Файл: Механизмы социальной адаптации.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Механизмы социальной адаптации

В зависимости от объекта социальной адаптации, можно выделить некоторые ее виды.

Дезадаптацию можно определить как затруднение, осложненное какими – либо факторами приспособления к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности.

Выделяют следующие типы дезадаптации:

В учреждениях образования социальный педагог чаще всего сталкивается с так называемой школьной дезадаптацией, которая как правило предшествует социальной.

В зависимости от степени глубины, деформации социализации можно выделить две стадии дезадаптации:

1 стадия социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися.

Кроме социальной дезадаптации выделяют также:

Условия успешного вхождения ребенка в школьную жизнь:

- способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т. е. тех, которые педагога как наука на данном этапе своего развития готова дать детям – всему классу одну и ту же;

- способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же);

- высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности;

- способность использовать полученные ЗУН в жизни – это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;

- положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика;

- положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интересcа ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;

- социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей;

- позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;

- позитивные отношения с одноклассниками;

- хорошее физическое и психическое здоровье;

- адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;

- чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.

Спасибо за внимание!

Механизмы социальной адаптации

Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности. Механизмы социальной адаптации можно классифицировать по разным основаниям: по формам их принятия субъектом адаптации. Выделяются два основных механизма социальной адаптации: добровольный и вынужденный. Добровольная адаптация представляет собой ситуацию, при которой новые условия жизнедеятельности, предлагаемые субъекту средой, не противоречат его системе ценностных ориентаций, убеждений и идеалов и открывает перед субъектом новые перспективы и возможности и, поэтому, принимается без сопротивления, если даже для этого необходимо предпринять определённые усилия. Например, возможность сделать хорошую служебную карьеру или получать высокую заработную плату может рассматриваться человеком как основание и необходимость для смены места работы и адаптации в новом коллективе, получения образования, переквалификации и т.п. Трудности, неизбежно возникающие в ходе освоения новой среды и новых условий жизнедеятельности, принимаются субъектом как «трудности роста», через которые надо пройти, для получения желаемого. Вынужденная адаптация, напротив, ситуация, при которой характеристики и свойства новой для субъекта среды жизнедеятельности, не соответствуют и противоречат его ценностно-нормативным установкам. Однако, при этом, субъект не может не принять эти характеристики. Внешней формой проявления адаптационных процессов, позволяющей делать выводы о том, насколько успешно они протекают в каждом конкретном случае, является адаптационное поведение, т.е. процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адаптации.

В зависимости от объекта социальной адаптации, можно выделить некоторые ее виды.

1.Функциональная, представляющая собой приспособление субъекта к новой социальной среде через освоение и выполнение новых социальных функций. Например, адаптация ребёнка к школе возможна, в том числе, и через освоение им функциональных обязанностей учащегося. 2.Организационная, связанная с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутригрупповой стратификации. Примером подобной адаптации может служить освоение человеком иерархических отношений в новом для него коллективе. Например, на работе, воинской службе. 3.Ситуативная, представляющая собой внешнее приспособление субъекта к новым условиям существования и жизнедеятельности. Данный вид социальной адаптации можно наблюдать, когда субъект начинает приспосабливаться к среде через выполнение некоторых её требований, правил и норм. Дезадаптация –относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды.

Дезадаптацию можно определить как затруднение, осложненное какими – либо факторами приспособления к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности.

Выделяют следующие типы дезадаптации:

В учреждениях образования социальный педагог чаще всего сталкивается с так называемой школьной дезадаптацией, которая как правило предшествует социальной.

1.Школьная дезадаптация - это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями и навыками становится затруднительным, в крайних случаях – невозможным. 2.Социальная дезадаптация в педагогическом аспекте - особый вид поведения несовершеннолетнего, который не соответствует основным принципам поведения признанным повсеместно обязательным для детей и подростков. Она проявляется: в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении, в деформации системы ценностей, внутренней саморегуляции

, социальных установок, отчуждении от основных институтов социализации (семьи, школы), резком ухудшении нервно- психического здоровья, увеличении подростковой алкоголизации, склонности к суициду. Социальная дезадаптация – более глубокая степень дезадаптация, чем школьная. Ей свойственны асоциальные проявления (сквернословие, курение, употребление алкоголя, дерзкие выходки) и отчуждение от семьи и школы, что приводит: к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятельности, трудностям в профессиональном определении; снижению уровня нравственных и ценностных представлений; снижению способности адекватной самооценки.

В зависимости от степени глубины, деформации социализации можно выделить две стадии дезадаптации:

1 стадия социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися.

2 стадия представлена социально запущенными подростками. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением от семьи и школы как основных институтов социализации. Формирование таких детей идет под влиянием асоциальных и криминогенных групп. Для детей характерно бродяжничество, безнадзорность, наркомания; они профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно. В литературе выделяют несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков: наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная); психолого- педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания); социальный фактор (социальные и социально- экономические условия функционирования общества); деформация самого общества; социальная деятельность самого индивида, т.е. активно- избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию; социальная депривация, переживаемая детьми и подростками; личностные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения.

Кроме социальной дезадаптации выделяют также:

Патогенную дезадаптацию – вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы (олигофрения, умственная отсталость и т.д.).
Психосоциальную дезадаптацию вызвана половозрастными и индивидуально-психологическим особенностями ребенка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующая индивидуального подхода и специальных психосоциальных и психолого-педагогических коррекционных программ.

Условия успешного вхождения ребенка в школьную жизнь:

- способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т. е. тех, которые педагога как наука на данном этапе своего развития готова дать детям – всему классу одну и ту же;

- способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же);

- высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности;

- способность использовать полученные ЗУН в жизни – это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;

- положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика;

- положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интересcа ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;

- социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей;

- позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;

- позитивные отношения с одноклассниками;

- хорошее физическое и психическое здоровье;

- адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;

- чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.

Спасибо за внимание!