Файл: Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Оперативно-розыскные мероприятия и особенности их проведения

На протяжении последних десятилетий в России в силу произошедших социально-экономических преобразований преступность до сих пор продолжает сохранять свое лидирующее положение среди самых значимых угроз национальной безопасности. Ежеминутно в нашей стране осуществляются преступные посягательства на жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина, безопасность общества и государства. Данное положение дел, безусловно, находится под высокой степенью внимания со стороны высшего руководства страны, законодателя и государственных органов.

Именно поэтому в России сформирована правоохранительная система, а также действует соответствующее законодательство, направленное на обеспечение защищенности человека и гражданина от противоправных действий. При этом стоит отметить, что немаловажным элементом функционирования указанной системы является осуществление соответствующими органами оперативно-розыскной деятельности, которая представляет собой одно из наиболее эффективных средств противодействия преступности.

Однако следует признать, что оперативно-розыскная деятельность в нашей стране характеризуется недостаточной эффективностью и в связи с чем она не должным образом отвечает современным потребностям общества, что в значительной степени объясняется противоречиями и упущениями оперативно-розыскного законодательства в части регламентации оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, рассмотрение теоретико-правовых и практических аспектов по особенностям проведения оперативно- розыскных мероприятий в настоящее время является более чем актуальным исследованием. Сущность оперативно-розыскных мероприятий заключается в различных методах, которые используются уполномоченными государственными органами для достижения поставленных перед ними целей в сфере пресечения, раскрытия, выявления различного рода преступлений.

Принципы, которых придерживаются субъекты оперативно-розыскных мероприятий, а именно принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод, конспирации, сочетания гласных и негласных методов, оперативной готовности и наступательности. Субъекты процесса, к которым относятся уполномоченные органы, органы и должностные лица, которые совершают контроль в этой сфере, граждане, сотрудничающие на конфиденциальной основе и прочие граждане и стороны, которые взаимодействуют с уполномоченными органами[17].


Существует четыре уровня правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, к которым относятся конституционный уровень, специальный закон, прочие нормативно- правовые акты, которые влияют на деятельность уполномоченных государственных органов, а также ведомственный уровень. Основные виды оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент; получение компьютерной информации.

В ст.8 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права и свободы граждан в рамках Конституции РФ, допускается на основании судебного решения и при наличии информации (которая также определена в законе), а в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности России, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов (порядок уведомления законодатель не определил). Общим для всех оперативно-розыскных мероприятий является следующее условие: гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них на территории Российской Федерации оперативно-розыскных мероприятий, если иное не предусмотрено федеральным законом[18]. Прочие условия относятся к специально предусмотренным.

Особенности проведения оперативно – розыскных мероприятий, заключаются в соблюдении законодательства при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Стоит отметить, что обозначенная проблема довольно активно обсуждается в научных трудах, что говорит о значимой необходимости скорейшего ее устранения. Выражая собственную позицию по данному вопросу, считаю верным поддержать точку зрения, согласно которой нарушаться конституционные права граждан не должны, но с некоторым уточнением, потому как, безусловно, могут быть ситуации, при которых нарушение прав и свобод граждан является единственным возможным способом раскрытия преступления. В первую очередь важно подчеркнуть, что Конституция Российской Федерации определяет защиту прав и свобод человека как обязанность государства. И одним из органов государственной власти, который должен обеспечивать защиту прав и законных интересов населения является полиция, обладающая правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. Также данную обязанность должны выполнять и другие органы, имеющие право на проведение оперативно-розыскных мероприятий[19].


Руководствуясь данными конституционными положениями, считаем верной позицию, согласно которой права граждан РФ, их свободы и законные интересы не должны нарушаться ни в коем случае. В ином же случае нивелируются высшая ценность нашего общества – права и свободы человека. Кроме того, в настоящее время наблюдается наличие довольно неутешительной складывающейся практики, свидетельствующая о том, что существующие в настоящее время механизмы ведомственного и судебного контроля не всегда обеспечивают в полной мере защиту конституционных прав граждан при проведении соответствующими органами оперативно-розыскных мероприятий.

2.3 Прокурорский надзор за проведением оперативно-розыскных мероприятий

До середины 80-х гг. оперативно-розыскная деятельность регулировалась закрытыми ведомственными актами МВД, КГБ и других органов и находилась за рамками правового поля. Единственное упоминание о праве органов дознания осуществлять оперативно-розыскные мероприятия было в Основах уголовного судопроизводства СССР, союзных республик, а также в статье 19 УПК РСФСР. При этом ни само понятие ОРМ, ни основания и условия их применения не раскрывалось. А. Ф. Козусев при исследовании указанного исторического периода отмечал, что, в связи с тем, что эта деятельность регламентировалась подзаконными актами закрытого характера, то только «прокурор не ниже областного уровня мог вмешаться в эту сферу, при определенных обстоятельствах». Следует отметить, что Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 13 мая 1992 года стал первым в современной России, нормативно-правовым актом, который открыто, регулировал тайную работу правоохранительных органов. Закон был систематизирован и носил комплексный характер, что позволило рассматривать его в качестве основополагающего отраслевого нормативного правового акта, где, в частности, была предусмотрена система органов контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» впервые обозначил полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью производства оперативно-розыскных мероприятий. Ввиду конспиративности оперативно-розыскной деятельности прокурорский надзор на сегодняшний день является наиболее эффективным средством установления законности в процессе осуществления ее задач[20].


Прокурорский надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является особым видом деятельности органов прокуратуры с целью обеспечения законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, уполномоченными на то субъектами. Правовую основу организации и деятельности органов прокуратуры при осуществлении исследуемого вида надзора составляют: - Конституция Российской Федерации - ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» - ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» - Ведомственные правовые акты: Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»; Указание Генпрокуратуры РФ, ФСБ Российской Федерации от 18.04.2002 № 20-27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органами Федеральной службы безопасности» и др. Предметом прокурорского надзора за законностью органов, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в соответствии со ст. 29 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» являются: соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД; соблюдение установленного порядка проведения ОРМ; законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД[21].

Актуальность рассматриваемого вида надзорной деятельности подтверждается статистическими данными Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Так, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в ходе осуществления надзора за исполнением законов, в 2017 г. было выявлено 708145 фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина. Информацию о нарушении закона надзирающий прокурор может получить из следующих источников: оперативных сводок, статистических и отчетных данных, аналитических справок и докладных записок, жалобах и других обращениях граждан и организаций, материалах предшествующих прокурорских проверках и соответствующих актах прокурорского реагирования. Документы, относящиеся к оперативно-розыскной деятельности, группируются в надзорных производствах и номенклатурных делах.

При осуществлении рассматриваемого вида надзора, прокурор в первую очередь проверяется соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в ходе решения задач по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений.

Практика показывает, что одним из часто допускаемых нарушений является не соблюдение условий проведения ОРМ, связанных с ограничением прав и свобод человека и гражданина, а также законность и полнота проведения ОРМ. По делам оперативного учета, связанным с оперативной разработкой лиц, подготавливающих или совершающих преступления, как правило, проводятся ОРМ, связанные с ограничением прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. При этом в ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, включая получение компьютерной информации, ограничение конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ осуществляется только на основании решения суда. Ст. 9 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентирует порядок получения судебного решения[22].


Прокурор, осуществляя надзор за законностью проведения названных мероприятий, должен убедиться в том, что у органа, осуществляющего ОРД, имелась такая информация, что мероприятия проводились по соответствующей категории уголовных дел, а также при наличии судебного решения о проведении мероприятий. Окончательная оценка результатов проверки складывается из следующих элементов: полноты проверки; числа выявленных нарушений законодательства; установления конкретных лиц, виновных в нарушении. Согласно п. 9 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2011 г. № 33, при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, уполномоченные прокуроры вправе и обязаны: получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона; требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам; опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов; по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление, либо требовать передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании; вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД[23].

Заключение

Подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Оперативно-розыскное мероприятие - система тактических поисковых действий, проводимых субъектами оперативно-розыскной деятельности по добыванию оперативно значимой информации, в соответствии с основаниями и условиями, предусмотренными федеральным законодательством.

В теории ОРД основания проведения оперативно-розыскных мероприятий принято делить на два вида: фактические (собственно основания) и юридические (формальные основания или поводы).

В качестве фактических оснований следует рассматривать наличие конкретной информации о каких-либо криминальных событиях, побуждающей к действию и требующей оперативно-розыскного воздействия. В свою очередь, к юридическим (формальным) основаниям относятся документы, содержащие такую информацию.