Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Лицензирование отдельных видов деятельности в РФ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Особенности лицензирования деятельности субъектов страхового дела
Для определения правовой природы исследуемого явления рассмотрим легальное определение лицензии. Согласно Закону Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера - это специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела[29].
Лицензированию деятельности субъекта страхового дела включает в себя обязанность по непосредственному получению лицензии. Данный процесс включает в себя предоставление субъектом страхового дела определенных документов и рассмотрение органом страхового надзора этих документов, по результатам которого и принимается решение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии. Получив лицензию на осуществление страховой деятельности, субъект страхового дела обязан соблюдать страховое законодательство. При соответствующих нарушениях на субъектов страхового дела возлагаются определенные санкции.
Данные процедуры объединяет общая особенность: основанием для их применения выступает виновное деяние соискателя лицензии, при том, что в законе закрепляются различные основания для применения каждой из указанных мер[30]. Представляется, что они несут защитную функцию и применяются только в случае правонарушения. В то время как исполнение установленного круга обязанностей при получении лицензии на осуществление страховой деятельности представляет охранительную функцию обязанности по лицензированию как правового ограничения. На сегодняшний день страхование может охватывать многие сферы жизни общества. Потребители страховых услуг полагаются на страховые агентства, чтобы обеспечить жизненно важную безопасность для чего-либо, начиная от имущества и заканчивая разрушительными стихийными бедствиями или тяжелыми заболеваниями. Очевидно, что в этом случае особенно важна защита и охрана законных интересов и прав потребителей от недобросовестных субъектов страхового дела.
Стоит отметить, что аннулирование лицензии или отмена решения о выдаче лицензии - это процесс, в ходе которого решение о выдаче лицензии органом страхового надзора принято, но лицензия не была выдана по причине наличия вины субъекта при следующих обстоятельствах. Во-первых, в случае, если соискателем лицензии мер не были предприняты меры для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии. Во- вторых, это выявление предоставления соискателем неверных сведений до момента выдачи лицензии.
В свою очередь, при устранении нарушений, следствием которых стали ограничение или приостановление действия лицензии, действие лицензии возобновляется, и указанные запреты прекращают действие. Если за субъектом страхового дела наблюдаются нарушения страхового законодательства, и они не устраняются данным субъектом в определенный период времени, орган страхового надзора принимает решение об отзыве лицензии[31].
Таким образом, в заключение можно отметить, что обязанность по лицензированию деятельности субъекта страхового дела выражается в правовом ограничении в гражданско-правовом регулировании страховой деятельности. Являясь важнейшим условием специальной правоспособности субъекта страхового дела, является ключевым составляющим в системе правовых стимулов и ограничений в гражданско-правовом регулировании страховой деятельности. Также в качестве важной особенности лицензирования деятельности субъектов страхового дела можно выделить то, что данная процедура главным образом отражает охранительную и защитную функции правовых ограничений в гражданском регулировании страховой деятельности.
Кроме того, лицензирование деятельности субъектов страхового дела выступает сложным правовым ограничением, по своей структуре включающим такие обязанности субъекта страхового дела, как: обязанность получить лицензию на осуществление страховой деятельности; обязанность обеспечивать непрерывное действие лицензии, а также защитные процедуры по аннулированию лицензии, ограничению и приостановлению действия лицензии, отзыву лицензии.
2.2 Проблемы лицензирования отдельных видов деятельности
Лицензирование отдельных видов деятельности является государственной контрольной функцией, порядок реализации которой в различных сферах деятельности регулируется Федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также рядом федеральных законов специального характера, устанавливающих конкретно-ориентированные на отдельные виды деятельности цели, принципы, состав административных процедур лицензирования.
Анализ нормативно-правовых актов показал, что количество видов деятельности подлежащих лицензированию составляет около 91.
Изучая законодательство РФ, можно говорить о полном нормативно-правовом урегулировании процедуры лицензирования. Однако даже при этом на практике встречается немало вопросов, не урегулированных в законном порядке в области лицензирования.
Так, анализ процедур лицензирования, не охваченных вышеуказанным законом, позволяет наглядно увидеть несовпадение положений о лицензировании значительного количества видов деятельности с базовым законом. В свою очередь все это влечет за собой необходимость повышения универсальности данного, посредством распространения его требований на все иные виды лицензионной деятельности[32].
Кроме того, разбивая регулирование каждого вида деятельности подлежащего лицензированию на отдельные нормативно-правовые акты, законодатель упускает ряд вопросов, которые имеют немалое значение при регулировании аспектов их применения. Так, лицензирование в области использования атомной энергии реализуется в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», а также Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 280[33]. Однако необходимо отметить, что перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, законом четко не сформулирован в связи с чем на практике при определении данного перечня возникает значительная неопределенность[34].
С 1 мая 2015 г. в состав перечня деятельности, подлежащих лицензированию, была добавлена предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами. Минэкономразвития России сохраняет позицию о том, что введение указанного вида деятельности в перечень лицензируемых привело к увеличению административной нагрузки на хозяйствующие субъекты. Так, согласно докладу Министерства экономического развития РФ 2017 года обозначено: «Рядом субъектов Российской Федерации как в 2015 году было обращено внимание, что проведение работы по лицензированию деятельности управляющих организаций показало, что требования к лицензиатам носят формальный характер и связаны, главным образом, с соблюдением стандарта раскрытия информации. Среди лицензионных требований отсутствуют требования к соответствующей материально-технической базе, наличию квалифицированных кадров среди производственного персонала, не учитываются экономические показатели, такие, как задолженность управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями, собственников перед управляющей компанией (ведение претензионной работы) и т.д. По существующим требованиям легче всего получить лицензию вновь созданной организации, которая никогда не занималась обслуживанием жилищного фонда»[35].
Если анализировать практику лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, то в определенных субъектах Российской Федерации сохраняется проблема отсутствия межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственной услуги с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, что сказывается на сроке принятия решения о предоставлении (переоформлении) лицензии. Помимо этого, возникает проблема, связанная с получением по межведомственному взаимодействию ошибочной или искаженной информации, что может быть причиной отказа в предоставлении лицензии лицензиату (соискателю лицензии). Также обращено внимание на неурегулированность на законодательном уровне процедуры переоформления лицензии, выданной в другом субъекте Российской Федерации, в связи с изменением места осуществления лицензируемой деятельности, не указанного в лицензии.
Таким образом, несмотря на рост нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы лицензирования отдельных видов деятельности не предусмотренных ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», на увеличение положительных тенденций в реализации их на практике, анализ отчетов и самого законодательства наталкивает на выявление пробелов неурегулированных правом нашей страны. В связи с чем, необходимо реализовать разработку системы учета, отчетности и мониторинга эффективности деятельности во всех сферах лицензирования. Произвести делегирование полномочий Российской Федерации по лицензированию отдельных видов деятельности уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, были получены следующие выводы:
1. Лицензирование, предусмотренное в ФЗ «О лицензировании» - это деятельность лицензирующих органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензиатами законодательно установленных требований. В заключение следует отметить, что институт лицензирования прошел достаточно трудный путь становления в российском праве. Так, за довольно короткий период времени успели смениться три различных закона о лицензировании. При этом последний закон не является абсолютной гарантией прав лицензиатов, в нем есть правовые пробелы и неточности, которые требуют законодательного регулирования. Но одно можно сказать точно: новый закон является ещё одним шагом на пути защиты прав предпринимателей и юридических лиц.
2. Система федерального законодательства в области лицензирования развивается в направлении совершенствования федеральных законов[36], принятия новых[37] и вместе с тем в направлении подзаконного нормативно-правового регулирования административных процедур лицензирования[38].
3. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела выступает сложным правовым ограничением, по своей структуре включающим такие обязанности субъекта страхового дела, как: обязанность получить лицензию на осуществление страховой деятельности; обязанность обеспечивать непрерывное действие лицензии, а также защитные процедуры по аннулированию лицензии, ограничению и приостановлению действия лицензии, отзыву лицензии.
4. Несмотря на рост нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы лицензирования отдельных видов деятельности не предусмотренных ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», на увеличение положительных тенденций в реализации их на практике, анализ отчетов и самого законодательства наталкивает на выявление пробелов неурегулированных правом нашей страны. В связи с чем, необходимо реализовать разработку системы учета, отчетности и мониторинга эффективности деятельности во всех сферах лицензирования. Произвести делегирование полномочий Российской Федерации по лицензированию отдельных видов деятельности уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 09.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. № 19. Ст. 2716.
- Федеральный закон от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ от 27.11.1995. № 48. Ст. 4552.
- Федеральный закон от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1.
- О животном мире: Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. - № 86. - 1995.
- О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // Российская газета. - № 97. - 2013.
- О недрах: Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 30.08.2018) // Российская газета. - №52. - 2015.
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 № 280 «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» (ред. от 26.11.2016) // Собрание законодательства РФ от 08.04.2013. № 14. Ст. 1700.
- Административные процедуры : монография / отв. ред. Л. Л. Попов, С. М. Зубарев. М. : Норма: Инфра-М, 2017. С. 104.
- Административный процесс Российской Федерации : учебник / отв. ред. Л. Л. Попов. М. : Оригинал-макет, 2017. 139 с.
- Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. № 35.
- Гета Ю. Р. Теоретические аспекты лицензирования в сфере административно-правового регулирования экономики в России // Вестник МИЭП. 2014. № 2 (15). С. 41.
- Данилова И. В. Становление и развитие законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности в РФ // Грамота. 2013. № 9 (35). Ч. 1. С. 39.
- Доклад министерства экономического развития РФ 2017 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Электронный ресурс [URL:http://ar.gov.rufiles1497087120.src.pdf-d] (дата обращения: 01.11.2019 г.).
- Жилинский С.Э. Предпринимательское право. - М.: Норма, 2007. - С. 212.
- Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 12 января.
- Комментарий к Закону РФ «Об организации страхового дела» (постатейный) под ред. Н.Г. Кабанцевой, В.А. Ларионовой // СПС КонсультантПлюс.
- Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. - № 277. - 2006.
- Ольшевская А. В., Попович О. М. Актуальные проблемы института лицензирования в административном праве России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 4. С. 136.
- Проект приказа Ространснадзора РФ «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах»; проект постановления Правительства РФ «О лицензировании импорта щебня, гравия, отсевов дробления, материалов из отсевов дробления и смесей, компонентами которых является щебень, гравий и песок» // URL: regulation.gov.ru.
- Проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 20 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”» ; поправки к проекту федерального закона № 62442-7 «О внесении изменений в федеральный закон “Об электроэнергетике” и отдельные законодательные акты РФ, связанные с лицензированием энергосбытовой деятельности» // URL: regulation.gov.ru.
- Проект федерального закона «Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации» // URL: regulation.gov.ru.
- Смирных А.Г. Правовой статус субъектов страхового дела: новеллы российского законодательства // Журнал российского права. 2004. № 9. С. 2022.
- Сухомлинова Н.В. К вопросу приостановления и ограничения действия лицензии субъекта страхового дела // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 2. С. 58-67.
- Теория государства и права : курс лекций : учебник / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М. : Норма: Инфра-М, 2018. С. 411—420 ; Теория государства и права : учебник / под ред. С. С. Алексеева. М. : Норма, 1998.