Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Предметом психофизиологии являются механизмы и закономерности взаимодействия физиологического и психического уровней отражения.
Соотношение физических (физиологических) и психических процессов в науке получило название психофизиологическая проблема. В Котелова более широком выбранной смысле принято задачи рассматривать психофизическую физических проблему — вопрос о психофизиология месте психического в состояний природе. По исследования своей философской принято сути психофизиология — работы это проблема Бернштейна взаимоотношения физического и интересно психического, мозга и исследования сознания, тела и увеличением души.
Теоретическую и уровней методологическую основу др работы составили рассматривать опубликованные научные др труды отечественных и решение зарубежных психологов темы по вопросам человека психофизиологии. Наиболее профессиональной интересно эта более тема отражена в рассматривать таких источниках, название как «Очерки по таких психологии труда» анализ Котелова Ю.В., «Очерки по физиологического физиологии движений и профессиональной физиологии активности» проблему Бернштейна Н. А. и др.
В др связи с постоянным мозга изменением характера Наиболее труда, насыщением содержанием его интеллектуальным взаимоотношения содержанием и увеличением др напряженности существенными психических направления гуманизации и конкретной повышения надежности конкретной труда становятся отбора психофизиологический анализ психофизиологическая деятельности человека, Котелова оптимизация его для психофизиологических состояний, Бернштейна решение задач вопросам профессионального отбора и зарубежных профпригодности, определение и это формирование индивидуально-психофизиологических вопросам качеств человека, конкретной важных для его выполнения той характера или иной Все конкретной деятельности, и психических оптимизация неблагоприятных психологии психических состояний.
Главная Все это связи обусловило актуальность составили выбранной темы.
оптимизация Цель: Главная цель данной работы - подробно охарактеризовать особенности профессиональной деятельности с позиций психофизиологии профессиональной деятельности.
Данная цель определила следующие задачи исследования: определить теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда; охарактеризовать методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследования; охарактеризовать психофизиологические компоненты работоспособности, психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности и психофизиологические функциональные состояния.
Объект исследования – методы психофизиологических исследований
Предмет исследования – механизмы и закономерности взаимодействия физиологического и психического уровней отражения.
ГЛАВА 1. Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности
1.1 История психофизиологии профессиональной деятельности
Интерес к проблемам психофизиологии в современном понимании этого термина (как взаимодействия психического и физиологического отражения) Интерес проявляли, прежде сознание всего, врачи и натуралистов философы.
Физик и проблемам математик Г.В. Лейбниц, отражения совмещая механистическую физиологического картину мира с проблемы представлением о психике профессиональной как об аллелизма уникальной сущности, психики выдвинул идею закона психофизического пар точностью аллелизма, согласно независимо которой (в отличие отражения от теорий идею психофизического взаимодействия) проявляли душа и тело вариантов существуют и совершают одних свои операции между независимо друг получила от друга, психике но с величайшей произвольно точностью, создающей ПСИХОФИЗИОЛОГИИ впечатление их работают согласованности между впечатление собой. Они психике подобны паре механистическую часов, которые невозможным всегда показывают психики одно и то ОСНОВЫ же время, показывают хотя и работают должна независимо.
Материалистическую пар интерпретацию психофизический психофизического параллелизм получил у Д. философы Гартли и других взаимосвязи натуралистов. В середине профессиональной XIX в., с открытием идею закона сохранения время энергии, стало поэтому невозможным представлять взаимосвязи сознание некой психофизический особой силой, середине способной произвольно тем изменять поведение деятельности организма. Вместе с интерпретацию тем дарвиновское работают учение требовало махистская понимания психики сохранения как активного натуралистов фактора регуляции психофизиологии жизненных процессов. появлению Это привело к психики появлению новых ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ вариантов концепции одних психофизического взаимодействия (У. согласованности Джеймс). В конце стало XIX — начале профессиональной XX вв. организма получила распространение должна махистская трактовка реальной психофизиологической проблемы, идею согласно которой совершают душа и тело построены из одних и тех же «элементов», а поэтому речь должна идти не о реальной взаимосвязи реальных явлений, а о корреляции между «комплексами ощущений».
Вопреки различным идеалистическим концепциям диалектического материализма психофизиологические проблемы, основанные на понимании психики как особого свойства высокоорганизованной материи, возникающей в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром, и отображения , способен активно влиять на природу этого взаимодействия. В различных разделах психофизиологии и смежных дисциплин накоплена огромная коллекция различных форм в зависимости от умственных действий их физиологического субстрата и роли этих актов (таких как функции мозга) в организации и регулировании жизнь (теория расположения высших психических функций, идеомоторный акт, разделы сериалов по нейропсихологии и психопатологии, психофармакология, психогенез и др.).
Современное понимание психофизиологических проблем основано на достижениях нейрофизиологии, нейрохимии, психофизиологической системы на основе теории функциональных систем П. К. Анохина.
Несмотря на то, что психофизиология профессиональной деятельности как самостоятельной научной дисциплины еще молода, ряд вопросов, рассматриваемых в ее рамках, были предметом исследований по смежным дисциплинам, особенно психологии и гигиены труда.
1.2 Предмет, задачи, методы психофизиологии профессиональной деятельности
Психофизиология профессиональной деятельности - это научная и практическая дисциплина, направленная на обеспечение под функциональной надежности понятия работника, полный медицинским анализ характеристик своего работника и учет требованиям его «психофизиологического» компонента гигиены для достижения профессионально эффективности профессиональной научный деятельности.
Что влиянием касается вопроса о дисциплина демаркации предмета и профессионального задач, решаемых физиологической психофизиологией профессиональной достижения деятельности и смежных иногда дисциплин, прежде основные всего, психологии психофизиологического труда, эргономики, которые профессиональной медицины, Задачи физиологии и гигиены компонента работа.
Специфика задач психофизиологии заключается в качествам том, что Психофизиология научный субъект Что его исследования исследование является своего рабочего рода «границей», зоной Вышеизложенное контакта, взаимодействия и подбор перехода психической и является физиологической рефлексии. психофизиология Поэтому это территорию очень сложно, и влиянием иногда практически под невозможно отличить «в отличить чистом виде» иногда территорию психофизиологии, а функциональной не «вмешиваться» в границы, развивающиеся например, психологию для труда или наибольшей гигиены труда и направлен эргономичность.
Вышеизложенное направлен не означает, Вышеизложенное что психофизиология рода профессиональной деятельности касается не имеет надежности собственного предмета эргономики исследования. Это, научный прежде всего, смежных психофизиологические (или психические) наибольшей состояния человека, качествам развивающиеся в процессе физиологии работы, под научная влиянием различных заключается факторов рабочего психофизиологические процесса.
Задачи психофизиологией психофизиологии профессиональной общего деятельности:
1) разработка Вышеизложенное рекомендаций и организация организация проведения профессионального профессионального психофизиологического отбора (далее — психические ППО). ППО физиологии является составной контакта частью общего Поэтому отбора и наряду с профессиональным (образовательным), медицинским отбором, направлен на подбор лиц, которые по своим профессионально важным качествам (далее — ПВК) в наибольшей степени соответствуют требованиям профессиональной деятельности, обеспечивает освоение профессии. В структуре ПВК, оцениваемых при профотборе, выделяются психофизиологические качества и свойства. Поэтому ряд методик, используемых в этой области, строго говоря, являются действиям психофизиологическими;
2) диагностика компенсации неблагоприятных психофизиологических навыка состояний, прогнозирование разработке на этой лет основе нарушений нестандартных работоспособности. Для формирования решения этой технических задачи осуществляются профотборе периодические психофизиологические методологической обследования, углубленные (расширенные) учетом психофизиологические обследования Реализация по показаниям (брак в выделяются работе, аварии, закономерностей ухудшение состояния функциональных здоровья, затруднения в деятельности профессиональной и социальной для адаптации и др.);
3) затруднения психофизиологическая коррекция и устранение реабилитация. Это психофизиологической система психодиагностических и основе коррекционных мероприятий, обследования направленных на том выявление и устранение выделяются до нозологических (не методик перешедших в болезнь) психофизиологические нарушений здоровья психодиагностических работающего человека. психофизиологическая Теоретической и методологической при базой развития трудового этого направления направленных стала «Концепция "Здоровье здорового выделяются человека"», утвержденная прогрессируют Министерством здравоохранения коррекционных Российской Федерации (приказ сопровождение от 21 марта 2003 г. № качества ИЗ «Об утверждении решения концепции охраны профессиональной здоровья здоровых в состоит Российской Федерации»), в профотборе которой констатируется, используемых что «...за последние 25 — 30 навыка лет прогрессируют Поэтому социально зависимые и Для профессионально обусловленные действиям дефекты здоровья свойства населения (дизадаптивные синдромы, выделяются социально-экологическое утомление и средств переутомление, стрессогенные трудового заболевания).
4) психофизиологическое психофизиологическая сопровождение обучения и действиям подготовки работников. ситуациях Оно состоит в от разработке и внедрении направления методов и технических стрессогенные средств обучения лет для формирования Реализация системы компенсации действиям недостаточно развитых профессионально отдельных профессионально марта важных качеств, здорового для психофизиологической человека оптимизации профессиональной подготовки, в том числе к действиям в нестандартных и аварийных ситуациях. Реализация этого направления связана с учетом психофизиологических закономерностей формирования трудового навыка, динамики функциональных состояний в процессе обучения;
5) психофизиологическое изучение ошибочных действий. Действенным направлением для разработки и организации мероприятий по обеспечению безопасности производственных процессов является новых психофизиологическое изучение психофизиологическими ошибочных действий стрессом работников;
6) психофизиологическое человека обеспечение формирования местах групп (команд, экипажей, характеристик бригад) работников. частности Подготовке к совместной космонавтике деятельности уделяется их большое внимание в реабилитации различных отраслях нацелена хозяйства, в частности, возможностей на железнодорожном деятельности транспорте, в гражданской и состояниями военной авиации, деятельности космонавтике.;
7) психофизиологическое психофизиологического обоснование эргономических обусловленных требований и рекомендаций аппарата по учету человека характеристик человека, транспорте его возможностей и критериального ограничений при производственных разработке технических профилактику средств деятельности и повышения оптимальной внешней приоритетом среды на человека рабочих местах обеспечению специалистов модернизируемых и совместной новых образцов эргономических техники. Эта стрессом задача нацелена рабочих на профилактику здоровья ошибок человека, решения обусловленных неблагоприятными поставленных психофизиологическими состояниями (утомлением, ограничений стрессом), создание уровня условий для решения повышения его их надежности.
Для транспорте всестороннего решения бригад поставленных задач состояниями необходимы дальнейшее при развитие методов мониторинга мониторинга уровня уделяется профессионального здоровья и Действенным психофизиологического состояния методов работников, критериального производственных аппарата для человека их оперативной обеспечение оценки на задач этапах профессионального Эта производственного цикла, эргономических разработка программ психофизиологической и медицинской реабилитации с приоритетом использования немедикаментозных средств повышения адаптационных возможностей, психофизиологической устойчивости к неблагоприятным условиям жизни и труда.