Файл: Организация бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета.
1.1Сущность и основные принципы ведения бухгалтерского учета.
1.2 Основные требования к ведению бухгалтерского учета и его задачи и функции.
2.1 Основные виды хозяйствующих субъектов:
2.2 Способы и приемы введения бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования.
2.3 Организация учета хозяйствующего субъекта.
2.4 Документирование операций. Документооборот
2.5 Инвентаризация. Оценка объектов бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования.
2.6 Бухгалтерский баланс. Счета бухгалтерского учета и двойная запись
Руководство или предприниматель определяет лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов. При этом может быть установлена иерархия права подписи в зависимости от занимаемой лицом должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции.
Предприниматели или организации, использующие электронные подписи, должны установить надлежащие меры предосторожности и контроля, касающиеся права использования и доступа к электронным подписям, в соответствии с законодательством РК.
Содержание первичных документов и регистров бухгалтерского учета является информацией, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой предоставляется лишь лицам, которые имеют разрешение руководства или предпринимателя, а также должностным лицом государственных органов в соответствии с законодательством РК.
Лица, имеющие доступ к указанным документам, обязаны не разглашать имеющуюся в них информацию без согласия их владельца, и не имеют право использовать ее в личных интересах. Лица, имеющие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну , несут ответственность за ее разглашение в соответствии с законодательными актами РК. Предприниматели и организации обязаны хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета на бумажных и (или) электронных носителях, финансовую отчетность, учетную политику, программы электронной обработки учетных данных в течение периода, установленного законодательством РК. Учетная политика представляет собой принципы, основы, условия, правила и практику, принятые организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, стандартами бухгалтерского учета и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из потребностей организации и особенностей ее дечтельности.
При формировании и использовании учетной политики соблюдаются принципы учета:
1. Наличие
Доходы и расходы признаются в бухгалтерском учете и отражаются в
финансовых отчетах по мере их поступления или возникновения (а не на основе получения денежных средств или оплаты)
2.Непрерывная деятельность
Субъект рассматривается как непрерывно действующий, т.е. как продолжающий работать в обозримом будущем. Предполагается, что у него нет ни намерения, ни необходимости в ликвидации или значительном сокращении масштаба деятельности
3. Понятность
Информация, представляемая в финансовых отчетах должна быть понятна пользователям.
4.Значимость
Финансовая информация должна быть значимой для того, чтобы удовлетворять потребности пользователей в процессе принятия ими решений и помогать им в оценке событий хозяйственной деятельности.
5. Существенность
Учетная политика должна быть направлена на раскрытие в финансовых отчетах информации, которая является существенной , если ее пропуск или неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей финансовой отчетности.
6. Достоверность Информация является достоверной, когда в ней отсутствует существенная ошибка или предвзятость , и на нее могут положиться пользователи
7. Нейтральность
Информация, представляемая в финансовой отчетности , должна быть свободной от предвзятости для того , чтобы быть надежной.
8. Осмотрительность
Собдюдение степени предосторожности при принятии решений, необходимый для внесения оценок в условиях неопределенности, для того чтобы активы и доход небыли переоценены , а обязательства или расходы не были недооценены
9. Завершенность
В целях обеспечения достоверности информация в финансовых отчетах должна быть полной
10. Сопоставимость
Для того чтобы финансовая информация была полезной и содержательной, она должна быть сопоставимой от одного отчетного периода в другой . Пользователи должны быть информированы об отчетной политике, используемой субъектом при подготовке финансовой отчетности, всех изменениях в этой политике и результатах этих изменений.
11. Последовательность
Учетная политика, выбранное субъектом, применяется последовательно от одного отчетного периода к другому.
12. Правдивое и беспристрастное представление
Финансовые отчеты должны создавать у пользователей правдивое и беспристрастное представление о финансовом положении, результате финансово-хозяйственной деятельности, движение денежных средств субъекта.
Базой для формирования учетной политики является стандарты бухгалтерского учета, котрые допускают альтернативные способы отражения хозяйственных операций активов, собственного капитал, обязательств , результатов деятельности и пр.
Формирование учетной политики заключается в выборе одного из способов, предлагаемых в каждом стандарте, обосновании их, исходя из условии бухгалтерского учета и преставления финансовой отчетности.
Формирование учетной политики является важной и ответственной процедурой, которая влияет на подготовку и представление финансовой отчетности. Ответственности за формирование учетной политики лежит на руководителе субъекта. Раскрытие учетной политики это процесс описания ее аспектов, примененных субъектом в отчетном периоде и оказавших влияние на его финансовое положение и результаты деятельности, представленные в финансовой отчетности.
2.4 Документирование операций. Документооборот
Документальное ведение хозяйственных операций является основной формой учетного наблюдения. Обязательность документирование операций установлена законодательной нормой, согласно которой все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и относятся к первой стадии учетного процесса. Учетный документ представляет собой письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, служит средством ее осуществления и основание для ее учетной организации. По своему назначению учетные документы подразделяются на распорядительные и оправдательные документы.
Распорядительными являются документы, оформляющие распоряжение, приказ о выполнении операции. Хозяйственная операция совершается лишь после получения соответствующего о распоряжения или разрешения от уполномоченных на то должностных лиц организации.
Оправдательными являются документы, подтверждающие совершение хозяйственной операции. К оправдательным документам можно отнести приходные кассовые ордера, накладные, расчетные документы и др.
Оправдательный документ, являющийся первым письменным свидетельством о совершении хозяйственной операции, называется первичным учетным документом. Первичный учетный документ по совершенной хозяйственной операции может быть принят к бухгалтерскому учету при соблюдении ряда нормативно установленных требований.
1) первичные учетные документ должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа (формы ) и код формы;
- дату составления;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции (натуральные и денежные);
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи этих лиц и их расшифровки.
Отсутствие в первичном документе хотя бы одного из обязательных реквизитов считается нарушением правил ведения бухгалтерского учета, влекущем в некоторых случаях применение к организации финансовых санкций.
2) первичные учетные документ должны приниматься к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации. Альбомы унифицированных форм первичной учетной документации разрабатываются и утверждаются Федеральной службой государственной статистики.
3) документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности должны осуществляться на русском языке.
4) Руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером должен быть утвержден перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. Данный перечень целесообразно разработать применительно к должностям лиц, а не к их фамилиям.
5) документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
6) первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не предоставляет возможным – непосредственно по окончании операции.
7) В первичных учетных документах должны быть заполнены все строки. Если какие - либо строки не заполняются и остаются свободными, то в них обязательно ставятся прочерки.
8) первичные учетные документ могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.
9) внесение исправлений в первичные кассовые документы (приходные и расходные кассовые ордера) и первичные банковские документы (денежные чеки, платежные поручения) не допускаются.
10) своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащих в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Поступающие в бухгалтерию первичные учетные документы подлежат обязательной проверке.
-по форме (проверяется полнота и правильность оформления документов, полнота заполнения реквизитов, наличие необходимых подписей и, при необходимости печати);
- арифметически (проверяется правильность сумм и подсчетов в документе);
- по содержанию (проверяется законность отраженных документах операций, соблюдение логической увязки отдельных показателей).
Первичные учетные документы, прошедшие проверку и обработку, должны иметь какую – либо отметку исключающую возможность их повторного использования. Документооборот представляет собой процесс движения первичных документов в бухгалтерском учете организации, включающий их составление или получение от других организаций, принятие к учету, систематизацию и передачу в
архив. В общем случае документооборот включает в себя следующие этапы:
-составление первичных учетных документов по совершенным хозяйственным операциям;
-перенос сведений из первичных учетных документов в учетные регистры;
-систематизацию переносимых сведений путем отражения на соответствующих счетах бухгалтерского учета;
-составление бухгалтерской отчетности организации по окончании отчетного периода на основании данных учетных регистров;
-составление инвентаризационных описей, ведомостей, актов;
-обработку и систематизацию всех документов для последующей сдачи в архив.
Перечень первичных учетных документов, сроки составления, представления и обработки первичных учетных документов, сроки систематизации и регистрации учетных данных, а также сроки прохождения других статей учетного процесса устанавливаются графиком документооборота. График документооборота разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации в виде приложения к приказу об учетной политике организации. Применимый график документооборота должен содержать следующий перечень работ:
-порядок создания документов;
- порядок проверки документов;
- порядок обработки документов;
-порядок передачи документов в архив.
Первичные учетные документы, учетные регистры, бухгалтерские балансы и отчеты подлежат обязательной передаче в архив. В соответствии с Федеральным законом от 21.11 1996 № 129-ФЗ « о бухгалтерском учете » организации обязаны хранить первичные учетные документы , регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течении сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, в общем случае первичные бухгалтерские документы хранятся на месте в организации не менее 5 лет. По истечении указанного срока эти документы могут быть уничтожены с разрешения уполномоченного архивного органа. Описи на документы постоянного хранения составляются в четырех экземплярах и направляются на утверждение соответствующего архивного органа. Три экземпляра утвержденной описи возвращаются в организацию, а первый экземпляр передается в архив в качестве контрольного документа, по которому будет производится прием документов на хранение. Описи документов по личному составу длительно срока хранения согласовываются с соответствующим архивным органом и утверждаются руководителем. В случае прекращения деятельности организации документы по личному составу подлежат обязательной сдаче в государственный архив.