Файл: Анализ деятельности спортивной организации на примере Государственного бюджетного учреждения города Москвы Футбольного Клуба «ФШМ».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Понятие и сущность спортивного менеджмента
1.2 Виды спортивных организаций
1.3 Особенности управления спортивными организациями
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛЬНОГО КЛУБА «ФУТБОЛЬНАЯ ШКОЛА МОЛОДЁЖИ»
2.1. Общая характеристика ФК «Футбольная Школа Молодёжи»
2.2. Организационная структура ФК «ФШМ» и анализ существующего положения
2.3. Анализ ГБУ ФК «СШОР№27» «Сокол» как конкурента ГБУ ФК «Футбольная школа молодежи»
Введение
Спорт и физическая культура функционирует в современной России форме множества разнообразных физкультурных и спортивных организаций. Это прежде всего клубы профессионального спорта, как, например, футбольный и хоккейные клубы «Спартак» и «Динамо», клубы для любительского, рабочего спорта, как, например, спортивные клубы «Москвич» или «ЗИЛ» и т.п. Всем, кто интересуется физической культурой и спортом, и даже тем, кто далек от них, хорошо знакомы названия и таких спортивных организаций, как детско-юношеская спортивная школа, фитнес-клуб, физкультурно-оздоровительный центр, спортивный комплекс, плавательный бассейн, федерация хоккея, российский футбольный союз и т.д.
В целом в России работу по физической культуре и спорту сейчас проводят около 100 тысяч различных организаций физкультурно-спортивной направленности. Руководителям и персоналу этих организации ежедневно приходится решать широкий круг самых разнообразных вопросов и проблем – от чистки и заливки ледовых площадок до проведения грандиозных спортивно-зрелищных мероприятий – таких, например, как чемпионаты мира и Олимпийские игры. Выражаясь профессиональным языком, руководителям и персоналу всех спортивных организаций приходится заниматься менеджментом.
В условиях коммерциализации экономики спорта, становления спортивной отрасли как экономической категории именно спортивные менеджеры решают задачи формирования инфраструктуры, соответствующей общепринятым мировым и европейским стандартам. Поэтому изучение темы анализ деятельности спортивной организации на примере футбольного клуба «ФШМ», является как нельзя более актуальной на сегодняшний день. В современной науке под «менеджментом» понимается процесс руководства или управления работником, рабочей группой, коллективом, различными организациями, действующими в условиях рыночной экономики. Спортивный менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей физкультурно-спортивной организации, которая действует в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Иными словами, спортивный менеджмент – это теория и практика эффективного управления организациями спортивной отрасли в рыночных условиях.
В последнее время появилось большое число публикаций по вопросам спортивного менеджмента, степень ее изученности довольно-таки высока. В частности, изучением деятельности спортивных организаций занимались такие авторы, как Алексеев С.В., Беспутчик В.Г., Артемьев В.П., Вапнярская О.И., Золотов М.И., Кузьмичева Е.В., Зуев В.Н., Логинов В.А., Куделко В.Э., Мудрик В.И., Лайтфуллин Г.Р., Громова О.Н., Переверзин И.И. и многие другие.
Цель исследования – изучить особенности менеджмента спортивной организации на примере футбольного клуба «ФШМ». В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность спортивного менеджмента;
- выделить виды спортивных организаций;
- изучить особенности управления спортивными организациями;
- предоставить общую характеристику футбольного клуба «ФШМ»;
- проанализировать организационную структуру ФК «ФШМ»;
- проанализировать организационную структуру ФК «Сокол» как конкурента ФК «ФШМ»;
Предметом исследования являются особенности менеджмента спортивной организации.
Объектом исследования выступает футбольный клуб «ФШМ».
В работе были использованы такие методы как теоретический научный метод, сравнительный анализ.
Структура работы включает в себя две главы, в каждый из которых по три параграфа, введение, заключение, список использованной литературы.
Первая глава посвящена изучению теоретических основ спортивного менеджмента.
Вторая глава носит практический характер и посвящена анализу деятельности спортивной организации.
В заключении представлены основные выводы по работе. В список использованной литературы входит 15 наименований.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Понятие и сущность спортивного менеджмента
Слово "менеджмент" (management) американского происхождения и на русский язык дословно не переводится. Оксфордский фундаментальный словарь английского языка дает более широкое толкование термина менеджмент:
- административные навыки и умения особого рода;
- власть и искусство управления;
- способ, манера обращения с людьми;
- орган управления и люди, его составляющие.
Среди российских специалистов все более утверждается практика использовать термин "менеджмент" как синоним русскою слова "управление". Действительно, термин "менеджмент" синоним слова "управление", но не полностью. Смысл слова "управление" значительно шире, так как оно употребляется применительно к различным сферам человеческой деятельности. Поэтому зарубежные специалисты термин "менеджмент" употребляют применительно к теории и практике управления социально-экономическими процессами в условиях рынка, рыночной экономики.
"Словаре иностранных слов" менеджмент переводится на русский язык как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. В англоязычных странах термин "менеджмент" употребляется довольно свободно и в различных значениях, по чаше всего применительно к управлению социально-экономическими процессами па уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.
Для обозначения других процессов зарубежные профессионалы используют иные термины. Так, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин "control", для государственного или общественною управления - термины "government administration" или ''public administration". Иногда к слову "management" добавляется слово "business" ("business management"). Это подчеркивает принадлежность термина "менеджмент" к социально-экономической сфере деятельности. Однако в последнее время в зарубежной литературе по управлению наметилась тенденция употреблять термин "менеджмент" в более широкой трактовке - применительно и к непредпринимательским организациям и общественным объединениям.
В государственной практике и теории менеджмента основой построения социальных систем управления являются объективные факторы общественного развития. Дело в том, что объективные экономические и социально-культурные процессы, происходящие в любой стране, на определенной стадии своего развития институционализируются, т.е. закрепляются в виде формальных, юридически оформленных организаций. Их группируют в отрасли производства и социальной сферы. Это является объективной основой разработки наряду с общей теорией менеджмента еще и специальных теорий, которые отражают специфические закономерности функционирования соответствующих отраслей в конкретных исторических условиях.
Спортивный менеджмент - один из видов отраслевого специального менеджмента, который имеет дело с управлением организациями физкультурно-спортивной направленности. В связи с таким подходом организация является ключевым понятием спортивного менеджмента. С позиций менеджмента физическая культура и спорт - это не только "целесообразная двигательная деятельность человека", не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей, как утверждается в теории физической культуры.
Физическую культуру и спорт в качестве объекта социального управления не только правомерно, но и необходимо рассматривать как определенное множество физкультурно-спортивных организаций - спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд по видам спорта (футболу, хоккею, баскетболу, волейболу и др.), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций и т.п. Следует отметить, что в современной России физкультурно-спортивную работу проводят 100 тыс. различного вида физкультурных и спортивных организаций, в которых трудятся более 241,8 тыс. специалистов - тренеров, преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов-методистов и других категорий работников, а также более полумиллиона рабочих и технического персонала. Продукт их трудовой деятельности - это физкультурно-спортивные услуги, то есть организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом, программы спортивной тренировки и физкультурно-оздоровительных занятий, спортивные зрелища и т.п. Таким образом, организация - ключевое понятие спортивного менеджмента.
Общий и специальный менеджмент имеет еще одно характерное свойство. Менеджмент связан с наличием в организации профессиональных руководителей, которых за рубежом называют менеджерами. Спортивный менеджер - это специалист, занимающий, как правило, руководящую должность в физкультурно-спортивной организации и владеющий искусством научного управления.
Искусство менеджмента характеризуется особенностями умения того или иного спортивного менеджера применять общепринятые принципы, методы и технологию управления в своей конкретной управленческой деятельности. Подведем некоторые итоги.
Таким образом, спортивный менеджмент - это специальная теория и практика управления физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях, это один из отраслевых видов менеджмента, одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в условиях рынка.
Объектом спортивного менеджмента как самостоятельной пауки является совокупность физкультурно-спортивных организаций страны, продуктом деятельности которых являются физкультурно-спортивные услуги.
Предмет спортивного менеджмента - управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения физкультурно-спортивных услуг.
Следует также отметить, что специалисты выделяют несколько функциональных разновидностей менеджмента: стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, персонал-менеджмент, проектный менеджмент, инновационный менеджмент, маркетинговый подход в спортивном менеджменте и др.
Задача спортивного менеджмента как учебной дисциплины - обеспечение целостного представления об отраслевой системе управления, о принципах, закономерностях и технологии управления в организациях отрасли физической культуры и спорта в современных рыночных условиях России.
Учитывая складывающуюся традицию, в дальнейшем мы будем употреблять термин "спортивный менеджмент" в том же значении, что и давно известное словосочетание "управление физической культурой и спортом".
1.2 Виды спортивных организаций
Целью данного параграфа является анализ различных типов физкультурно- спортивных организаций. Выделим несколько оснований для классификации:
- Размер физкультурно-спортивных организаций;
- Виды и формы собственности;
- По отношению к прибыли;
Первым из классификационных признаков является размер физкультурно-спортивных организаций, которые делятся на малые, средние и крупные.
Для отнесения физкультурно-спортивной организации к той или иной группе на практике применяют несколько критериев, содержащихся в Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (1995 г.). К малым физкультурно-спортивным организациям относят те, в уставном капитале которых доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений не превышает 25%, а средняя численность работников не превышает 50 человек (для малых организаций других отраслей народного хозяйства средняя численность работников колеблется от 30 до 100 человек). Размеры средних физкультурно-спортивных организаций по критерию численности занятых в них колеблются в пределах 100—300, а крупных — от 300 работающих;
По видам и формам собственности ФСО подразделяются на находящиеся в государственной (федеральная собственность и собственность субъектов РФ), муниципальной (районная, городская, поселковая) и т.п. собственность, частной (собственность предприятий, граждан) и собственности общественных объединений (общественных организаций). Большинство ФСО находятся в государственной, муниципальной, и собственности общественных объединений.
Но вместе с тем имеют случаи, когда ФСО (в первую очередь клубов по игровым видам спорта) находятся в частной собственности – футбольный клуб «Локомотив» (Москва) является собственностью Московской железной дороги, футбольный клуб «Локомотив» (Нижний Новгород) – Горьковской ЖД.
По отношению к прибыли ФСО могут быть коммерческими, преследующими извлечение прибыли и ее распределение между участниками деятельности в качестве основной цели, и некоммерческими, которые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они были созданы.
Для того, чтобы понять особенности механизма функционирования различных видов ФСО и эффективно ими управлять, их нужно упорядочить, систематизировать. Организации физкультурно-спортивной направленности могут быть классифицированы по следующим признакам:
- форма собственности;
- организационно-правовая форма;