Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика нотариата
1.1. Эволюция законодательства о нотариальной деятельности в России и за рубежом
1.2. Понятие и функции нотариата
Глава 2. Основные подходы к нотариальной деятельности
2.1. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами и уполномоченными должностными лицами
2.2. Порядок совершения нотариальных действий
2.3. Ограничения в совершении нотариальных действий
Глава 3. Правовое регулирование нотариата: проблемы и перспективы
Введение
Правовое регулирование статуса нотариата и нотариальной деятельности, в соответствии с возникающими требованиями общественных отношений в сфере организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности, является основой эффективного осуществления нотариусами деятельности по защите прав граждан и юридических лиц – основной функции института российского нотариата.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что действующие Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, несмотря на внесенные изменения[1], не в полной мере соответствуют стандартам по закреплению статуса нотариатов и нотариальной деятельности как область, которая полностью защищает права и свободы человека и гражданина.
Российская Федерация - это правовое государство, которое предъявляет высокие требования к обеспечению законности правоотношений в сфере гражданского оборота, защиты собственности, а также наследственного и семейного права.
Институт нотариата в правовом государстве всегда призван играть важную роль в обеспечении режима законности и правопорядка.
Институт нотариата, как несудебная форма защиты гражданских прав и интересов, защищаемых законом, согласно Резолюции Европейского парламента, является институтом превентивного правосудия. В соответствии с документами Конгресса Международного союза судей, функция нотариата состоит в основном в удостоверении юридических актов, беспристрастном информировании сторон об их существе и правовых последствиях, предотвращении гражданско-правовых споров.
Современный российский нотариат, который, по нашему мнению, не имеет достаточной правовой базы для деятельности соответствующей определенным критериям, не обладает достаточно широкими полномочиями для осуществления полной и эффективной защиты субъективных прав.
Эти обстоятельства настоятельно срочно требуют внимания к роли и месту российского нотариата в системе органов, обеспечивающих защиту прав, как института, осуществляющего правоохранительную деятельность.
Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных проблемам нотариата, появившихся в последнее время[2], статус нотариата и нотариальной деятельности изучен недостаточно и требует дальнейшего развития.
Объектом исследования является объективно установившиеся общественные отношения в России, определяющие содержание правового статуса нотариата и нотариальной деятельности.
Предмет исследования являются правовые нормы, регламентирующие организацию института нотариата, его место в государственной правоохранительной системе, деятельность нотариусов по осуществлению нотариальных действий, а также выполнение определенных нотариальных действий.
Целью работы является комплексное исследование современного состояния российского нотариального института, выявление сущности правового статуса нотариата, рассмотрение отдельных элементов правового статуса нотариата и нотариальной деятельности, а также анализ эффективности правового регулирования указанных элементов.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:
- исследовать основы института нотариата и нотариальной деятельности;
- рассмотреть законодательство о нотариальной деятельности;
- проанализировать вопросы совершения нотариусами и должностными лицами нотариальных действий;
- изучить проблемы и перспективы совершенствования законодательства о нотариате и нотариальной деятельности.
Методологической основой исследования явился общенаучный диалектический метод познания и конкретные научные методы, вытекающие из него: структурная система, конкретные социологические, технические и правовые, метод сравнительного права и другие научные методы познания методов, и общественно-политические процессы.
В процессе исследования использовались нормативные, исторические, системно-функциональные, сравнительно-правовые и другие специальные методы научного познания. Его применение позволило более полно изучить рассматриваемые объекты в отношениях, целостности, всесторонне и объективно.
Теоретической основой исследования послужили научные монографии и статьи российских и зарубежных юристов об организации нотариального учреждения и осуществлении нотариальной деятельности, а также в области правоохранительной деятельности и по отдельным вопросам защиты прав граждан, и юридические лица: Ю.Н. Власова, С. Л. Дегтярева, В. В. Яркова В.С. Репина, О.В. Хишиктуева и другие.
Нормативной основой работы стали нормативно-правовые акты, регулирующие организацию и деятельность нотариатов, определяющие систему прав и обязанностей нотариусов как лиц, занимающихся общественной деятельностью по защите прав граждан и организаций. Кроме того, внимание было уделено и на анализ законопроектных работ, посвященных регулированию нотариата и нотариальной деятельности.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассмотрены основы деятельности нотариата. Во второй главе изучены вопросы совершения нотариальных действий. Третья глава посвящена исследованию проблем и перспектив правового регулирования нотариата.
Глава 1. Общая характеристика нотариата
1.1. Эволюция законодательства о нотариальной деятельности в России и за рубежом
Начало развития нотариата, скорее всего, можно отнести к середине восьмого века (Италия). Его прототипом был древнеримский институт табеллионов - лиц, занимавшихся под контролем государственной власти сочинением юридических актов[3]. В конце 19-го века Франция была первой по устройству нотариата, в которой была создана концепция нотариата, неразрывно связанная с магистратурой. Сначала нотариус по-своему выполнял современные обязанности секретаря суда (он составлял договоры и передавал их судье на подпись). Позже, очень быстро, нотариус вместе с судьями стал держателем Государственной печати и прямым представителем государственной власти, имеющим полномочия удостоверять договоры. Только человек с опытом работы не менее 6 лет мог стать нотариусом. Тогда нужно было сдать специальный квалификационный экзамен. Задачи нотариата были очень широкими. Нотариусы освидетельствовали все акты и договоры, составляли инвентаризацию имущества, выдавали разного рода свидетельства, совершали публичные продажи. Должности нотариуса были несменяемыми. Взыскания на «провинившегося», налагались советами нотариусов, которые избирались профессиональными собраниями. Статус нотариуса был настолько значительным, что нотариальные акты имели, конечно, имели доказательную силу и исполнялись без особого судебного решения. Формы же нотариального производства, равно как и ответственность нотариусов, подробно регламентировались законами.
Что касается России, то в нашей стране до революции нотариус был одним из уважаемых и высококвалифицированных специалистов. Первые российские нотариальные акты стали заключаться в 14-15 веках. Мытники в присутствии свидетелей на рынках регистрировали сделки, за совершение которых взимались пошлины и сборы. В 1649 году во время правления царя Алексея Михайловича, согласно статьям Соборного уложения "писать на дому" разрешалось только определенные акты: о займе денег или хлеба (в деревнях на суммы не свыше 10 рублей), сговорные свадебные записи и духовные завещания.
Другие юридические акты должны были составляться площадными подьячими. Нотариат в России впервые подвергся радикальной реформе в 1866 году. Тогда Положение о нотариате приобрело силу закона, согласно которой нотариусы были зарегистрированы на государственной службе без права занимать какую-либо другую должность. Сфера юрисдикции нотариуса распространялась только на район окружного суда, в ведомстве которого он состоял. Желающим присоединиться к нотариальному сообществу пришлось пройти собеседование с комиссией, состоящим из председателя окружного суда, прокурора и старшего нотариуса, а затем внести определенный залог в районный суд. Из этого залога удовлетворялись взыскания по должности и частные долги нотариуса.
Только старший председатель судебной палаты мог освободить нотариуса от его деятельности по требованию председателя окружного суда или на основании решения суда. Иностранцы не могли занимать должность нотариуса. Помимо строго установленных пошлин и сборов в пользу казны, нотариус по добровольному соглашению к обратившемуся к нему лицу взимал плату в свою пользу. В отсутствие этого соглашения услуги нотариуса оплачивались по таксе, установленной с высочайшего одобрения Министерства юстиции совместно с Министерством внутренних дел и Министерством финансов. Правда, требования платы сверх таксы Правительствующий Сенат считал вымогательством, поэтому соглашение должно было быть обязательно добровольным.
Плата за работу нотариуса зависела от ее интенсивности. Однако, даже имея личную заинтересованность в увеличении количества сделок, нотариус не мог позволить себе совершать любые нотариальные действия, поскольку любая сделка обеспечивалась его залогом. Если залог был полностью или частично израсходован на покрытие взыскания, нотариус был временно отстранен от должности до пополнения залога. В случае же не восполнения залога в течение шести месяцев нотариус увольнялся с должности. Жалобы на нотариусов подавались в 2-недельный срок окружному суду и самому нотариусу. Последний должен был дать объяснения в суде в течение недели. Надзор за деятельностью нотариусов и взыскания с них за упущения и злоупотребления по должности подчинялись общим правилам об ответственности должностных лиц судебного ведомства. Таким образом, российская нотариальная система до революции 1917 года почти не отличалась от нотариата большинства европейских государств. Нотариальные документы, составленные российскими нотариусами, принимались во всех странах.
Первые законодательные попытки нормировать процедуру удостоверения правильности и юридической силы документов были предприняты сразу после прихода к власти в стране в 1917 году новых политических сил. Однако, сложившаяся внутренняя и внешняя обстановка не позволяла в тот период говорить о сложившейся и устоявшейся системе органов нотариата в Советской России, и - тем более - о единообразном толковании границ юрисдикции нотариата. Обстановка в государстве должна была окончательно нормализоваться, чтобы появились выверенные и лаконичные документы власти по изучаемому нами вопросу.
В постановлении ЦИК и Совета народных комиссаров СССР от 14 мая 1926 г. «Об основных принципах организации государственного нотариата» в пункте 8 говорится о компетенции нотариусов. Его содержание очень велико и включает в себя практически все возможные области применения нотариальных актов.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР (и в данном случае рассматривается не обобщающий документ - “Основные принципы...”, “Основы...”, а конкретизирующий общие нормы права законодательный акт) от 30 сентября 1965 г. было утверждено и приобрело юридическую силу “Положение о государственном нотариате в РСФСР”.
Компетенция нотариата в интерпретации шестидесятых годов раскрывается более полно по сравнению с послереволюционными временами.
Таким образом, с наступлением советского периода нотариат России радикально изменил свой правовой статус. Его роль стала незначительной. Отмена частной собственности на землю, средства производства и жилье обрекла некогда мощный российский нотариат на гибель - он оказался на задворках юриспруденции. Советское правительство не нуждалось в нотариусах. До принятия Закона о законодательстве Российской Федерации о нотариусах в 1993 году основной функцией нотариуса была лишь регистрация сделок с автомобилями и заверение завещаний, копий документов и всевозможных доверенностей, как правило, на получение пенсии и заработной платы. Фактически нотариус превратился в клерка, который только и делал, что заверял копии документов. В начале 1990-х годов государство на первую попытку реанимировать отнеслось безразлично. Однако переход к рыночным отношениям уже ясно показал, что государственный нотариат не готов к работе в новых условиях. Поэтому Верховный Совет Российской Федерации 11 февраля 1993 года принял новые «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»[4].
Необходимость обеспечить защиту прав и интересов, точнее защиту прав и интересов, важна для всех. Это может быть убеждением в действительности приобретенных прав, например, права собственности или подлинности подписи на документе или самом документе. Эту социальную необходимость и предусматривает законодательство о нотариате и его деятельности[5].