Файл: Политикоправовые взгляды Платона по дисциплине История политических и правовых учений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Взгляды Платона на право




Относительно позитивного законодательства Платон высказывался, на наш взгляд, довольно-таки пренебрежительно, говоря про жизнь тех, кто так верит в их силу: «… вся их жизнь пройдет в том, что они вечно будут устанавливать множество разных законов и вносить в них поправки в расчете, что таким образом достигнут совершенства …» [1]. Отметим здесь, что Государственную Думу современной России за качество принимаемых законов в юридических кругах уже давно окрестили «бешеным принтером»…

В обоих проектах образцовых государств, описанных выше, главная роль в регулировании общественных отношения отводится, по нашему мнению, нормам естественного права. Религиозное происхождение этих норм в учении Платона не меняет сути, которая состоит в том, что они существуют не в результате создания их человеком. Они заложены в природу (естество) человека, и здесь уже не имеет принципиального значения, каким именно образом произошла эта «закладка».

А позитивному законодательству Платон отводит хоть и важную, но как бы второстепенную роль: «… всякому ясно, что законодательство – великое дело. Но если хорошо устроенное государство поставит непригодную власть над хорошо установленными законами, то законы эти не принесут никакой пользы и положение создается весьма смешное; более того, это наносит государству величайший ущерб и приводит его к гибели …» [2].

Вообще, Платон вполне верно отмечает, что в умах людей «… относительно справедливости … царит полнейшая сумятица и неразбериха …» [2].

Платон делает ставку на законы, которые детально и сурово регламентируют публичную и частную жизнь людей. Речь при этом идет о справедливых законах — «определениях разума», установленных ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то ограниченной группы, захватившей власть.

Во имя незыблемости законов Платон объявляет войну всякого рода новшествам, идущим от вольнодумцев-поэтов или из культур других стран. Платон считает, что опасны даже произвольные изменения в детских играх! На страже законов стоит правосудие. Каждый правитель в определенных случаях выступает как судья. К общему отправлению правосудия должны быть, по мнению Платона, причастны и все граждане государства.


Существенное значение Платон придавал идеологической обработке населения проектируемого государства путем внушения ему представлений о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и законов, суровых загробных карах за их нарушение и т. д.
Платон в диалоге «Законы» различает два вида государственного устройства: один — где над всем стоят правители, другой — где правителям предписаны законы. Речь при этом идет о справедливых законах — «определениях разума», установленных ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то ограниченной группы, захватившей власть. Платон говорит, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях. Платон рекомендует законодателю придерживаться умеренности, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой — свободу управляемых. Учету подлежат также география местности, климат, почва и т. п. Невозможно устанавливать законы вразрез с местными условиями. Большое значение он придает разработке и изучению науки о законах. В проекте второго по достоинству государства основная ставка делается на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи.
Отдельно отметим некоторые интересные, на наш взгляд, особенности учения Платона о праве.

Например, осознавая разницу между такими формами вины, как умысел и неосторожность, Платон тем не менее указывает: «… пусть не считают при рассмотрении любого вреда, нанесенного несправедливостью, что здесь бывает два вида несправедливых поступков: во-первых – умышленные, во-вторых – неумышленные. Дело в том, что вред, причиняемый невольно, встречается не реже и вредит не меньше всякого рода добровольно причиняемого вреда …» [2]. Действительно, например, для членов семьи того несчастного водителя, погибшего в результате ДТП, учиненного пьяным актером Ефремовым, совершенно не имеет значения, какая у этого преступления форма вины.

Вместе с тем Платон призывает к тому, чтобы оценивать субъективную сторону проступка, и считает лучшим исходом конфликта примирение сторон: «… законодателю надо смотреть, каковы были по отношению к справедливости намерения и образ действий человека, когда он оказал кому-нибудь услугу или нанес какой-нибудь вред. Надо обращать внимание на две различные стороны: на справедливость и на вред. С помощью законов надо, насколько возможно, возместить нанесенный вред … Коль скоро проступок искуплен возмездием, надо попытаться с помощью законов из каждого случая раздоров и вреда сделать повод для установления между виновником и пострадавшим дружеских отношений …» [2].



Применению смертной казни Платон приводит следующее обоснование: «… что касается несправедливого нанесения вреда из-за корысти, когда кто-то, причиняя другому несправедливость, обогащается, то, поскольку здесь зло исцелимо, его надо исцелить, считая это душевной болезнью. Если законодатель заметит, что человек тут неисцелим, то какое наказание определит он ему по закону? Законодатель осознает, что для самих этих людей лучше прекратить свое существование, расставшись с жизнью; тем самым они принесли бы двойную пользу всем остальным людям: они послужили бы для других примером того, что не следует поступать несправедливо, а к тому же избавили бы государство от присутствия дурных людей. Таким образом, законодатель вынужден назначить в наказание таким людям именно смерть, а не что-то иное …» [2].

Заключение



Платон, будучи аристократом по происхождению, воспринял идеологию высших кругов общества. Он видел ведущую роль аристократии в деле государственно-правового строительства. Роль аристократии как «власти лучших», и лучших именно в нравственном понимании.

Платон отождествляет общество и государство, не без оснований полагая, что государство – это необходимая форма общежития для такого биосоциального существа, как человек.

А его воззрения на значение позитивного законодательства менялись от полного отрицания до признания важности этого значения в виду факта «неблагонадежности» людей. Главную же роль в регулировании общественных отношений должны играть нормы естественного права. Именно ими руководствуются «правильные» правители. А «плохая» власть обречена на постепенную деградацию. Помимо идеального государства, во главе которого стоит один «просвещенный монарх» либо несколько философов, Платон описывает еще три «обычных» формы государств. По этой классификации возможны власть одного (монархия), власть немногих и власть большинства. И каждый этот вид распадается на два своих подвида по признаку наличия законности. Так, законная монархия — это царская власть, а незаконная— это тирания; законная власть немногих — аристократия, а незаконная — олигархия; далее, демократия с законами и без законов (последнюю Полибий назовет потом охлократией – властью черни). Признак законности здесь имеет вспомогательное значение, для различения режимов.

Очень интересно относится Платон к демократии! Он отмечает, что демократия это наихудшая форма власти, если сравнивать её с законной монархией или с законной властью немногих лучших (аристократией). Однако по сравнению с незаконными подвидами власти одного и немногих (тиранией и олигархией), то лучше демократии уже не придумать!

Список литературы





  1. Диалоги Платона. Государство. https://nsu.ru/classics/bibliotheca/plato01/gos01.htm




  1. Диалоги Платона. Законы. https://nsu.ru/classics/bibliotheca/plato01/zak01.htm




  1. История политических и правовых учений. А. Л. Питерская

ЭОР РГСУ
https://sdo.rgsu.net/resource/index/index/lesson_id/391897/subject_id/46400/resource_id/8149


  1. История политических и правовых учений: Учебник. Под ред. О.Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1997 http://grachev62.narod.ru/leist/content.htm


5. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004

http://library.khpg.org/files/docs/1380635715.pdf