Файл: Реализация принципа наглядности в процессе обучения младших школьников (Психолого-педагогические аспекты использования средств наглядности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты использования средств наглядности
1.1. Познавательные процессы и их формирование
1.2. История становления средств наглядности
1.3. Функции средств наглядности
1.4. Классификация средств наглядности
2.1. Наглядность и моделирование
2.2. Применение компьютерных технологий в обучении математике
Из-за неусовершенствованных программных средств, попытки внедрить в процесс обучения компьютерных технологий, терпит неудачи, потому что не удавалось компьютерным программам иметь преимущества над стандартным образовательным процессом. Ещё одной из причин является то, что не в каждом учебном заведении были компьютеры.
В современной школе таких проблем не возникает. Компьютер является одним из главных средств познания окружающей действительности. Но всё же обучение напрямую зависит от программ, которые применяются на уроке. Для оценивания педагогических программных средств (ППС) с возможностью их применения в образовательном процессе, выполняют классификацию, в связи с которой выделяются программы:
• Обучающие, ( необходимы учащимся для изучения нового материала);
• Тренировочные, (помогают вырабатывать умения и навыки);
• Контролирующие, (проведение контроля знаний школьников);
• Информационно - справочные, (учащиеся самостоятельно могут найти необходимую им информацию);
• Моделирующие, (создание моделей с целью осмысления, изучения, анализа того или иного объекта);
• Демонстрационные, ( наглядное представление материала);
• игровые, (которые дают возможность «проигрывать» учебную ситуацию с целью принятия оптимального решения или выработки оптимальной стратегии действий);
• досуговые, (для внеурочной деятельности школьников).
Компьютер, в качестве наглядных средств, поможет выполнить целый ряд различных возможностей. Таких как создание текстов, большое многообразие графики, поможет с созданием фильмов, видеороликов, созданию музыки и изображений. Необходимо понимать каковы границы применения компьютерных технологий. Они помогут обеспечить:
1. индивидуальный процесс обучения, создание индивидуального темпа работы обучающихся;
2. контроль за работой обучающихся в минимальное время;
3. возможность проведения самоконтроля и корректировки ошибок;
4. возможность сокращения времени для наработки навыков обучающихся, за счёт увеличения тренировочных программ
5. высвобождение учебного времени за счет выполнения на ЭВМ трудоемких вычислительных работ;
6. визуализация учебной информации;
7. моделирование и имитацию изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений;
8. повышение мотивации к обучению;
9. появление в учебном процессе игры;
10. проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента;
11. развитие таких темпов мышления, которые помогут в решении сложной ситуации;
12. вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала;
13. формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры обучаемого и обучающего.
Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных, профессиональных навыков.
Говоря о преимуществах, нельзя не указать явные недостатки применения компьютера в учебном процессе:
1) диалог с программой лишен эмоциональности и, как правило, однообразен, то есть нарушается живой диалог «учитель-ученик»;
2) не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;
3) контроль знаний ограничен несколькими формами - тестами или программированными опросами;
4) увеличивается риск появления большего числа детей компьютерных фанатов;
5) допускается возможность сбоя работы компьютерной программы, что может привести к досадным ошибкам и недоразумениям;
6) неполная реализация потенциальных возможностей компьютера.
Наконец, среди имеющегося программного обеспечения много некачественного, не учитывающего специфику работы со школьниками, имеющего много фактических или методических ошибок (программисты часто просто не учитывают содержания школьных программ, не владеют методиками обучения предмету, не учитывают психолого-педагогический аспект учения) и др.
2.3. Конспект урока по теме «Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда» с использованием средств наглядности
Тип урока: обобщение изученного материала.
Тема урока: «Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда»
Учебник: .Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург «Математика 5» изд. Мнемозина.
Цели урока:
Развивающая:
• Формирование и развитие у учащихся пространственного воображения, исследовательских умений, навыков самостоятельности в работе.
• Развитие графической культуры и математической речи. Обучающая:
• создать условия для формирования у учащихся понятие объёма,
• вывести формулу для нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда,
• дать понятие единиц измерения объёма. Воспитывающая:
• воспитание чувства сплоченности, взаимопомощи, воспитание умения работать индивидуально над задачей, настойчивости при решении учебной задачи,
• воспитание интереса к изучению геометрии.
Основные методы обучения: эвристический, репродуктивный, практический и исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, экран, индивидуальные конверты с карточками трех цветов : желтый, зеленый, красный и листочка для диктанта, модели прямоугольного параллелепипеда различных объемов и кубов, куб, объемом 1 см и куб, объемом 1 куб. дм, модели фигур .
Таблица 1
Структура урока
№ |
Виды деятельности |
Время |
1 |
Постановка цели. Мотивация |
2 мин |
2 |
2Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний |
12 мин |
3 |
Решение задач по теме |
28 мин |
4 |
Домашнее задание. Рефлексия. Итог урока. |
3 мин |
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация урока.
- Здравствуйте, ребята! На прошлых уроках мы изучали фигуру, которая называется (в руках модель прямоугольного параллелепипеда).
- А вот что вы о нем знаете, мы узнаем из диктанта.
Математический диктант.
- Из конвертов достаньте чистый листок. Подпишите фамилию. Вам предстоит ответить на четыре вопросов и выполняют вычислительное задание. Длительность диктанта - 5 минут. Затем меняются листочками и проверяют друг у друга. Проверяющие ставят оценку. Листочки передают учителю.
2. Актуализация опорных знаний.
- Открываем тетради и записываем число и "классная работа".
- Разделите фигуры на группы. По какому принципу вы разделили? (Одни на плоскости, другие в пространстве).
- Что объединяет эти фигуры? (Они объемные).
- Какие фигуры вам знакомы? ( Куб, параллелепипед)
- Сегодня наша задача научиться находить объем этих фигур.
- Запишем тему: «Объем прямоугольного параллелепипеда». (Учащиеся записывают в тетрадях тему урока)
Немного поиграем. Игра "Молчанка".
- Достаньте из конверта три карточки желтого, зеленого и красного цветов.
- Если вы не согласны со мной - поднимаете карточку красного цвета. Это означает " неправильно - стоим на месте".
Если согласны - поднимаете зеленую карточку. Это означает 'правильно - идем дальше"
Если не знаете-поднимаете желтую карточку.
- " неправильно - стоим на месте".
- "правильно - идем дальше"
- не знаю ответ
Учитель с помощью указки показывает на единицу измерения, проговаривая, например, "Это единица измерения пощади" и показывает на км-дети должны поднять красную карточку и т.д. Длительность 2 минуты
- Какие из единиц являются единицами измерения объема? ( По щелчку остаются только единицы измерения объема.)
- В руках у меня некоторые единицы измерения объема, какие? 1 куб.см и 1 куб.дм (1 литр)
- Перед нами параллелепипед с измерениями 5 см, 3 см, 4 см. Необходимо подсчитать сколько кубических единиц содержится в фигуре?
- Разделим фигуру на слои. Сколько их получится? Сколько в каждом?( 12 кубиков).
- Сколько всего получится? ( Всего получилось 60 см3 ).
- Как имея числа 3, 4, 5 получить 60? (Перемножить эти числа)
Правильно! .3*4*5 = 60
- Таким образом, получим формулу.
- Начертим параллелепипед и запишем формулу.
- Как вы думаете, а по какой формуле вычисляется объём куба? (Учащиеся предлагают поочередно твои варианты)
3. Решение задач по теме " Объём. Объём параллелепипеда "
1.Найти объём прямоугольного параллелепипеда, если его измерения
6см, 3 см, 4см.
Ответ: 72 куб.см.
1) Решить задачи.
1. Ширина 3 см, длина на 2 см больше ширины, высота 8 см. Найти объем прямоугольного параллелепипеда.
2. Ширина 5 дм, длина 2 дм, высота на 6 дм больше длины. Найти объем прямоугольного параллелепипеда.
2) Работа в парах. У каждой пары на столе 3 фигуры. Учащиеся должны найти объёмы этих фигур, сделав предварительно все измерения и результаты занести в таблицу.
Таблица 2
Таблица для урока
№ фигуры |
a длина |
b ширина |
c высота |
V объем |
1 |
||||
2 |
||||
3 |
Затем выполняется самопроверка и оценка знаний - максимум 3 баллов. Результаты заносятся в личную карточку учета
4. Домашнее задание. Рефлексия. Итог урока.
Устный опрос:
1 .Что значит найти объем фигуры?
2. Как можно найти объем прямоугольного параллелепипеда, куба?
3. Какие единицы измерения объема вы знаете? Домашнее задание:
п.21,формулы объёма; №846; №843.
Итог урока:
Что нового вы узнали на уроке?
Где это новое применяется? (ответы).
- Спасибо за урок.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы были определены методические возможности использования средств наглядности на уроках математики. Выявлено, что именно наглядность считается одним из основных средств формирования познавательного интереса учащихся. Применение различных средств наглядности дает возможность на более высоком уровне реализовать исследовательскую деятельность школьников. Помимо этого, их комплексное применение предоставляет возможность увеличить представления учеников о современных способах научного исследования.
Результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы и результатов исследования определилась необходимость широкого использования различных средств наглядности. Выявлено, что образовательный процесс более целесообразен и интересен, если педагог обеспечивает изучение учебного материала на основе использования средств наглядности.
2. Разработан конспект урока по математике в 5 классе на тему: «Объём. Объём прямоугольного параллелепипеда», который обеспечивает развитие познавательной, мыслительной активности учащихся при использовании средств наглядности.
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2002. 208 с.
2. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 2004. 143 с.
3. Баранов С.П. Чувственный образ в познавательной деятельности школьника //Чувственный образ в развитии интеллекта школьника: Межвузовский сборник научных трудов. 2008. С. 120-129.
4. Болтянский В.Г. и др. Оборудование кабинета математики. Пособие для учителя. М., 2009. 193 с.
5. Волович М.Б. Наука обучать. Технология преподавания математики. М. Изд-во Linka-Press, 2010. 278 с.
6. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2012. 480 с.