Файл: Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий (Оперативно-розыскные мероприятия: общая характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данную классификацию представляет профессор А. Е. Чечетин. Классифицирующим признаком он выделяет наличие разрешения на проведение такого мероприятия[8].

Таким образом, с учетом определенных оперативно- розыскным законодательством субъектов санкционирования все оперативно- розыскные мероприятия могут быть условно разделены н три группы: мероприятия, проводимые по решению непосредственно сотрудника оперативного аппарата (не санкционируемые мероприятия); мероприятия, требующие вынесения постановления руководителем органа, осуществляющего ОРД (мероприятия ведомственного санкционирования); мероприятия, требующие судебного разрешения (мероприятия судебного санкционирования).

К не санкционируемым мероприятиям можно отнести следующие: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, отождествление личности, Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств[9]. Мероприятиями ведомственного санкционирования являются: проверочная закупка, наблюдение, оперативно внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент. Судебного санкционирование мероприятия: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи. То есть это те мероприятия, которые непосредственно затрагивают и ограничивают конституционные права граждан. Представляется, что данная классификация является наиболее удачной, так как с ее помощью можно наглядно разглядеть автономность в деятельности оперативно работника и случаи его взаимосвязи с другими субъектами правоохранительной деятельности. Поэтому, в целях дальнейшего отграничения уголовно-процессуальной от оперативно-розыскной деятельности стоит рассмотреть и раскрыть данную классификацию.

1.2 Юридическая сущность оперативно-розыскных мероприятий

До 1992 г. термин «оперативно-розыскные мероприятия» законодатель вообще не употреблял и перечень возможных действий либо мер оперативно-розыскного характера не определял. Эти вопросы регламентировались ведомственными секретными либо совершенно секретными нормативными правовыми актами. В каждом из имевших право проводить оперативно-розыскную деятельность ведомств осуществлялись соответствующие научные исследования, которые раскрывали содержание ОРД через категорию используемых при ее осуществлении сил и средств. Такая категория как ОРМ не обозначалась вовсе.


При подготовке проекта закона об ОРД ученым и законодателям пришлось решать целый комплекс сложных политических, правовых, социальных и идеологических задач. Как справедливо отмечают авторы учебника по основам ОРД под редакцией В. Б. Рушайло, работа над названным нормативным актом в России проходила в условиях массированных нападок на правоохранительные органы и спецслужбы, а также приемы их деятельности[10].

Поэтому, с одной стороны, было сделано все возможное, чтобы максимально ограничить в законе как перечень используемых мероприятий, так и возможности их применения. С другой стороны, явно просматривалось стремление в данном акте не употреблять понятия и термины сугубо негласной деятельности и в то же время зафиксировать по возможности наибольшее число ее элементов.

В то же время одним из основополагающих признаков ОРД, следовательно, и каждого из ОРМ – является возможность негласного, тайного их осуществления. А. А. Чувилев, впервые рассматривавший оперативно-розыскное право, как самостоятельную правовую отрасль, отмечал в качестве характерной черты ОРД ее негласный характер – «оперативно-розыскная деятельность представляет собой особого рода правоохранительную функцию. Особенность этой функции состоит главным образом в том, что она носит преимущественно негласный характер»[11].

Таким образом, негласный характер ОРД в целом и средств ее реализации в частности признавался большей частью ученых, разрабатывавших и разрабатывающих теорию ОРД. Следовательно, и ОРМ должны были носить также негласный характер. Одним из наиболее существенных признаков ОРД, вытекающим из возможности ее негласного осуществления, является возможность ограничения конституционных прав и свобод граждан. Это мера вынужденная, продиктованная необходимостью нейтрализации либо локализации угроз национальной безопасности, в том числе и такой угрозы, как преступность.

Из двух существенных признаков ОРД: негласного характера и связанного с ним возможного ограничения конституционных прав и свобод граждан вытекает такая характерная черта, как необходимость получения специального разрешения (санкции) прокурора либо судьи на осуществление ОРД. Негласный характер проводимой ОРД в целом и ОРМ в частности не позволяет для исключения нарушений законности, а также в целях защиты прав и свобод граждан активно задействовать общественный контроль[12]. С учетом этого требуется соответствующий активный компенсационный надзор со стороны прокуратуры и суда.


С учетом вышеизложенного оперативно-розыскное мероприятие можно определить, как действие или их совокупность, реализуемые гласно либо негласно, в необходимых случаях с санкции прокурора, как правило, с использованием специальных технических средств для получения оперативной (не процессуальной) информации в целях обеспечения национальной безопасности.

Глава 2 Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. Прокурорский надзор за проведением оперативно-розыскных мероприятий

2.1 Основания применения для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Применительно к ОРМ повод является и достаточным основанием для их проведения. В статье 7 ФЗ «Об ОРД» понятие «основание» включает в себя как поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения ОРМ, в качестве которых рассматриваются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения ОРМ или следственных действий либо тех и других в совокупности[13].

Основаниями для проведения ОРМ являются фактические данные, достаточные для предположения о совершении деяния, подпадающего под признаки того или иного состава преступления, либо о событиях или действиях, которые могут представлять угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

По своему происхождению данные, являющиеся основанием для проведения ОРМ, могут быть получены в рамках уголовного судопроизводства, в процессе осуществления ОРД, а также не процессуальным и не оперативно-розыскным путем.


Законодатель не ставит жестких ограничений или критериев появления таких данных. Основания для проведения ОРМ тесно связаны с целями и задачами ОРД. Рассматривая основания в соотношении с целями и задачами, можно сделать вывод, что для проведения ОРМ достаточно лишь предположения относительно подготовки или совершения преступления по наличию отдельных признаков, указывающих на такие деяния либо на лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, причем такое предположение может носить характер версии, основанной на фактах. В случае оконченного общественно опасного деяния, когда уже очевидны данные, указывающие на признаки преступления, речь идет о реализации задачи раскрытия преступления, обнаружения лица (лиц), его совершившего, а если такое лицо установлено и скрылось, то о его розыске и т. д.

Сказанное вытекает из таких задач ОРД, как выявление, предупреждение, пресечение преступлений; выявление и установление лиц, их подготавливающих; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, информационной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, установление имущества, подлежащего конфискации (ст. 2 ФЗ «Об ОРД»). Для решения этих задач необходимо и достаточно обоснованного предположения о причастности лиц к совершению преступления, о признаках преступления, о событиях, гипотетически носящих характер угрозы. В случае, если лицо скрылось от следствия и суда, то сам этот факт уже является основанием для реализации одной из задач ОРД, а соответственно и проведения по этому факту ОРМ.

Основания, указанные в ст. 7 ФЗ «Об ОРД», относятся не к ОРД в целом, а к проводимым ОРМ как в их совокупности, так и применительно к отдельным ОРМ[14]. При этом результаты проведения одного ОРМ могут являться основаниями для проведения другого. В процессе проведения ОРМ применительно к одному делу (событию, преступлению, ситуации, проверке заявления и т. д.) возможно получение оперативно-розыскной информации относительно событий или действий, выходящих за пределы первоначальной цели проведения ОРМ.

Первым и наиболее общим основанием для проведения ОРМ обозначено наличие возбужденного уголовного дела. Сам факт возбуждения дела свидетельствует об установлении достаточных данных для его возбуждения (совокупности повода и основания, свидетельствующих о совершении или подготовке преступления) и соответственно, для начала предварительного расследования, что находит процессуальное отражение в постановлении о возбуждении уголовного дела. В противном случае принимается решение об отказе в его возбуждении. Однако факт отказа в возбуждении уголовного дела не исключает иных оснований для проведения ОРМ, а является лишь процессуальным решением, но конкретному случаю.


Понятие «возбуждение уголовного дела обозначает как начальную стадию уголовного судопроизводства, так и одно из решений, актов, завершающих эту стадию. Это объективно обязывает ОРО принимать исчерпывающие меры, направленные на обнаружение преступлений и лиц, их совершивших, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, установление события преступления и иных обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу[15]. Данная обязанность не изменяется в зависимости от того, кем возбуждено уголовное дело, органом дознания или предварительного следствия.

Сведения как основания для проведения ОРМ представляют собой известия, сообщения или иную информацию, в результате которых сформировалось знание, представление, предположение о событиях, действиях, лицах и (или) фактах, представляющих оперативный интерес.

Такие сведения являются основанием для проведения ОРМ только в случаях, если они стали известными ОРО, а также при условии, что они содержат соответствующую информацию о лицах, признаках, событиях или действиях, указанных в п. 2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД».

Так же основанием для ОРМ могут служить результаты административной проверки, данные, свидетельствующие о представлении заведомо ложных сведений, подложных документов и др.

ОРМ по собиранию данных, необходимых для принятия иных решений, обозначенных в ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД», могут проводиться оперативными подразделениями и других ОРО в пределах их компетенции.

Само по себе наличие закрепленного законом права не порождает соответствующих оснований для проведения ОРМ, в противном случае право проведения ОРМ в целом, которым наделены ОРО, могло бы выступать и основанием для их проведения. Основанием же для проведения ОРМ выступает гипотетическая возможность соответствующих лиц действовать вопреки государственным, служебным, профессиональным интересам, что предполагает повышенные требования к лицам, допускаемым к соответствующим работам, сведениям, материалам или участию в определенной деятельности, а также сведения (данные), позволяющие усомниться в возможности, допустимости оформления допуска, приеме на работу, установления или поддержания отношений сотрудничества, выдачи лицензии[16].

Основаниями для проведения проверочных ОРМ выступают не фактические данные, требующие соответствующей проверки, предположения о совершении деяния, подпадающего под признаки того или иного преступления, либо о событиях или действиях, которые могут представлять угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, а необходимость подтверждения благонадежности проверяемых лиц, соответствие их личных качеств предъявляемым требованиям, получение данных, обосновывающих допустимость и целесообразность принятия соответствующих решений. Именно благодаря этому и создаются предпосылки для обеспечения безопасности, предупреждения возможного противоправного поведения.