Файл: Контроль почтовых отправлений, телеграмм и иных сообщений. Отличие от прослушивания телефонных разговоров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержавшаяся в ч. 4 ст. 32 ФЗ «О связи» от 16 февраля 1995 г. и сохраненная в ч. 3 ст. 63 ФЗ «О связи» от 7 июля 2003 г. норма, согласно которой получение сведений о телефонных переговорах допускается на основании судебного решения, является специальной, конкретизирующей и обеспечивающей действие ч. 2 ст. 23 и ч. 1 ст. 24 Конституции применительно к вопросам сохранения тайны связи.

Право каждого на тайну телефонных переговоров по своему конституционно правовому смыслу предполагает комплекс действий по защите информации, получаемой по каналам телефонной связи, независимо от времени поступления, степени полноты и содержания сведений, фиксируемых на отдельных этапах ее осуществления. В силу этого информацией, составляющей охраняемую Конституцией РФ и действующими на территории Российской Федерации законами тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи; для доступа к указанным сведениям органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо получение судебного решения. Иное означало бы несоблюдение требования ч. 2 ст. 23 Конституции РФ о возможности ограничения права на тайну телефонных переговоров только на основании судебного решения.

Таким образом, правовая позиция Конституционного Суда выразилась в том, что тайна телефонных переговоров по своему конституционно-правовому смыслу предполагает комплекс действий по защите любой информации, получаемой по каналам телефонной связи, независимо от времени поступления, степени полноты и содержания сведений, фиксируемых на всех этапах ее осуществления. В силу этого информацией, составляющей тайну телефонных переговоров, должны считаться любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные только о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи; для доступа к указанным сведениям необходимо получение судебного решения.

В ч. 5 ст. 165 УПК РФ указано, что в не терпящих отлагательства случаях могут быть произведены без судебного разрешения, с последующим уведомлением судьи и прокурора, осмотр жилища, обыск и выемка в жилище, личный обыск, выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит1. Ни одно из следственных действий, направленных на получение сведений, передаваемых по средствам связи, в него не входит. Следовательно, данные следственные действия ни при каких обстоятельствах не могут производиться без судебного разрешения. Некоторыми учеными выдвинуто предложение о включении, в частности, контроля и записи переговоров в данный перечень, что даст возможность оперативно начинать их производство в случаях, не терпящих отлагательства[29]. Думается, однако, что это не вызывается необходимостью, поскольку в силу наличия технического этапа, выполняющегося сторонней организацией, ни одно из следственных действий, направленных на получение сведений, передаваемых по средствам связи, не может быть проведено срочно в полном объеме. Назначение данных следственных действий без судебного разрешения ничего не даст в практическом плане, зато поставит под сомнение законность получения результатов.


1.2.Понятие контроля почтового отправления, телеграфного или иного сообщения

Контроль почтового отправления, телеграфного или иного сообщения (далее — КПО) — конспиративное прочтение или просмотр письменной или иным способом зафиксированной на материальном носителе корреспонденции, а также конспиративное установление отправителя и (или) адресата.

Характеристика обязательного юридического содержания контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. КПО характеризуется как сложное ОРМ с альтернативными действиями .

Различают основной, ограничительный и льготный составы этого ОРМ. Причем его основной состав относится ко второй категории ОРМ, а ограничительный состав — к третьей (см. § 2 гл. 20 настоящего издания).

Объект КПО усеченный. С его помощью допустимо защищать не все общественные отношения, предусмотренные ФЗ об ОРД, а только те блага, на которые совершают преступные посягательства (не предусмотрена защита объектов в административной сфере — см. ч. 9 ст. 8).

Обязательным признаком в объекте этого ОРМ является предмет. Он представлен в качестве почтового отправления, телеграфного сообщения и иного сообщения.

Почтовое отправление — адресованная письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры.

Письменная корреспонденция — это простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы (почтовое отправление, подаваемое в открытом виде, с вложением, предназначенным исключительно для слепых), бандероли и мелкие пакеты.

Посылка — почтовое отправление, размеры, вес и способ упаковки которого определены Правилами оказания услуг почтовой связи, с вложением, не запрещенным к пересылке законодательством.

Прямой почтовый контейнер — почтовое отправление с товарами и другими материальными ценностями, опломбированное (опечатанное) отправителем в установленном порядке и направляемое к месту назначения.

Телеграфное сообщение — разновидность корреспонденции. Состоит в адресованной электропередаче информации по техническому каналу связи (телеграфному) с фиксацией выходных данных на материальном носителе (бумаге и др.) в виде печатного текста. Этим материальным носителем является телеграмма — текстовое сообщение, предназначенное для передачи средствами телеграфной связи. В зависимости от страны нахождения отправителя и адресата различают внутреннюю и международную телеграмму (см. Правила оказания услуг телеграфной связи).


Иное сообщение — любая, кроме почтового отправления и телеграфного сообщения, корреспонденция, отправленная по сети почтовой, электрической связи или иным способом,

В зависимости от способа передачи среди иных сообщений различают передаваемые:

• по сети почтовой связи. Им может стать, в частности, почтовый перевод денеж- ных средств, т.е. услуга организаций федеральной почтовой связи по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств;

• по сети электрической связи — письменный текст, изображение, знаки, символы, сигналы, звуки или иная выраженная вовне информация, которую передают по проводной, радиорелейной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам, за исключением телефонных и телеграфных передач;

• иным способом. Им может стать записка (письмо), которое передают с нарочным (через знакомого и т.п.) и др.

Предметно-практическая сторона простого состава КПО характеризуется следующим,

Виды КПО. Известны различные классификации. Так, в зависимости от характера корреспонденции различают контроль:

• почтовых отправлений;

• телеграфных сообщений, включая посланные по каналу «Телекс» — временному соединению для приема и передачи текстовых сообщений телеграфной связи между пользовательским (оконечным) оборудованием в сети «Телекс»;

• иных сообщений.

В зависимости от адресата различают КПО:

• адресованный конкретному лицу;

• исходящий от конкретного лица;

• независимо от конкретного адреса отправителя или получателя (при условии, что корреспонденция содержит признаки тайнописи, меточных средств, шифров и т.д.). По согласованию с оперативным подразделением такая корреспонденция после документального оформления может быть пропущена адресату в целях последующего проведения ОРМ или следственных действий,

В зависимости от объема выделяют КПО:

• сплошной (вся корреспонденция);

• выборочный (заранее отобранные отдельные экземпляры отправлений).

Форма КПО. Единственной формой является негласная перлюстрация

почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Место проведения этого ОРМ в ФЗ об ОРД не определено.

Время (сроки) КПО. Законодателем установлен предел возможного проведения такого контроля — 180 суток со дня вынесения санкционированного судьей постановления. Иные сообщения, кроме почтовых и телеграфных, подпадают под этот режим только в случае, когда отправитель (адресат) принимает меры для обеспечения тайны его содержания (среди таких способов — использование посыльных, ведомственной связи).


В зависимости от продолжительности проведения КПО бывает разовым или продолжаемым. Для продления контроля необходимо получить решение судьи, принимаемое им на основании вновь представленных оперативным подразделением материалов.

Используемые средства. При проведении КПО его субъекты вправе, как и при других ОРМ, использовать технические и иные средства (ч. 3. ст. 6 ФЗ об ОРД). Однако в отличие от некоторых других ОРМ для проведения КПО наличие определенных средств (орудий) является обязательным признаком состава этого ОРМ. Так, невозможно прочитать содержание письма без того, чтобы предварительно не вскрыть его, причем, не повредив конверт.

Прочтение же текста «вслепую», не вскрывая конверта, тем более предполагает использование специальных приспособлений и устройств.

В результате КПО в обязательном порядке возникают юридически значимые последствия:

• негативного свойства — ограничение конституционного права каждого на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции);

• законно расширяется круг носителей тайны связи (за счет оперативников, судей и других субъектов участников КПО), с возникновением у них соответствующих обязанностей, прав и ответственности.

Тайну связи образует информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения (ст. 15 Федерального закона о почтовой связи).

Субъект проведения КПО сложный:

• основной должен содержать не менее четырех субъектов: 1) инициатора задания — оперативника; 2) лица, утверждающего задание —- руководителя оперативно-розыскного органа; 3) санкционирующего лица — судьи; 4) исполнителя — сотрудника оперативно-технического подразделения оперативно-розыскного органа;

• дополнительный — специалист (в области криптографии, полиграфии и т.д.) и (или) переводчик.

Кроме того, операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим ОРД, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами, обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД, требований к сетям и средствам связи для проведения ОРМ, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических. приемов проведения этих мероприятий (ст. 64 ФЗ о связи).


Характеристика особенностей льготного состава КПО. В ФЗ об ОРД предусмотрено одно характерное условие льготного состава КПО — контроль допускается без Предварительного разрешения судьи в случаях (ч. 3 ст. 8):

• при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности России (государственной, военной, экономической или экологической).

• которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления.

Для внесудебного КПО обязательно:

• наличие мотивированного постановления одного из руководителей оперативно-розыскного органа;

• уведомление суда (судьи) в течение 24 ч о начале его проведения;

• получение оперативно-розыскным органом в течение 48 ч с момента его начала судебного решения на его дальнейшее проведение (ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД);

• прекращение проведения в случае отказа судьи (ч, 3 ст. 8).

Кроме общих условий, характерных для каждого ОРМ, известны следующие условия для проведения КПО:

• запрет на его проведение по основаниям, предусмотренным п. 1—4 и 6 ч. 2 ст. 7, т.е. в целях оперативно-проверочной работы;

• запрет на использование технических и иных средств, наносящих ущерб жизни или здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде (ч. 3 ст. 6).

Кроме того, не подлежат контролю почтовые отправления задержанных или заключенных под стражу лиц, а также лиц, арестованных и осужденных, если в корреспонденции содержатся предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы прокуратуры, суд или в государственные органы, обладающие правом контроля над деятельностью мест содержания под стражей и уголовно-исполнительных учреждений, а также Уполномоченному по правам человека.

Этапами КПО являются поиск, отбор, вскрытие, ознакомление с содержанием, оценка корреспонденции, фиксация необходимых сведений на соответствующих носителях информации, повторная упаковка, отправление в адрес, контроль перемещения предмета этого ОРМ, установление отправителя и (или) адресата.

Как правило, все этапы процесса КПО проводятся последовательно. Однако известны ситуации, в которых этот порядок нарушается. Так, операторы почтовой связи могут самостоятельно обнаружить в почтовых отправлениях запрещенные вложения (в данном случае они должны действовать согласно Правилам оказания услуг почтовой связи).

Допустимость применения оперативно-розыскных мер пресечения. При проведении контроля разрешается прерывать предоставление услуг связи, изымать предметы, материалы и сообщения. Эти меры должны применяться при выполнении определенных условий (см, § 2 гл. 21 настоящего издания).