Файл: Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Невозможно на сегодняшний день представить себе оперативно-розыскную деятельность без такого важного элемента как оперативно-розыскные мероприятия, представляющие собой систему взаимосвязанных действий, целью которых является решение конкретных поставленных задач. Сущность таких мероприятий кроется в добыче информации, выявлении скрываемых преступлений или преступных умыслов, розыск скрывающихся лиц и т.д. Отметим, что подобные мероприятия по своему характеру относятся к поисковым мероприятиям, которые могут проходить как в открытой, так и скрытой формах.

В соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», обозначенный вид специфической правоохранительной деятельности осуществляется именно посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. Законодатель указывает на то, что оперативно-розыскные мероприятия охватывают значительную частью всей оперативно-розыскной деятельности, выступают ее «основой и содержанием», а также на то, что «основным способом собирания оперативно-розыскной информации является осуществление оперативно-розыскных мероприятий». Сущность оперативно-розыскных мероприятий состоит в использовании оперативно-розыскными подразделениями различных министерств и ведомств приемов и методов, присущих этому процессу. Правильное толкование правоприменителем оснований и соблюдение условий проведения оперативно-розыскных мероприятий важно не только для обеспечения законности и обоснованности их проведения, но и для дальнейшего использования результатов этих мероприятий. Это обусловлено тем, что законодатель в ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислил лишь основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, не раскрывая их сущности, и тем самым предоставил право самостоятельно толковать и применять данные правовые нормы субъектам оперативно-розыскной деятельности при принятии решения о проведении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий. Однако возможность осуществления отдельных оперативно-розыскных мероприятий имеет специфические основания и условия их проведения. Следовательно, для правильного осуществления оперативно-розыскных мероприятий необходимо выявить сущностные признаки и назначение последних, а также дать анализ правовой регламентации их осуществления.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.


Предмет исследования – нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскных мероприятий по российскому законодательству.

Цель исследования заключается в рассмотрении оснований для проведения оперативно - розыскных мероприятий.

Задачи исследования:

  • рассмотреть понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий;
  • раскрыть юридическую сущность оперативно-розыскных мероприятий;
  • рассмотреть основания применения для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • изучить особенности их проведения;
  • рассмотреть прокурорский надзор за проведением оперативно-розыскных мероприятий.

При работе над данной темой были проанализирован и использованы работы таких ученых как: А. И. Алексеев, В. Ю. Алферов, В. Бозров, О. А. Вагин, Н. А. Громов, Е. А. Доля, Н. И. Журавленко, Д.В. Закаляпин, С.И. Захарцев, Н.М. Кипнис, В.Н. Комлев, А. В. Куликов, Д.С. Кучерук, А.В. Макаров, Б.А. Таранин, О. В. Фирсов, Ю. В. Францифоров, А. Н. Халиков, А. Е. Чечетин, А.А. Шамардин, Н. С. Шевелев, А.Ю. Шумилов, Е.Н. Яковец и др.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1 Оперативно-розыскные мероприятия: общая характеристика

1.1.Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно-розыскные мероприятия являются важным элементом оперативно-розыскной деятельности, выступая как ее содержание. Поэтому исключительно важно определить их пределы и содержание, чтобы отграничить оперативно-розыскную деятельность от иной правоохранительной. Законодательное определение понятия «оперативно-розыскные мероприятия» отсутствует. В ФЗ «Об ОРД» приводиться лишь перечень допустимых мероприятий.

Исходя из этого, существует множество доктринальных определений, что существенным образом сказывается на отсутствии полного единообразного понимания сущности оперативно-розыскной деятельности и последующей сложности толкования норм оперативно- розыскного закона. Профессор А.Ю. Шумилов определяет оперативно-розыскное мероприятие как «общественно значимое, умышленно и конфиденциально (в организационном и тактическом аспекте) совершаемое, предусмотренное ФЗ «Об ОРД» оперативно-розыскное активное деяние (действие, мероприятие или операция), посредством совокупности которых осуществляется ОРД»[1].


В.М. Атмажитов характеризует ОРМ как организуемые и проводимые в соответствии с требованиями нормативных актов разведывательные и контрразведывательные действия органов, уполномоченных законодателем осуществлять оперативно-розыскную деятельность[2]. Более развернутое определение предложил профессор А.Е. Чечетин: «Оперативно-розыскные мероприятия - это закрепленный в законе структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий разведывательно-поискового характера, направленных на решение конкретных тактических задач… и направлены, прежде всего, на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии материальных следов преступления...»[3].

Каждое из приведенных определений по-своему является верным и раскрывающим суть оперативно-розыскных мероприятий, но как представляется, немаловажным является указание в определении на возможность использования гласных и негласных методов и средств, чтобы акцентировать внимание правоприменителя, что негласный характер оперативно-розыскной деятельности проявляется и в проводимых оперативно-розыскных мероприятиях.

Посредством анализа представленных в правовой науке определений и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности »можно сформулировать следующее определение: оперативно-розыскные мероприятия – это закреплённые в оперативно-розыскном законе действия или совокупность действий, проводимые уполномоченными оперативно-розыскным законом субъектами посредством применения гласных и негласных сил, средств и методов, направленные на выявление фактических данных, а именно, информации, необходимой для достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности и ее последующая реализация.

По мнению Е. С. Лапина, законодательное закрепление ОРМ обеспечивает, во-первых, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД и, во-вторых, определяет правомерность действий должностных лиц, осуществляющих ОРД, и лиц, оказывающих им содействие, отличает действия этих субъектов ОРД от уголовно-наказуемых деяний[4]. Оперативно-розыскные мероприятия имеют ярко выраженный разведывательно-поисковой характер. Данная особенность связана с тем, что большинство преступлений совершается в условиях тайны и неочевидности, осуществляется тщательное сокрытие следов преступной деятельности, присутствует необходимость получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, поиска неизвестных юридически значимых фактов, выяснения обстоятельств совершенных преступлений и т.д.


С целью наиболее эффективного решения задач оперативно-розыскной деятельности, данная особенность проявляется в реализации принципа конспирации, использовании и сочетании гласных, негласных и негласно-гласных методов и средств, в использовании специальных технических средств, с целью получения информации негласным путем, привлечения лиц, способствующих проведению оперативно-розыскной деятельности. Негласность означает неочевидность, скрытность проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников оперативно-розыскных органов, но, прежде всего — от объектов, в отношении которых они проводятся. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРМ, обеспечить безопасность участников ОРМ, их результативность, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы[5].

Негласность может быть обусловлена как практической целесообразностью, так и невозможностью гласного проведения отдельных мероприятий, открытого использования средств, методов либо задействования отдельных участников. Такого рода мероприятиями являются: оперативное внедрение, контролируемая поставка, снятие информации с технических каналов связи. Под гласностью следует понимать открытость проведения оперативно- розыскных мероприятий, когда их содержание, цели, участники не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения. К гласно-негласным мероприятиям можно отнести, например, прослушивание телефонных переговоров. Действие, проводимое по заявлению или с согласия заинтересованных лиц, является негласным только по отношению к абоненту заявителя. Особой разновидностью гласно-негласных ОРМ можно считать так называемые зашифрованные ОРМ, истинная цель которых от заинтересованных лиц скрывается под видом гласных действий иного, отвлекающего характера и содержания.

По мнению Е.С. Дубоносова, действия, составляющие содержание оперативно-розыскных мероприятий, могут быть разделены на основные и вспомогательные[6]. Основные действия направлены на получение информации по установлению и изобличению всех участников подготавливаемого, совершаемого и совершенного преступления.

Вспомогательные же действия только создают условия, необходимые для достижения поставленной цели. К ним относятся: анализ и оценка оперативно-розыскной ситуации и прогнозирование возможного ее изменения; расчет сил (участников), их инструктаж, экипировка, обеспечение необходимыми документами прикрытия, специальными техническими средствами и т.п.; разработка легенд, создание условий или объектов, обеспечивающих проведение намеченного мероприятия; разработка приемов, обеспечивающих выявление, сохранность и использование полученных данных как судебных доказательств.


Помимо условно закрытого законодательно закрепленного перечня оперативно-розыскных мероприятий, осуществляются и иные вспомогательные, организационные действия. При этом важно отметить, что данные вспомогательные меры носят некий подчинённый характер по отношению к основным ОРМ и их совокупность и содержание напрямую зависит от них. Как уже было сказано, перечень мероприятия закреплен в статье 6 ФЗ «Об ОРД». Всего представлено 14 мероприятий, каждое из которых требует должного внимание. Но в целях их лучшего понимания и последующего анализа будет целесообразно рассматривать их в составе определенных групп. Для этого можно представить несколько классификаций. Наиболее развернутую классификацию дает В.Г. Бобров.

В зависимости от времени (продолжительности) проведения ОРМ они могут быть: разовыми (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и т.д.), длящимися (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и т.д.).

В зависимости от формы проведения ОРМ они могут быть гласными и негласными, осуществляться с зашифровкой их истинной цели и без нее. Соответственно все предусмотренные в статье 6 ФЗ «Об ОРД» оперативно- розыскные мероприятия по признаку гласности их проведения условно могут быть поделены на две группы: ОРМ, которые могут проводиться как гласно, так и негласно: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, проверочная закупка, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; проводимые только в тайне (негласно) от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они осуществляются: контроль почтовых отправлении, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент[7].

По направленности и характеру могут быть выделены разведывательные, контрразведывательные, оперативно-поисковые, розыскные, вспомогательные, обеспечивающие и другие ОРМ. По субъекту проведения ОРМ можно классифицировать на мероприятия, проведение которых допустимо любыми органами — субъектами ОРД и мероприятия, проведенные специализированными оперативными подразделениями.

В частности, только с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ и ОВД проводятся ОРМ, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров. В связи с тем, что конституционные права граждан ограничиваются не во всех случаях при снятии информации с технических каналов связи, обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, данные ОРМ могут быть включены как в одну, так и в другую группу мероприятий.