Файл: Консолидированная отчетность и порядок ее формирования.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы применения консолидированной финансовой отчетности
1.1 Содержание консолидированной финансовой отчетности
1.2 Международные стандарты финансовой отчетности о консолидированной финансовой отчетности
Глава 2. Практический опыт применения финансовой отчетности
2.1 Процедура консолидирования финансовой отчетности
2.2 Принципы подготовки и порядок составления консолидированной отчетности
2.3 Консолидированный отчет о прибылях и убытках
Глава 3. Основные проблемы применения консолидированной финансовой отчетности в России
* затраты на капиталовложения элиминируются собственным капиталом проинвестированных компаний;
* непогашенные задолженности по операциям внутри фирмы (продажи, займы, расходы, дивиденды) исключаются полностью;
* непокрытые убытки по внутрифирменным операциям в остатках активов полностью элиминируются;
* прибыль, получаемая сторонними инвесторами дочерних компаний учитывается отдельно от прибыли головной компании;
* в консолидированной отчетности так же необходимо выделить меньшинство в СК или чистых активах.
Во время формирования консолидированной отчетности особое значение имеет объединение обязательств. С юридической точки зрения, группа компаний не может иметь долговые обязательства к себе, следовательно, кредиты и другие обязательства должны элиминироваться. Прежде всего, данное правило относится к следующим статьям:
* обязательства по взносам в УК;
* расчеты по коммерческим операциям;
* внутрифирменные кредиты;
* долгосрочные и краткосрочные вложения;
* векселя;
* прочая задолженность.
Исключаются капиталовложения головной компании в дочерние, а также ее доля в акционерном капитале дочерней компании. Следует выделить статьи СК, подлежащие объединению:
* уставный и резервный капитал;
* резервы, полученные из валового дохода;
* нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);
* чистая прибыль (убыток).
Наличие или отсутствие взаимных операций позволяет выделить два этапа консолидирования баланса:
1. первичная консолидация, связанная с приобретением инвестируемой компании;
2. последующая консолидация, приводящаяся при уже образованной ранее группы компаний и осуществляющей взаимные платежи.
В зависимости от характера сделки, принято выделять два метода первичной консолидации – метод покупки и метод слияния. Данные методы различаются в зависимости от процедур и оказывают большое влияние на финансовые результаты в КО.
2.2 Принципы подготовки и порядок составления консолидированной отчетности
В соответствии с международными стандартами консолидированная отчетность должна отвечать требованиям определенных принципов:
Таблица 10. Требования международных стандартов составления консолидированной отчетности
Больше половины рассмотренных в Таблице 10 принципов нашли отражение в российских нормативных документах, которые регулируют составление сводной бухгалтерской отчетности. В данную отчетность объединяются все активы и пассивы, все доходы и расходы компании и ее дочерних организаций путем построчного суммирования соответствующих данных по правилам, установленным Методическими рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности.
2.3 Консолидированный отчет о прибылях и убытках
Процесс составления консолидированного отчета о прибылях и убытках аналогичен процессу составления консолидированного баланса, то есть путем суммирования суммированием счетов прибылей и убытков из отчетностей предприятий, входящих в группу, и исключения доходов и расходов, возникших в результате операций внутри группы, так как концерн не может реализовывать прибыли и убытки от операций внутри себя самого.
В состав его консолидированного отчета о прибылях и убытках входят только финансовые результаты, полученные от операций с третьими лицами, не входящими в состав концерна. Это достигается путем пересчета корреспондирующих затрат и результатов и (или) перегруппировки их в составе счета прибылей и убытков. Также важно отметить то, что исключается не только доход от реализации продукции, но и прочие доходы от продаж и оказания услуг.
В процесс консолидирования счета прибылей и убытков входят:
- Консолидирование внутренних оборотов по реализации между предприятиями группы;
- Консолидирование прочих доходов и расходов;
- Консолидирование переводов прибылей или убытков внутри концерна.
В процессе составления консолидированного отчета о прибылях и убытках порой возникает ситуация, при которой компании, входящие в состав группы, используют разные методы учета затрат - метод полных затрат или метод прямых затрат. По этой причине в процессе подготовки консолидированной отчетности необходимо подготавливать все отчеты о прибылях и убытках отдельных компаний, входящих в состав группы по одному из вышеперечисленных методов. Всем компаниям, входящим в состав группы, рекомендуется изначально придерживаться единого метода учета затрат для составления консолидированного отчета о прибылях и убытках, так как в дальнейшем это приведет к значительным затратам.
Необходимо также отметить, что в редких случаях консолидирование совместной деятельности осуществляется при помощи метода Equity. Включение в консолидированную отчетность результатов деятельности зависимых компаний отличается от консолидирования дочерних и совместных компаний. Как уже отмечалось, МСБУ рекомендуют включать их результаты в консолидированную отчетность с помощью метода (доли в капитале), согласно которому участие в зависимых компаниях отражается особой статьей в разделе необоротных активов консолидированного отчета. В качестве даты первого включения в консолидированную отчетность концерна следует считать начало его функционирования в качестве зависимого. В первый год участие материнской компании в зависимой компании отражается по первоначальной стоимости, складывающейся из затрат на ее приобретение. В последующие периоды стоимостная оценка участия будет основываться на его балансовой стоимости, и уменьшаться или увеличиваться на сумму получаемых прибылей или убытков соответственно и уменьшаться на сумму выплаченных дивидендов.
Глава 3. Основные проблемы применения консолидированной финансовой отчетности в России
Первые попытки составления консолидированной отчетности в соответствии с МСФО в Российской Федерации были предприняты такими компаниями, как «АвтоВАЗ» (1994), «Газпром» (1996), а также другими крупными нефтяными компаниями и банками.
На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа российских компаний, которые применяют МСФО. Это связано с увеличением количества заключенных крупных контрактов с зарубежными партнерами, большим количеством привлеченных иностранных инвесторов, с ростом получаемых заемных средств в зарубежных финансовых учреждениях.
К тому же, применение Международных стандартов финансовой отчетности улучшает имидж компании, а также способствует более оперативному принятию управленческих решений руководством за счет предоставления более прозрачной и структурированной информации. Однако интерес к проблемам перехода Российской Федерации на МСФО можно объяснить не только тем, что отчетность, которую формируют согласно международным стандартам – одно из ключевых условий выхода на зарубежные рынки и притока иностранных инвестиций в российскую экономику, но и тем, что такая отчетность обладает более высоким уровнем прозрачности, объективности и достоверности финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
Некоторые проблемы, которые появлялись в процессе реформации российского бухгалтерского учета, на данный момент частично были успешно решены, однако другие проблемы не только не были решены, но и повлекли за собой ряд дополнительных проблем.
В данный момент ведение учета в соответствии с МСФО уже не является обязанностью организаций, банков и страховых компаний. В соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ компании, попадающие в сферу его действия, обязаны формировать и публиковать консолидированную отчетность в соответствии с МСФО. Не исключено, что в ближайшем будущем данную финансовую отчетность будут обязаны формировать все компании без исключения. С одной стороны, это явная польза для российской экономики, обязательный шаг в сторону включения Российской Федерации в международное экономическое сообщество, но с другой стороны, переходу на МСФО препятствует ряд проблем: (таблица 1).
Таблица 11. Проблемы, препятствующие переходу на МСФО
Также существует ряд проблем, связанных уже с непосредственным применения Международных стандартов финансовой отчетности:
- Отсутствует качественное и доступное программное обеспечение для составления отчетности по МСФО;
- Недостаточное количество учебных центров по МСФО (особенно в регионах)
- Нехватка компетентных и квалифицированных кадров (и с позиции работодателей, и с позиции заказчиков услуг);
- Стоимость обучения для получения сертификатов по МСФО слишком высока;
- Оппозиция руководителей отчитывающихся компаний в части перехода на МСФО (многие не желают отражать достоверную и объективную картину о деятельности организации в бухгалтерской и финансовой отчетности);
- Стоимость услуг аудиторов и консультантов слишком высока.
Для того, чтобы избежать вышеперечисленные проблемы, необходимо:
- Распространять положительный опыт прикладного применения МСФО как российскими, так и иностранными компаниями;
- Усилить влияние ассоциаций и сообществ профессиональных бухгалтеров в процессе перехода на МСФО;
- Подготовить новых компетентных сотрудников;
- Организовать систему повышения квалификации по МСФО;
- Обеспечить контроль для соблюдения международных стандартов на микроуровне.
Необходимо отметить, что именно перевод учета на МСФО может обеспечить выход компаний на международные рынки, поэтому однозначно можно сказать, что будущее несомненно за международной отчетностью.
Заключение
Реформирование системы учета и отчетности в настоящее время требует, в первую очередь, установления механизма введения МСФО в правовое поле России, а также придания официального правового статуса консолидированной финансовой отчетности. Применение Международных стандартов финансовой отчетности улучшает имидж компаний, а также способствует более оперативному принятию управленческих решений руководством за счет предоставления более прозрачной и структурированной информации.
Консолидированная отчетность является обязательной составной частью годового бухгалтерского отчета каждой относительно крупной компании.
Консолидированная финансовая отчетность - это финансовая отчетность корпоративной группы, в которой активы, обязательства, капитал, доходы, расходы и денежные потоки материнской компании и ее дочерних компаний представлены как финансовые активы одного экономического субъекта. При этом обязательно принимать во внимание следующее:
- Консолидированная отчетность не является отчетностью юридически самостоятельного предприятия;
- В процессе консолидации должны быть идентифицированы и исключены все внутрикорпоративные финансово-хозяйственные операции.
Порядок составления данной отчетности определяют финансово-экономические условия, в которых происходило объединение компаний в корпоративную группу.
Консолидированная финансовая отчетность составляется по окончании финансового года с некоторым временным лагом по отношению к нормативной дате составления годовой отчетности холдинговой компании.
Консолидированная отчетность является составной частью консолидированного отчета корпоративной группы и включается в него вместе с отчетностью материнской компании. Ее пользователями являются, прежде всего, акционеры материнской компании, а также некоторые правительственные и неправительственные организации.
Консолидированная отчетность является открытой и потому может использоваться в аналитических и рекламно-справочных целях всеми заинтересованными в деятельности корпорации юридическими и физическими лицами.
Список использованной литературы
- Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ
- Федеральный закон от 27.07.2010 №208-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О консолидированной финансовой отчетности"
- Международные стандарты финансовой отчетности и разъяснения к ним. Эл. доступ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140000/
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 29.07.98 г. № 34 н).
- Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н (ред. от 04.12.2012) "О формах бухгалтерской отчетности организаций"
- Новый план счетов бухгалтерского учета. – СП б.: «Издательский дом Герда», 2003
- Баканов М. И., Шеремет А.Д. Финансовая отчетность: Учебник. – м.: Финансы и статистика, 2011 - 220 с.
- Бочаров В.В. Бухгалтерская отчетность организации, 2006-144 с.
- Вакуленко Т.Г., Фомина А.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – М.: Финансы и статистика, 2003.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности/В.В. Ковалев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2010.
- Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях – М.: Финансы и статистика, 2003.
- Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М: Инфра-М, 2003.
- Краснова Л.П., Шалашова Н.Т., Ярцева Н.М. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: 2002г
- Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет: Учебное пособие: в 2 ч. - М.: ПРЕСС, 2012 Ч. 2. - 352 с.
- Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. - М.: ПРЕСС, 2011 - 272 с.
- Пучкова С.И., Новодворский В. Д. Консолидированная отчетность: Учебное пособие. - М.: ПРЕСС, 2010. - 224 с.
- Чернышев Ю.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М: Финансы и статистика, 2003.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финасы предприятий: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.