Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На занятиях лепкой или рисованием также возможно применение игровых методов и приемов, это также будет способствовать развитию детского воображения, созданию ими выразительных образов.

Игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к изодеятельности или другому ручному труду.

В процессе лепки, рисования, конструировании можно также использовать такие игровые методы, как обыгрывание предметов, игрушек; обыгрывание готового изображения; обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения; обыгрывание изобразительного материала; обыгрывание инструментов; игровые приемы с элементами ролевого поведения и т.д. [5, с. 569].

Таким образом, только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обусловливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей.

Можно сделать вывод, что воображение ребенка проявляется и развивается в процессе деятельности, наиболее важными видами которой являются специфические дошкольные, такие как игра, рисование, лепка, конструирование и др.

При слушании сказок, рассказов, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение [18, с. 65].

Итак, материалом для воображения ребенка и его фантазий служит вся его окружающая жизнь, все полученные впечатления, эмоции, поэтому важно, чтобы они были позитивные, радостные, достойные детства.

Характер воображения дошкольника напрямую зависит от умения преобразовывать впечатления в игре или в художественной деятельности. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные, используя различные приемы воображения.

Глава 2 Исследование проблемы развития воображения дошкольников

2.1 Организация и методы исследования

Формирование воображения, как и любого познавательного процесса, определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения различных задач, что имеет особое значение для подготовки к школьному обучению. Поэтому чрезвычайно важно определение степени сформированности у ребенка различных психических процессов, в том числе и воображения.


Исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста была проведена в старшей группе МБ ДОУ «Детский сад № 15» города Краснотурьинска . Данную группу посещают 20 детей, 11 из которых девочки, и 9 - мальчики.

Выделяют 3 основные группы показателей, по которым наиболее часто оценивают уровень развития воображения детей:

  • показатели, которые характеризуют мотивационно-потребностный компонент и интерес, такие как: активное восприятие предлагаемого материала, увлеченность деятельностью, положительное отношение к творчеству, возникновение интереса, сосредоточение на задании, эмоциональная отзывчивость, образное видение, способность «входить» в изображаемые, условные ситуации; быстрота реакции и ориентировки в созданных воображаемых ситуациях; быстрота реакции и ориентировки в созданных воображаемых условиях;
  • показатели, которые характеризуют владение способами творческих действий, наличие структурных и операционных компонентов воображения, степень целенаправленности воображения, преобразование знакомого материала, создание новых комбинаций из усвоенных старых элементов, самостоятельность в поиске средств наилучшего решения задания, умение ставить себя на позицию персонажа, передачи целостности замысла в действии, нахождение оригинальных приемов решения задач;

- показатели качества продукции детского творчества: нахождение адекватных выразительно - изобразительных средств воплощения образов, сюжета, своеобразия манеры исполнения и характер своего отношения, соответствие детской продукции художественным элементарным требованиям .

Также наиболее успешно воображение детей проявляется в художественной деятельности, с помощью которой также нередко проводят диагностику развития детского воображения.

Для проведения исследования уровня развития воображения у данной группы детей были выбраны следующие методики диагностики:

Первым этапом диагностики развития воображения у детей старшей группы МБ ДОУ № 15 служит констатирующая методика Е. Торренса «Неполные фигуры». С ее помощью можно проанализировать и наглядно увидеть особенности творческого воображения у детей всей группы.

Данный тест предназначен для диагностирования и анализа креативных способностей у детей. Данная методика основана на главном свойстве воображения - видеть целое раньше частей. То есть ребенок должен «увидеть» некую картинку из представленной части, самостоятельно достроить ее.


Ход исследования: Детям были розданы листы с тремя нарисованными геометрическими фигурами - квадрат, треугольник и круг, как показано на рисунке 2. Необходимо дорисовать их таким образом, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. При этом дорисовывание разрешается как внутри, так и за пределами фигуры, а также при любом удобном для ребенка повороте листа.

Качество рисунка с точки зрения художественности, соблюдения пропорций и т.д. не должно учитываться при анализе, поскольку в первую

Рисунок 2. Раздаточный материал для проведения диагностики Е. Торренса «Неполные фигуры»

Оценка результатов по данной методике проводиться следующим образом: необходимо посчитать коэффициент оригинальности (количество неповторяющихся изображений в группе). Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и круга и квадрата в смайлик, это будет считаться повторением, и оба изображения не засчитываются ребенку.

Затем необходимо сравнить изображения, созданные каждым из детей группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превратили квадрат в телевизор, то данный рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, коэффициент оригинальности будет равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы.

Все данные по проведенной диагностике удобнее всего занести в таблицу, в которой по горизонтали расположены фигурки, а по вертикали - имена детей. Под каждой фигуркой записывается, что изобразил ребенок. Названия повторяющихся изображений зачеркивают, и количество не зачеркнутых ответов и будет являться коэффициентом оригинальности каждого ребенка.

очередь это изучение замысла композиции, многообразие возникающих у ребенка ассоциаций, его видение.

Затем индивидуальные значения коэффициента оригинальности суммируются и делятся на количество детей в группе, так можно вывести среднее число коэффициентом оригинальности по группе.

Таблица 1

Результаты проведения исследования диагностики по методике Е. Торренса «Неполные фигуры»

№ п\п

ФИ ребенка

Квадрат

Треугольник

Круг

КО

1

Настя П.

телевизор

елочка

солнце

0

2

Рома В.

машина

дом

цветок

0

3

Даша З.

телефон

гриб

смайлик

2

4

Костя Л.

телевизор

пирамидка

тучка

2

5

Слава П.

дом

змей

яблоко

1

6

Аня А.

окно

елочка

цветок

0

7

Оксана Г.

машина

флажок

солнце

1

8

Максим В.

книга

дом

шарик

2

9

Артем Д.

окно

смайлик

мячик

0

10

Алена З.

машина

елочка

солнце

0

11

Маргарита Д.

телевизор

дом

цветок

0

12

Вова Ж.

сумка

елочка

игрушка

2

13

Аня Я.

дом

конфета

смайлик

1

14

Рома Б.

телевизор

елочка

колобок

1

15

Света С.

машина

дом

колесо

1

16

Глеб Л.

стол

машина

солнце

1

17

Оля Р.

картина

дом

цветок

1

18

Лена К.

дом

елочка

мячик

0

19

Вероника Ш.

машина

змей

часы

1

20

Сережа У.

телевизор

дом

солнце

0

ИТОГО

16


Как видно из заполненной по проведенному исследованию таблицы, по старшей групп МБ ДОУ № 15 очень низкий уровень выполнения задания - средний коэффициент оригинальности по группе равен 0,8.

Наряду с количественной обработкой результатов можно провести и качественную характеристику уровней выполнения детьми задания.

Можно выделить, что в группе нет таких детей, которые бы не поняли и не справились с поставленной задачей, однако у некоторых присутствовали примитивные, шаблонные изображения, например, «смайлик» присутствовал у трех детей из группы, что также свидетельствует о недостаточном уровне развития воображения.

Оригинальных рисунков в данной группе немного, много повторяющихся картинок среди остальных детей. Так, например, самыми популярными в данной группе стали: круг - солнце, цветок, мячик; квадрат - телевизор, машина, дом; треугольник - дом, елочка.

Вторым этапом диагностики уровня развития воображения у детей старшей группы МБ ДОУ «Детский сад № 15» города Краснотурьинска стало тестирование детей по методике В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате». Данная методика направлена на оценку реализации воображения детей, на выявление способностей ребенка к видоизменению «нереального» в «реальное» в заданной ситуации посредством устранения приведенных несоответствий.

Раздаточным материалом для проведения данного исследования служило изображение комнаты, в которой находится человек и солнце одновременно. Ребенка сперва спрашивают, что находится в комнате. Акцентируют внимание на то, что в комнате изображено и солнце.

Также каждому ребенку был выдан карандаш, с помощью которого он и должен был исправить данное несоответствие, если поймет его. Дети могут самостоятельно и не пользоваться карандашом, достаточно того, что они могут объяснить, что необходимо сделать, чтоб картинка стала правильной.

В общей таблице были зафиксированы попытки всех детей группы исправить данный рисунок.

Обработка полученных данных проводилась по пятибалльной системе:

  1. Отсутствие решения, непринятие или непонимание задания («Не знаю», «Картинка верная») - 1 балл.
  2. Формальное устранение несоответствия (зачеркнуть, закрасить солнышко) - 2 балла.
  3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (перерисовать солнышко в другом месте - на улице) - 3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнца лампу») - 4

балла.

  1. Конструктивный ответ - отделить несоответствующий элемент от других, но сохранив его («Сделать как будто это картина», «Дорисовать окно» и т.д.) - 5 баллов.

В зависимости от полученных по данному заданию баллов можно судить об уровне развития воображения дошкольника:

  • 1-2 балла - низкий уровень;
  • 3-4 - средний;
  • 5 - высокий.

Все полученные данные наглядно указаны в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики по методике В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате»

№ п\п

ФИ ребенка

Результаты диагностики

1

Настя П.

1

2

Рома В.

1

3

Даша З.

3

4

Костя Л.

4

5

Слава П.

2

6

Аня А.

1

7

Оксана Г.

2

8

Максим В.

3

9

Артем Д.

1

10

Алена З.

2

11

Маргарита Д.

2

12

Вова Ж.

3

13

Аня Я.

4

14

Рома Б.

2

15

Света С.

3

16

Глеб Л.

2

17

Оля Р.

1

18

Лена К.

2

19

Вероника Ш.

2

20

Сережа У.

1

Из проведенной диагностики по данной методике было выявлено, что в данной группе детей развитие воображение находится на недостаточном уровне.

6 детей из 20 не поняли задание, заявив, что картинка правильная и исправлений не нужно, 8 детей из 20 предложили просто закрасить солнце на картинке, 4 детей предложили перенести солнце на место - на улицу, всего 2 ребенка получили 4 балла за данное задание, они предложили более сложное решение - сделать из солнышка шарик, превратить солнце в мячик.

Третьим этапом диагностики развития воображения у детей старшей группы МБ ДОУ № 15 служило исследование по методике «Складная картинка».

Смысл данной методики заключается в том, чтобы увидеть насколько у ребенка развито умение видеть целое раньше частей.

Для проведения данной диагностики потребовалась складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10х15 см).

Сперва ребенок рассматривает картинку целиком, педагог задает вопросы, далее педагог складывает картинку и спрашивает у ребенка, что в таком сложенном виде станет с уткой, если сложить картинку. Ребенок отвечает, после чего картинка складывается под другим углом.