентско – парламентская республика – при этой форме правления, глава государства лично предлагает состав правительства, и прежде всего кандидатуру премьер – министра, который подлежит утверждению представительским законодательным органом.
Парламентская монархия – глава государства, в качестве монарха, не может на прямую влиять на состав и политику правительства которое формируется парламентом и подотчетно последнему.
Дуалистическая монархия – глава государства сам формирует состав правительства, которым руководит лично через назначенного последним премьер – министра;[18]
Также к теоретическим аспектам возникновения государства, следует отнести такое категорийное понятие, как формы государственного устройства, а именно: простая в виде унитарного государства, и федеративная, что в принципе не исключает соответствующих смешанных форм.
Унитарное государство – это государственное образование, отдельные составные которого не имеют суверенитета, всех признаков государственности. Как правило такие государственные образования имеют централизованную форму управления, а также элементы местного самоуправления на местах.
Федеративное государство – это союзное государственное образования, отдельные составляющие которого имеют признаки государственности, могут осуществлять законодательную и иную самостоятельную деятельность, при этом как правило круг вопросов центральных властей, очерчивается оборонной и государственной безопасностью, а также представительством союзного государства не международной арене.