Файл: Аналитический обзор существующих систем поддержки принятия решения ( Задачи, выполняемые системами поддержки принятия решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главной целью создания области явилось повышение оперативности решения управленческих задач за счет создания аналитической базы данных социально-экономических показателей для функционального взаимодействия руководства и специалистов структурных подразделений, а также их обеспечения оперативной актуальной, аналитической и прогнозной информацией для обоснования управленческих решений по текущему и перспективному планированию и регулированию социально-экономических процессов республики.

Выполнение работы над созданием СППР позволило решить следующие основные задачи:

  • формирование информационно-аналитической системы, обеспечивающей проведение мониторинга, анализа и вариантного прогнозирования социально-экономического развития республики;
  • предоставление информации в табличном, графическом и картографическом виде основным потребителям, в том числе удаленным пользователям посредством Веб-раздела в сети Интернет;
  • формирование центрального аппаратно-технического узла СППР (ЦАТУ), обеспечивающего интеграцию, централизованное хранение и предоставление информационных ресурсов федерального, республиканского и муниципального уровней СППР.

Рассмотрим подробнее на примере ситуационного центра Минэкономразвития РФ.

Ситуационный центр Минэкономразвития России (далее СЦ МЭРТ) представляет собой специализированный программно-информационый омплекс, использующий современные технологии визуального представления информации, средств моделирования и анализа ситуаций, обеспечивающий решение широкого круга задач ситуационного анализа макроэкономических и региональных процессов.

В рамках СЦ МЭРТ решаются следующие группы задач:

Мониторинг текущей ситуации. Анализ и краткосрочный прогноз макроэкономических процессов. Моделирование макроэкономических процессов СЦ состоит из следующих укрупненных блоков:

  • хранилище данных;
  • подсистема аналитической обработки и представления информации;
  • подсистема моделирования и прогнозирования;
  • подсистема администрирования и информационной безопасности

1.3 Угрозы информационной безопасности в системах поддержки принятия решений


В последнее время всё чаще возникает необходимость на основе определенного набора собранных данных найти самый оптимальный вариант для решения поставленных задач. В ситуации, когда слишком много исходной информации и/или задача слишком сложна, когнитивные способности человека могут привести к неоптимальному решению.

Существует множество алгоритмов для автоматизации действий при решении такого рода задач. Одним из эффективных средств на сегодняшний день являются системы поддержки принятия решений (СППР), сочетающие в себе логику данных и принятие решения в качестве инструмента для оказания помощи человеку, принимающему решение[1].

Система поддержки принятия решений (СППР) представляет собой совокупность взаимосвязанных по целям, параметрам и условиям задач, методов (методик), программных средств и технических систем, позволяющих формировать в автоматизированном режиме единственно верное управленческое решение или варианты таких решений.

Система поддержки принятия решений позволяет осуществлять сбор необходимых данных из различных источников и преобразовывать их в единый формат. Решение системы, как правило, это сочетание наборов правил, которые работают на конкретных данных, содержащихся в БД.

Для стабильной работы системы и для выявления угроз ИБ необходимо рассмотреть и проанализировать составляющие её компоненты.

Чаще всего в СППР выделяют четыре основных компонента:

1) информационные хранилища данных - Data Warehouses;

2) средства и методы извлечения, обработки и загрузки данных (ETL - процессы);

3) многомерная база данных и средства анализа (ROLAP система);

4) средства Data Mining.

У каждого из компонентов имеются свои недостатки, из которых и формируются угрозы информационной безопасности в СППР.

Рассмотрим недостатки каждого компонента подробно:

1) Недостатки Data Warehouses:

  • необходимость самостоятельного определения типа и формата источника данных;
  • отсутствие полноценного семантического слоя тoгo уровня, который имеется в хранилище данных;
  • отсутствие жесткой поддержки структуры и форматов данных;
  • отсутствие автоматических средств поддержки целостности, непротиворечивости и уникальности данных;
  • отсутствие средств автоматического агpегирования и создания новых данных;
  • отсутствие средств автоматического контроля ошибок и очистки;
  • необходимость настройки механизмов доступа к источникам данных.

2) Недостатки ETL-систем: при слишком большом объеме обрабатываемых данных очень часто максимально упрощают такие сервисные процессы как авторизации, разграничения доступа к данным, автоматизированного согласования изменений. А именно от этих процессов зависит безопасность данных при обработке в системе.

3) К недостаткам ROLAP систем относится низкая производительность. Также к недостаткам относят ограничение возможности расчета значений функционального типа из-за применения SQL.

4) Средства Data Mining. Самым главным недостатком является перебор вариантов за приемлемое время, с помощью логических методов обнаружения закономерностей.

Известные методы либо искусственно ограничивают такой перебор, либо строят деревья решений, имеющих принципиальные ограничения эффективности поиска if then правил. Вместе с тем возникает проблема, связанная с тем, что известные методы поиска логических правил не поддерживают функцию обобщения найденных правил и функцию поиска оптимального сочетания таких правил.

Можно сделать вывод о том, что для обеспечения высокого уровня защиты в СППР доступ к данным должен контролироваться не только на уровне таблиц и их столбцов, но и на уровне отдельных строк. Особое внимание необходимо обращать на вопросы, возникающие в связи с аутентификацией пользователей, защиты данных при их перемещении в хранилище данных из оперативных БД и внешних источников, а также защиты данных при их передаче по сети.

ГЛАВА 2. ОБЗОР НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

2.1. Система 1С: Предприятие

1С – российская крупнейший производитель приложений. Компания основана в 1991. специализируется на разработке, и поддержке компьютерных делового и домашнего Из собственных фирмы «1С» известны программы «1С: Предприятие». программ 1С: Предприятие  предназначена для ации управления и учета на различных отраслей, деятельности и типов финансирования.

совсем недавно а осваивать «облачные» И чтобы оставаться на ИТ-рынке, фирма 1С свою стратегию бизнеса в «облачных» и предприняла ряд шагов по ее

Во-первых, все созданные на платформе 1С: Предприятие 8.2 рабо по модели SaaS.


предоставлен коробочный для массового рынка, бный работать в «облаке».

фирма предоставляет и среднему бизнесу арендовать свое обеспечение для автоматизации с помощью «облачных» технологий.

1С заключила соглашение с «Ростелеком», которая будет решения фирмы 1С по SaaS.

«Облачные»  1C: Предприятия обеспечивают и удобную работу с решениями на различных устройствах с различными системами. При этом могут использовать устройства с вычислительной мощностью, а мобильные устройства. могут вообще не на свои механизмы обеспечение 1С: Предприятия или установить легкое клиентское приложение, не требующее количества ресурсов.

Все вычисления прикладная реализуется в кластере серверов 1С: Предприятия, которое масштабируемость, отказоустой динамическое перераспределение и взаимодействие с СУБД, хранящими прикладных решений. При  кластер серверов может быть инфраструктурой сервиса, позволяет предоставлять пользования программным как сервисом, вести потребления этих осуществлять общее сервиса и другое.

1С: Предприятие предоставляет услугу по схеме , что намного выгодней, чем саму платформу на рабочее место нта. «Облачные» технологии 1С предназначены для автоматизации и эко затрат крупного, и малого предприятия.

2 варианта использования услуги:

  • Для крупных и предприятий, имеющих специалистов 1С. Основной таких компаний развитие учетной то есть внедрение конфигураций или модулей. 1С пользователей при этом вляется в текущей системы.
  • Для малых не имеющих штат истов 1С.
    Компаниям, в не предусмотрены в штате 1С, фирма может оптимальный пакет подходящий для любых в зависимости от поставленных Такой пакет является вариантом для решения развития системы и пользователей, а также по сосредоточиться исключительно на бизнеса. На электронном ре компании itstore выбор оптимального в аренду 1С: Предприятия таблицу 1).

Таблица 1

В оптимального тарифного

Тарифный план

Почасовой

Фул Тайм


выездов

2 раза в месяц

по нормо-часам

Специалист нахо либо на территории за либо выделен на времени в офисе.

По мере выхода вления

По мере обновления

По мере обновления

отчетов, конфигурации

по нормо-часам

Оплачивается по

-

Администрирование БД

Добавление новых архивирование.

новых пользователей, ар

-

Обучение

1 раз в месяц.

по нормо-часам

-

Горячая

Бесплатно

Бесплатно


На 1С: Предприятие, фирма четыре основных использования облачных  

  1. Облако в организации рисунок 1).

Рисунок 1 - в организации

Внутри организации облачные могут использоваться для того, сотрудники имели возможность к информационной базе из мест, даже из где на компьютерах не установлено Это полезно для руководителей, между офисами, требуется оперативная по своим подразделениям. Это для менеджеров, потому что они получать необходимые отчеты, практически, в любом месте, в точке или у поставщика.

к облаку, развернутому организации, могут потребители, не являющиеся Поставщики, клиенты, и т.д. для того, например, получать о продаже своих или их остатках на складе.

облачных технологий организации:

  • сотрудники использовать компьютеры, не большой вычисли мощностью;  
  • сотрудники перемещаются внутри организации и офисами;
  • легко внешних клиентов, для них программного обеспечения не
  1. Облако внутри (см. рисунок 2).

Внутри холдинга, несколько компаний, технологии помогают издержки на обслуживание прикладных решений. в каждой из компаний, в холдинг, ведется учет с помощью  1С: Бухгалтерия. Тогда вместо чтобы в каждой ании развертывать и поддерживать информационную базу можно развернуть её раз, в центральном например, и использовать в режиме разделения данных.

В каждая из компаний работать в своей независимой области данных, а обновлять, выполнять копирование и другие административные действия  для одной информационной а не для нескольких.

2 – Облако внутри холдинга

Преимущества технологий внутри :

  • сокращение расходов на администрирование  прикладных решений;
  • и одновременное обновление решения для всех аний.

3. Облако для (см. рисунок 3);

3 – Облако для клиентов

облачных технологий облегчает работу в тех слу когда потенциальные прикладного решения не в локальную сеть, разнородным оборудованием и не следовать каким-либо обязательным по составу аппаратных и средств.

Например, товарищество собственников можно предос всем жильцам работать с программой интернет, используя интернет-браузер. При этом в большинстве случаев не потребуется как-либо своё оборудование или дополнительное программное  Веб-клиент работает под управлением распространённых браузеров, на системах Windows и Linux, на мобильных устройствах iPad.