Файл: Законность и правопорядок (Законность: общая характеристика).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Законность: общая характеристика
1.1 Понятие и принципы законности
Глава 2.Теоретические аспекты правопорядка
2.1.Понятие, признаки и структура правопорядка
Глава 3. Взаимосвязь законности и правопорядка
3.1. Гарантии законности и правопорядка
Общие гарантии образуют материальную основу применения юридических мер по укреплению законности. Последние являясь непосредственным способом обеспечения законности, в то же время производны о первых; специальные гарантии должны быть, закреплены в нормативно-правовых актах.
Юридические гарантии законности - это обусловленная особенностями социально-экономического строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.
В связи с изменением форм собственности новое гражданское законодательство России в значительной мере изменяет условия обеспечения законности в сфере имущественных отношений путем введения обычая делового оборота. Это позволяет в рамках специально - юридических гарантиях дополнительно выделить два самостоятельных типа: Правовые, которые предусмотрены действующим законодательством и являются обязательными для всех и договорные, которые обусловлены нормативными актами, регулирующими сферу договорных отношений, распространяются только на участников договорных отношений.
В научной литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав юридических гарантий законности. В качестве наиболее значимых можно назвать: полноту и эффективность юридических норм; эффективность мер юридической ответственности и защиты, способствующая восстановлению нарушенных прав; высокий уровень надзора за реализацией требований законности; высококачественная и профессиональная работа органов государственной власти по обеспечению законности и правопорядка; постоянное совершенствование юридической деятельности; развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения в государственных органов, их иерархическую структуру и соподчиненность, взаимоотношения с общественными объединениями, политическими партиями, гражданами. Правозаконность в тех случаях, когда оказывается политико-юридическим принципом деятельности всей системы государственных органов, в состоянии связывать государственный аппарат и его должностных лиц требованием строгого и неукоснительного соблюдения правил поведения, закрепленных в нормативно-правовых актах. Неслучайно в современной отечественной юридической науке правозаконность рассматривается как наиболее действенный правовой метод разрешения социально-политических конфликтов. Правозаконность как специфический механизм правового регулирования оказывает существенное влияние на то, каким образом будет разрешена сложившаяся конфликтная ситуация. Как правило, правозаконность предполагает компромисс конфликтующих сторон, когда в решении проблемы учитываются интересы всех участников[10].
Это становится возможным только в том случае, если государство выступает равноправным, а не главенствующим субъектом правоотношений, наряду с обществом и отдельными гражданами.
Иногда считают, что одной из гарантий законности является государственное принуждение. В действительности принуждение не может быть гарантией законности, ибо законность сама является гарантией правомерности применяемого государством принуждения. Это правомерное, на законе основанное государственное принуждение оказывается средством предупреждения правонарушений, элементом ответственности и наказания нарушителей правопорядка, служит охране порядка в государстве.
Важнейшим методом (способом) охраны правопорядка является не принуждение, а разъяснение целесообразности соблюдения законодательства. Общегосударственная целесообразность соблюдения законов ни у кого не может вызывать сомнения. Законность и целесообразность нельзя противопоставлять[11].
Высшая государственная и общественная целесообразность состоит в том, чтобы законы полностью осуществлялись и точно применялись.
Конечно, нормативно-правовые акты могут устаревать или быть недостаточно удачными. Но нельзя допускать, чтобы каждый произвольно решал, надо или не надо применять закон. Пока закон не отменен или не изменен в установленном порядке компетентным органом, он должен неукоснительно соблюдаться. Вместе с этим любая юридическая норма, в том числе и норма закона, подлежит целесообразному применению, т. е. с учетом конкретных обстоятельств дела, местных условий, личности правонарушителя и т. п. Но эта целесообразность (применения норм права) предполагает выбор решения в строгих рамках, которые предоставляет законодательство, т. е. в рамках самой законности. Никакие ссылки на целесообразность («местную», «ведомственную», «хозяйственную») не могут снять ответственности за нарушение закона, потому что не может быть целесообразного нарушения законности и правопорядка вообще. Точка зрения, допускающая обход закона по мотивам «целесообразности», глубоко ошибочна и практически вредна, хотя бы потому, что не учитывает общегосударственной значимости законности, исходит лишь из оценки какого-то одного случая или дела. Признавая целесообразность применения любой нормы права, надо исходить из возможностей решения, которые предоставляются законодательством, а не искать какую-то целесообразность за рамками действующего права. Таким образом, соотношение законности и целесообразности имеет в общем два аспекта: признание целесообразности режима законности и целесообразное (в рамках законности) применение норм права в каждом отдельном случае. То и другое исключает любое противопоставление целесообразности принципу законности.
Убеждение как решающее средство обеспечения правопорядка соприкасается не только с вопросом целесообразности, но и с проблемой справедливости в праве. Оценка закона и акта правосудия с позиций справедливости чаще всего имеет большое значение. Однако важно, чтобы и сам принцип законности воспринимался как проявление социальной справедливости, а не как чисто формальное требование соблюдения законов, вне их какой бы то ни было нравственной оценки. Естественно, что убеждение в справедливости режима законности создает наиболее благоприятную идейную предпосылку для господства закона государства в общественных отношениях.
Соотношение законности и справедливости рассматривают как с позиции того, насколько справедливы защищаемые законностью порядки (отношения, учреждения, идеалы), так и с позиции признания справедливости определенным качеством, свойственным праву и законности как таковым. Чаще всего, когда речь идет о справедливости в юридической практике и науке, имеют в виду оценку не самого права, не самой законности, а тех отношений, которые ими защищаются. С этой точки зрения ясно, что наибольшей степенью справедливости обладает право, а потому и законность[12].
Само собой разумеется, что черты справедливости могут быть свойственны требованию соблюдения закона только тогда, когда справедлив сам закон, когда он утверждает право и противостоит антиправу.
Глава 2.Теоретические аспекты правопорядка
2.1.Понятие, признаки и структура правопорядка
Правопорядок — это состояние фактической упорядоченности и организованности общественной жизни, основанное на праве и законности[13]. Правопорядок является основой прогрессивного общества. Степень и качество упорядоченности законом и его реализации определяет общее состояние развитие «здорового» общественного организма и отдельных его индивидов. При стабильном правопорядке эффективно функционирует экономика, достигается гармония и понимание в различных сферах общественной жизни и деятельности государства, реализуются материальные и духовные потребности граждан. При формировании правопорядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Взаимодействие между ними составляет основу правовой жизни общества, которая приводит к установлению правопорядка[14].
Первичным звеном правопорядка является норма права. Норма права - это общеобязательное правило поведение, установленное и санкционируемое государством, направленное на регулирование общественных отношений. Норма права призвана воссоздать безупречный правопорядок. Правоотношения также входят в механизм правового регулирования, обеспечивающий отношения между участниками-субъектами права. На этом этапе к процессу правового регулирования присоединяется законность, осуществляющая гарантию возможного или должного поведения субъектов права. Разного рода акты, направленные на реализацию юридических прав и обязанностей становятся завершающим звеном правопорядка. Правопорядок формируется из реального воплощения прав и обязанностей субъектов права с целью достижения определенного правового результата.
Структура правопорядка - это разделение, а также единство регулируемых правом общественных отношений в соответствии с индивидуальными особенностями определенной правовой отрасли. Правопорядок - это реализованная система права, которая включает конституционные, административные, налоговые, арбитражные и другие виды общественных отношений, которые урегулированы отраслевыми нормами права. Структура правопорядка отражает систему права, которая не ограничивается только отраслевыми правовыми блоками, а также под отраслевыми институтами права. Основная черта правопорядка как системы общественных отношений заключается в том, что складывается он исключительно на базе норм права и в связи с этим устанавливается и обеспечивается государством, поэтому правопорядком охватываются не все общественные отношения, входящие в систему общества, а только те, которые урегулированы нормами права. Вопрос урегулирования всех сфер общественной жизни нормами права не является обязательным, поскольку многие участки общественных отношений урегулированы нормами морали, нравственности и другими ненормативными регуляторами. Таким образом, правопорядок является элементом общей системы отношений в обществе, складывающихся под воздействием исключительно нормативного урегулирования[15].
Правопорядок является неотъемлемой частью общественного порядка. Общественный порядок представляет собой состояние упорядоченности и организованности всей системы общественных отношений, основанных на реализации норм морали, обычаев, традиций, стереотипов. В любом государстве, претендующим на статус правового все структурные элементы общественного порядка находятся в постоянной связи между собой и обеспечение этой взаимосвязи находится под защитой такого государства. Следует отметить, что правопорядок охраняется государственными мерами воздействия, другие же структурные элементы общественного порядка регулируются и обеспечиваются не правовыми методами воздействия (моралью, нравственностью, привычками и др.)
В подсистеме отношений, формирующих общественный порядок, главным объединяющим звеном является правопорядок, так как он отражает основные моменты жизни общества, без которых оно не в состоянии нормально функционировать. Среди правопорядка общественного выделяется правопорядок воинский. Вооруженные силы представляют собой специфическую государственную организацию, специализирующуюся для ведения вооруженной борьбы и содержание деятельности такой организации существенно отличается из-за ее специфики от других субъектов общественных отношений, которые не входят в состав вооруженных сил. Воинский правопорядок представляет собой систему отношений, которые складываются между различными субъектами военного права, которые действуют на основании нормативных предписаний военно-правовых норм. Основные особенности воинского правопорядка:
- формируется на основе специальных норм, предназначенных для урегулирования специфических воинских отношений. Такие нормы содержатся в различных правовых актах военного законодательства.
- в связи с тем, что воинский правопорядок наделен специфическим содержанием, он включает в себя только те отношения, которые формируются в процессе боевой подготовки войск при несении воинской службы. Подобные отношения по своему содержанию не встречаются в условиях гражданской жизни.
Говоря о воинском правопорядке также необходимо затронуть так называемый уставной порядок. Уставной порядок - это система взаимоотношений между субъектами военной службы, которая строится в строгом соблюдении предписаний воинских уставов и предписаний. Такой порядок также подвержен воздействию законности, так как результатом является строгое соблюдение должностных и иных предписаний, обладающих нормативностью всеми лицами и воинскими организациями. Воинский правопорядок концентрирует в себе социальную справедливость, равенство всех перед законом и судом, неотвратимости наказания и других принципов и правовых положений. Взаимоотношения между военнослужащими в процессе выполнения их служебных обязанностей основываются на гуманизме, товарищеской помощи и ответственности за свои действия, приказы и распоряжения[16].
Принципы правопорядка - это основополагающие начала и требования, формирующие правопорядок как правовую категорию и являющиеся базой его функционального существования. К принципам правопорядка можно отнести принципы законности. Но так как правопорядок является самостоятельной функциональной единицей, возникает необходимость выделить его субъективные специальные принципы[17].