Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития воображения дошкольников
1.2 Методы, формы, приемы развития воображения дошкольников
Глава 2 Исследование проблемы развития воображения дошкольников
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Программа развития воображения детей дошкольного возраста
Всего должно быть применено пять вариантов складывания картинки - «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».
Все ответа ребенка фиксируются. После выполнения всех заданий производится обработка данных по трехбалльной системе.
Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего - 15 баллов.
Выделяются следующие уровни ответов:
- отсутствие ответа, непринятие задания («не знаю», «не произойдет ничего») - 1 балл;
- ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, т.е. утеря контекста изображения («так у утки нет головы», «сломана утка теперь», «она разделилась» т.д.) - 2 балла;
- ответы комбинирующего типа - сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, перенос утки в некую новую ситуацию («она нырнула», «заплыла за лодку»), видение новых композиций («как будто добавили трубу и на ней нарисована утка») и т. д. - 3 балла. К таким же ответам можно относить ответы детей, в которых «утка» стала относится не к ситуации, а приняла другую форму при складывании («утка похожа на мостик», «утка как домик» и т. д.).
Все ответы детей старшей группы МБ ДОУ № 15 по данной проведенной диагностике по методике «Складная картинка» зафиксирована в таблице 3.
Таблица 3
Результаты диагностики по методике «Складная картинка»
№ п\п |
ФИ ребенка |
Результаты диагностики |
1 |
Настя П. |
8 |
2 |
Рома В. |
8 |
3 |
Даша З. |
11 |
4 |
Костя Л. |
12 |
5 |
Слава П. |
11 |
6 |
Аня А. |
7 |
7 |
Оксана Г. |
10 |
8 |
Максим В. |
12 |
9 |
Артем Д. |
7 |
10 |
Алена З. |
9 |
11 |
Маргарита Д. |
10 |
12 |
Вова Ж. |
9 |
13 |
Аня Я. |
13 |
14 |
Рома Б. |
12 |
15 |
Света С. |
12 |
16 |
Глеб Л. |
10 |
17 |
Оля Р. |
8 |
18 |
Лена К. |
9 |
19 |
Вероника Ш. |
9 |
20 |
Сережа У. |
8 |
По результатам поведенной диагностики и полученных детьми баллов можно сделать вывод, и определить к какому из трех уровней умения сохранять целостный контекст изображения в ситуации его разрушения относится каждый ребенок:
- < 10 - низкий уровень;
- 10-12 - средний;
- 13-15 - высокий.
Исходя из полученных результатов видно, что к высокому уровню можно отнести только одного ребенка из группы, к среднему - 9 детей, и к низкому уровню - 10 детей.
Таким образом, половина данной группы детей имеет низкий уровень умения сохранять целостный контекст изображения при его разрушении.
По результатам трех проведенных диагностик можно вывести средние показатели по всей группе детей и для наглядности составить одну общую таблицу 4.
Таблица 4
Средние показатели средней группы МБ ДОУ № 15 по результатам проведенных диагностик
Название методики |
Средний бал по группе |
Методика «Неполные фигуры» |
0,8 |
Методика «Солнце в комнате» |
2,1 |
Методика «Складная картинка» |
9,75 |
Все средние показатели по группе показали низкий уровень развития воображения у обследованных детей.
Таким образом, проведенное диагностирование в старшей группе МБ ДОУ № 15 показало, что творческое воображение детей данной группы детей находится на низком уровне развития. Большинству детей свойственны однообразные ответы, неспособность выйти за рамки данной ситуации.
Это говорит о необходимости составления и реализации с данной группой детей программы педагогической работы, направленной на развитие воображения.
2.2 Программа развития воображения детей дошкольного возраста
Воображение ребенка наиболее сильно развивается в процессе деятельности. Воспитателю необходимо правильно организовать работу и приложить все усилия для организации таких занятий, которые способствовали бы развитию воображения.
Развитию воображения больше всего способствуют такие виды деятельности, как игра, речевое развитие, лепка, рисование, конструирование, ручной труд.
Поэтому данная программа будет основана на самых основных видах деятельности, которые способствуют развитию воображения детей.
Программа составлена на основе базисной программы развития детей дошкольного возраста «Истоки», а также научных исследованиях о развитии воображения детей дошкольного возраста таких авторов как Л.Н. Азарова, В.И. Волынкин, И.Ю. Глебова, О.М. Дьяченко, Л.Ю. Субботина.
Цель данной программы - развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста и стимулирование раскрытия творческого потенциала.
Достижение данной цели будет решаться через следующие поставленные задачи:
- развитие творческого воображения, моторики рук, креативности и творческого потенциала детей с помощью лепки;
- развитие воображения, речи и словарного запаса, умения работать в группе с помощью «словесно-двигательных» игр;
- развитие воображения детей, способствование стремления к творчеству, самовыражению с помощью изобразительной деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей (мышление), памяти и внимания;
- формирование в группе положительной гармоничной дружественной атмосферы, коллективных чувств, умения общаться друг с другом во время совместной работы, оказывать помощь, анализировать работу собственную и других детей, радоваться полученным результатам.
Таким образом, программа включает в себя три основных направления работы:
- игровая - словесная деятельность;
- ручной труд - лепка;
- изобразительная деятельность.
Данная программа рассчитана на три месяца (12 недель). Занятия проводятся три раза в неделю. Данная программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и предполагает проведение 36 занятий продолжительностью 40 минут. Групповые занятия можно проводить как в первой, так во второй половине дня.
В соответствии с разработанной программой занятий развитие воображения дошкольников осуществляется в три этапа:
-
- Первый этап - формирующий - на данном этапе (9 часов) главной целью проводимых занятий будет выступать формирование основных навыков и умений, которые необходимы для создания образов воображения. Дети будут учиться строить знакомые им предметы и вещи по образцам с помощью взрослого, проводятся тренировки умения выделять образ предмета среди множества других и пытаться воссоздать его;
- Второй этап - основной - на данном этапе (21 час) главной целью будет уже обучение сюжетному видению на основе наглядных признаков. Дети должны научиться анализу объекта и ситуации, умению выделить главные и второстепенные признаки объекта, рассмотреть связи предметов по содержанию; планировать этапность своей деятельности, составлять рабочий замысел и план действий, уметь дополнять изображение или поделку новыми элементами;
- Третий этап - заключительный - на данном этапе (6 часов) основное внимание на занятиях уделяется способам и приемам комбинирования образов, развитию способности включать разные элементы и знакомые детям фигуры в изображения.
Структура занятий:
- постоянный ритуал начала занятия;
- упражнения и игры;
- обсуждение занятия;
- ритуал прощания.
Ритуалы начала и окончания занятия является очень важным моментом проведения занятия, так как это позволяет детям настроиться, создать положительные эмоции и благоприятный настрой всей группы, способствует сплочению всех детей в группе.
Ритуалом начала занятия в данной программе будет служить игра «Привет». Воспитатель хлопает по ладошкам ребенка и приветствует его «Привет, Рома!», ребенок в ответ хлопает по ладошкам педагогу. И так с каждым ребенком по очереди. Далее ребята хлопают по ладошкам своим «соседям», а потом все хором кричат «Привет!».
Ритуалом окончания будет служить игра «Солнечные лучики».
Так все ребята встают в круг, тянут ручки в середину круга и соединяют их. Получается «солнце из рук», все стоят несколько секунд, чувствуя себя лучиком одного целого солнца.
Ожидаемые результаты реализации данной программы:
- повышение уровня развития творческого воображения;
- формирование у детей интереса к творчеству, к новым способам самовыражения;
- создание группового фотоальбома, выставки поделок и рисунков,
- проведение итогового мониторинга уровня развития творческого воображения у детей данной возрастной группы.
- Развивая творческие способности детей на занятиях по данной программе необходимо соблюдать следующие правила:
- давать детям максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство;
- обеспечить детям достаточного количества в материалах - бумаге, цветных карандашах, фломастерах, пластилине, тесте и т.д.;
- сюжет рисунков, лепки, придуманных сказок и других результатов работы на занятиях не должен подвергаться критике со стороны воспитателя;
- все результаты работ после занятий должны быть вывешены в удобном месте в группе;
- все выполненные детьми работы и задания должны коллективно обсуждаться.
2.3 Анализ результатов исследования
После проведения занятий в соответствии с составленной Программой развития воображения детей в старшей группе необходимо провести контрольный эксперимент для выявления результативности и эффективности применения данной программы.
Контрольное исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста была проведена в той же старшей группе МБ ДОУ «Детский сад № 15» после месяца проводимых в соответствии с программой занятий.
В контрольном исследовании принимало участие 20 детей. Для повторной диагностики интересующих показателей воображения использовались те же самые методики, что и на начальном этапе - это методики Е. Торренса «Неполные фигуры», В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Складная картинка».
Целью повторной диагностики детей было проведение сравнительного анализа результатов показателей уровня воображения до проведения занятий по разработанной программе и после проведенной нами работы.
Все данные по проведенной повторной диагностике были занесены в таблицу 7.
Если сравнить средний коэффициент оригинальности по группе, то по предыдущей диагностике он был равен 0,8, теперь, исходя из данных повторного исследования по старшей группе МБ ДОУ № 15, средний коэффициент оригинальности по группе равен 1,85, что является довольно высоким уровнем выполнения задания.
Таблица 7
Результаты проведения повторной диагностики по методике Е. Торренса
«Неполные фигуры»
Количество оригинальных рисунков в данной группе заметно увеличилось, особенно в категории «круг». Также хотелось бы особо отметить, что теперь в данной группе нет детей, у которых не было бы хотя бы одного оригинального ответа, преобладают дети, у которых 2 таких ответа - из 20 человек в группе таких 15 детей.
Следующим этапом повторной диагностики детей на уровень воображения стало тестирование по методике В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате». В таблице 5 зафиксированы варианты ответов детей группы по исправлению рисунка.
Таблица 5
Результаты повторной диагностики по методике В. Синельникова, В.
№ п\п |
ФИ ребенка |
Квадрат |
Треугольник |
Круг |
КО |
1 |
Настя П. |
окно |
дом |
яблоко |
1 |
2 |
Рома В. |
картина |
елочка |
чайник |
1 |
3 |
Даша З. |
скворечник |
машина |
девочка |
2 |
4 |
Костя Л. |
сумка |
колпак |
цыпленок |
3 |
5 |
Слава П. |
дверь |
флаг |
рыбка |
2 |
6 |
Аня А. |
робот |
зонт |
солнце |
2 |
7 |
Оксана Г. |
телефон |
карандаш |
шарик |
2 |
8 |
Максим В. |
стол |
гриб |
курочка |
2 |
9 |
Артем Д. |
дом |
треугольник |
тарелка |
2 |
10 |
Алена З. |
человек |
дом |
виноград |
2 |
11 |
Маргарита Д. |
кастрюля |
елочка |
ёжик |
2 |
12 |
Вова Ж. |
кружка |
флаг |
часы |
2 |
13 |
Аня Я. |
стол |
ваза |
мячик |
2 |
14 |
Рома Б. |
картина |
стрела |
цветок |
2 |
15 |
Света С. |
клетка |
елочка |
машина |
1 |
16 |
Глеб Л. |
окно |
дом |
снеговик |
1 |
17 |
Оля Р. |
телевизор |
звезда |
шарик |
2 |
18 |
Лена К. |
книга |
ракета |
солнце |
2 |
19 |
Вероника Ш. |
торт |
елочка |
облако |
2 |
20 |
Сережа У. |
машина |
змей |
смешарик |
2 |
ИТОГО |
37 |