Файл: Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров (454100 агрегатов, узлов и деталей автомобилей легковых).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятия качества и конкурентоспособности товара
1.2 Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность товара
1.3 Основные направления совершенствования деятельности предприятия
Глава 2. Оценка конкурентоспособности предприятия
2.1 Характеристика деятельности предприятия
Связь слабых сторон и возможностей:
1. Отсутствие собственного сервисного центра автотехобслуживания на растущем рынке автозапчастей негативно сказывается на росте продаж, так как клиенты все больше предпочитают обслуживать свои автомобили непосредственно у фирм, имеющих свои собственные сервисные центры и предоставляющих гарантию на качество выполненных работ по замене деталей и обслуживанию автомобилей.
2. Увеличение торговой площади – неизбежная плата за увеличение товарооборота на растущем рынке. К сожалению, на данный момент вся торговая площадь используется на 100,% и дальнейшее развитие предприятия сдерживает нехватка торгового помещения.
3. Бурное развитие авторынка требует в свою очередь больших капиталовложений в короткий срок для реализации новых проектов. Только привлечением дополнительных инвестиций, возможно, сохранить и преумножить свою долю на рынке за счет новых проектов и расширения спектра услуг.
Угрозы:
- Появление конкурентов в регионе, а также сетевых автодилеров.
- Отсутствие подготовленных квалифицированных кадров
- Возможное изменение законодательства (введение новых акцизов, пошлин и т.д. на ряд комплектующих), влияние мирового экономического кризиса на экономику государства.
Связь сильных сторон с угрозами:
1. Отсутствие квалифицированных готовых кадров на местном рынке труда сказывается на развитии предприятия в целом, и открытии новых филиалов в регионах. Для подготовки собственного специалиста в данной области уходит больше года, т.к. существует очень много тонкостей при выборе необходимой запчасти (которые нарабатываются только с опытом работы) и недостаток необходимой информации на рынке о техническом обслуживании импортных автомобилей приводит к увеличению времени подготовки каждого специалиста в данной сфере.
2. Лоббирование государством (введение необоснованных госпошлин на импортные детали и комплектующие, введение гигантских таможенных сборов за импорт необходимой авто - продукции, включая новые автомобили) интересов отечественных автопроизводителей, которые в свою очередь совсем не развиваются в качественном отношении, может вызвать определенные трудности на рынке запчастей. К примеру, уже сейчас некоторые детали продаются по необоснованно дорогой цене исходя из Российского законодательства (стоимость таможенных пошлин на неокрашенные детали в 2-3 раза меньше, чем на окрашенные на заводе-изготовителе).
Связь слабых сторон с угрозами:
1. Отсутствие собственного центра техобслуживания негативно сказывается при ситуации выхода на костромской рынок московских сетевых автодиллеров, т.к. возможность приобрести и установить на машину необходимую деталь в одном месте обеспечив гарантийное обслуживание, является приоритетным на данный момент для владельцев импортных автомобилей.
2. Недостаток торговой площади не позволяет на данный момент расширять имеющийся в наличии ассортимент деталей и аксессуаров в связи с невозможностью их выкладки на витрины. Это так же негативно влияет на увеличение клиентской базы и увеличение товарооборота в условиях жесткой конкуренции.
3. Бурное развитие авторынка требует в свою очередь больших капиталовложений в короткий срок для реализации новых проектов. Недостаток собственных средств можно рассматривать как одну из причин, сдерживающих развитие предприятия.
Способы, используемые, организацией для формирования спроса и стимулирования сбыта: скидка при повторной покупке, а также выдача дисконтных карт постоянным клиентам; реклама.
Виды рекламы и каналы ее размещения. Существует несколько видов рекламы: печатная, щитовая, сувенирная, звуковая, наружная и т.д. Печатный вид рекламы для магазина такой специализации малоэффективен. И поэтому магазин использует наружный вид рекламы – это фирменная световая вывеска на фасаде магазина; и звуковая реклама по радио.
Производственные процессы магазина состоят из основного и вспомогательных обслуживающих процессов. Основной производственный процесс – это реализация запчастей. Вспомогательные процессы – это заказ товара, приемка товара, проверка его по количеству, распаковка, сортировка, обработка документов на поступивший товар, наценка, выкладка на витрины, наклеивание ценников.
Организация хорошо знает рынок, на котором работает и следит за изменениями на рынке и в обществе. Хорошо знает своих конкурентов. Доля фирмы на рынке увеличилась. Это можно связать с направлением, в котором работает фирма, здесь имеется в виду то, что фирма занимается реализацией автозапчастей для японских и корейских автомобилей, так как доля продаж иностранных автомобилей на российском рынке значительно выше, чем автомобилей отечественного производства. Сезонные колебания связаны с тем, что ближе к осени или весной автовладельцы приводят в порядок свои автомобили – увеличиваются продажи, а зимой многие на автомобилях не ездят – продажи снижаются. Информация о товаре для покупателей становится все более доступной, так как появилось большое количество автомобильных журналов, каталогов, а также большое значение имеет квалифицированная помощь специалистов магазина при подборе запчастей. Намечаются перспективы развития магазина. Речь идет об открытии сети магазинов, и возможном открытии собственного автосервиса.
Статистика
Формами ежемесячной, ежеквартальной и годовой внешней статистической отчетности являются в основном образцы документов, разработанные государственными органами: фондом социального страхования РФ, МНС России. Один раз в квартал сдаются отчеты в налоговую инспекцию.
Формами ежемесячной, ежеквартальной и годовой внутренней статистической отчетности являются в основном образцы документов, разработанные директором и бухгалтером. Это - документ валовой прибыли; документы отражающие движение денежных средств в кассе организации; подробный лист постоянных и переменных расходов по каждому дню; обобщенный лист расходов за месяц; обобщенный документ валовой прибыли за месяц; ведомость начисления заработной платы; таблица расчета заработной платы; документы, отражающие движение товара на склад и со склада. Основными источниками статистической информации являются договора с поставщиками, журнал учета расходов и приходов, накладные, чеки.
Используемые в фирме статистические показатели:
- товарооборот,
- издержки,
- показатели себестоимости,
- чистая прибыль,
- рентабельность,
- численность работников,
- размер заработной платы,
- удельный вес каждого вида реализуемых товаров.
Конкуренты могут в значительной степени повлиять на деятельность предприятия. Основные фирмы конкуренты: «Класс авто», «Центр моторных масел», «Авто 74», «Авто - люкс» и многие другие фирмы, которые занимаются реализацией автозапчастей. На таблице 3 представлена характеристика основных конкурентов.
Выбор стратегии
Главная стратегия организации – стратегия фокусирования. Стратегией фокусирования можно определить как выбор ограничений по масштабу сферы хозяйственной деятельности, с резко ограниченным кругом потребителей. Данная стратегия предполагает концентрацию деятельности предприятия на небольшой группе потребителей, части товарного ассортимента, или каком либо аспекте деятельности. Стратегия фокусирования направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в обособленном, часто единственном сегменте рынка. Основу стратегий составляет особая направленность деятельности предприятия и уровень квалификации его персонала, что позволяет успешно обслужить рыночную нишу. В данном случае предприятие занимается продажей автозапчастей для отечественных и зарубежных автомобилей.
Но в условиях жесткой конкуренции возникла необходимость выбрать стратегию ценообразования. Такой выбор заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей и укрепить рыночные позиции предприятия, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи.
А обосновано это тем, что был проведен анализ внешней конкурентной среды и анализ внутреннего положения фирмы, проведен мониторинг цен.
Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Стратегии могут быть обоснованными только в случае применения к их разработке научных подходов, методов системного анализа, прогнозирования и оптимизации. Для выработки конкурентоспособных стратегических решений следует к процессу их разработки применять системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, оптимизационный, административный, поведенческий, ситуационный и другие подходы.
Реализация стратегии
Стратегия управления ценами есть комплекс мер по поддержанию условных цен при фактическом их регулировании в соответствии с разнообразием и особенностями спроса, конкуренции на рынке.
Заключение
В процессе написания работы были сделаны следующие основные выводы и предложения такие как:
Конкурентоспособность предприятия это способность предприятия вести конкурентную борьбу между другими предприятиями за рынок, адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям покупателей.
Качество - главный фактор, определяющий конкурентоспособность. Под качеством понимают совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
На конкурентоспособность оказывают большое влияние определенные факторы. В настоящее время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность:
- качество товара;
- цена товара;
- условия реализации товаров на конкретном рынке.
- уровень квалификации персонала и менеджмента;
- технологический уровень производства;
- доступность источников финансирования.
- спрос и предложения.
Система показателей конкурентоспособности:
- качественные показатели конкурентоспособности характеризуют качество товара, благодаря которому он удовлетворяет конкретную потребность покупателя,
- экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара.
Своевременно изъять экономически невостребованный товар из сбытовой программы предприятия;
Найти выход на новые рынки;
Осуществить модификацию выпускаемых товаров в соответствии с желаниями, вкусами и потребностями покупателей;
Постоянно совершенствовать и развивать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.
Расширение ассортимента. Это направление предполагает углубление ассортимента за счет поиска новых поставщиков продукции, а также увеличения деталей зарубежных марок автомобилей. Реализация этого направления также предполагает увеличения ассортимента за счет продажи сопутствующих деталей, например детских автомобильных кресел.
Создания благоприятной атмосферы в магазине. Одним из основных этапов реализации данного направления является повышение качества обслуживания в магазине, с этой целью предлагается проведение учебных занятий с продавцами и создание программы обслуживания покупателей. Создание фирменного стиля также является одним из главных критериев.
Привлечение покупателей путем проведения акций, скидок. Например, по определенным числам месяца действует скидка 5%. Использование скидок обусловлено рядом причин: усиление спроса в период его спада, помогает управлять конечной продажной ценой, стимулирует клиентов к приобретению больших партий.
Разработка рекламы (размещение на баннерах города, газетах, рекламы на телевидении, радио, в интернете) вы получаете возможность передавать свои рекламные объявления на компьютеры целевых групп потребителей в режиме реального времени.
Разработка новых программ по заработной плате сотрудников магазина с учетом объема проданной продукции.
Улучшение обслуживания клиентов, в особенности системы доставки товаров и транспортировки.
С целью повышения конкурентоспособности продукции необходимо внедрять комплексные мероприятия по повышению конкурентоспособности соответствующего предприятия, отрасли, страны.