Файл: Социальное обслуживание населения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. создать или поддерживать систему социального обеспечения;
  2. поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне, как минимум на таком, который требуется для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения;
  3. добиваться постепенного подъема системы социального обеспечения на более высокий уровень;
  4. принимать меры путем заключения соответствующих двусторонних и многосторонних соглашений или другими средствами и при соблюдении условий, предусмотренных в этих соглашениях, с тем, чтобы обеспечить:
    • равенство обращения для своих граждан и граждан других Сторон в том, что касается прав на социальное обеспечение, включая сохранение преимуществ, предоставленных законодательством о социальном обеспечении, независимо от любого передвижения защищаемого лица по территориям Сторон;
    • предоставление, сохранение и восстановление прав на социальное обеспечение такими средствами, как суммирование периодов страхования или трудового стажа, приобретенных в соответствии с законодательством каждой из Сторон.

Европейская социальная хартия, ратифицированная Россией в 1996 г., обозначила в качестве целей эффективного осуществления прав на социальное обслуживание содействие деятельности или созданию служб, которые, используя методы социальной работы, способствовали бы благосостоянию и развитию как отдельных лиц, так и групп в обществе, а также их адаптации к социальной среде.

Как показывает практика, важную роль в обеспечении мер социальной защиты, социального обслуживания и предоставления социальных услуг в субъектах Федерации играют документы программного характера, которые обладают следующими признаками:

  • направлены на перспективу развития региона или муниципального образования;
  • предусматривают пути и средства решения проблем, определенных в программе;
  • имеют как правовой, так и политический характер;
  • включают в себя техническое обоснование поставленных вопросов;
  • определяют состав субъектов, которые принимают участие в реализации программы;
  • устанавливают срок реализации программы, по истечении которого она теряет свою юридическую силу.

Наиболее нуждающимися лицами в социальном обслуживании не только в России, но и во всем мире признается малообеспеченное население, которое в силу отсутствия достаточности денежных средств и при наличии сложных жизненных обстоятельств (болезнь, инвалидность, преклонный возраст и др.) не может позволить себе приобрести необходимые услуги в социальном обслуживании за счет личных средств. Так, согласно Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года[8], по состоянию на 1 января 2015 г. в Российской Федерации насчитывалось свыше 3,7 тыс. организаций социального обслуживания для граждан старшего поколения и инвалидов различного профиля. В системе стационарных организаций социального обслуживания граждан старшего поколения с постоянным проживанием (домах-интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.) социальные услуги получали свыше 247 тыс. граждан. Дополнительно ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек.


В разделе II Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года[9] признается взаимосвязь возникновения внутрисемейных конфликтов с экономическими проблемами, которые испытывает семья. Концепция рассматривает предоставление социальных услуг и реализацию мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия, в качестве важного элемента в преодолении таких ситуаций. Своевременное предоставление социальных услуг семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, позволяет сократить численность детей, родители которых лишаются родительских прав, сократить число выявляемых детей-сирот.

В Конституции РФ[10] нет прямых указаний на социальное обслуживание кроме пояснения, что в Российской Федерации, как в государстве социальном, развивается система социальных служб (ст.7 ч.2). Согласно ст. 15 ч. 4 Конституции РФ, данные принципы и нормы являются составной частью правовой системы России; причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то подлежат применению нормы международного договора.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому лицу гарантировано социальное обеспечение по возрасту, болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом. Провозглашение Основным законом социальных гарантий предполагает и наличие у каждого права на получение социальной помощи и поддержки, в форме предоставления соответствующих услуг, которые оказываются специально уполномоченными органами в связи с возникающими отношениями между ними и лицами, которые эти услуги получают. Особое место в системе социального обеспечения России занимает социальное обслуживание, предусматривающее предоставление определенным категориям населения (инвалидам, престарелым, лицам со сложной семейной ситуацией и др.) социальных услуг, направленных на удовлетворение основных потребностей нуждающихся в таких услугах лиц.

Принципы социального обслуживания декларируются рядом законодательных и нормативных актов. Непосредственно, данные общественные отношения регулирует Федеральный закон от 28.12. 2012 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[11]. В соответствии со ст. 2 ФЗ, правовое регулирование социального обслуживания граждан производится на основании данного Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов России и субъектов Российской Федерации. Данный нормативный правовой акт регламентирует следующие вопросы: предмет регулирования настоящего закона; основные понятия, принципы социального обслуживания; система социального обслуживания; полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания; права, обязанности и информационная открытость поставщиков социальных услуг; предоставление социального обслуживания. Анализ положений Федерального закона[12] в таблице 1 свидетельствует о закреплении на федеральном уровне значительного числа норм рекомендательного характера, реализация которых на местах должна осуществляться путем нормотворчества субъектов Российской Федерации.


Кроме того, указанный Федеральный закон включает следующие положения: формы и виды социального обслуживания; организация предоставления социальных услуг; финансирование социального обслуживания; условия оплаты социальных услуг; организация контроля в области социального обслуживания; заключительные и переходные положения.

До 1 января 2005 года в систему социальных служб входила также муниципальная система социальных служб в связи с исключением из полномочий органов местного самоуправления функции предоставления населению мер социальной поддержки[13]. В силу этого Закон о социальном обслуживании 2013 г.[14] не упоминает напрямую ни о муниципальных образованиях, ни о муниципальных учреждениях. Вместе с тем они были и остаются ключевыми участниками системы социального обслуживания. Предусматривает два вида вовлечения муниципальных органов в систему социального обслуживания: делегирование государственных полномочий и добровольно.

Таблицу 1.

Сравнительный анализ полномочий федеральных и региональных органов социальной защиты населения в России

Полномочия федеральных органов государственной власти (ст. 7)

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ (ст. 8)

Утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг (п. 3 ч. 1)

утверждение законом субъекта Российской Федерации перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг (п. 9)

Утверждение рекомендуемых норм питания и нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг по формам социального обслуживания (п. 7 ч. 2)

утверждение нормативов обеспечения мягким инвентарем (п. 5), утверждение норм питания в организациях социального обслуживания субъекта РФ (п. 6)

Утверждение рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг (п. 10 ч. 2)

формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг (п. 7)

Утверждение примерного порядка предоставления социальных услуг (п. 8 ч. 2)

утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг (п. 10)

Утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг (п. 2 ч. 1)

установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг (п. 11)

Утверждение примерной номенклатуры организаций социального обслуживания (п. 4 ч. 2)

утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации (п. 24)


Существуют особенности оказания социальных услуг различным категориям граждан. Так, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[15] предусматривает следующие положения: о понятии «инвалид», социальной защите инвалидов; недопустимости дискриминации по признаку инвалидности; о компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов; о Федеральном реестре инвалидов; об ответственности за причинение вреда здоровью, что способствовало инвалидности. Данный Федеральный закон устанавливает порядок и условия проведения медико - социальной экспертизы; реабилитации и абилитации инвалидов, обеспечения жизнедеятельности инвалидов; условиях труда инвалидов; ответственности за нарушение прав инвалидов; об общественных объединениях инвалидов.

Кроме того, Федеральный закон от 12.01. 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»[16] устанавливает следующие положения: о категориях ветеранов; о социальной защите ветеранов; о мерах социальной поддержки различных категорий ветеранов и т.д. В соответствии со ст. 13 Закона в качестве одной из мер социальной защиты ветеранов предусмотрен внеочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, в полустационарной форме, внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому.

Существуют также 26 Национальных стандартов социального обслуживания населения. Государственные стандарты социального обслуживания регламентируют социальные услуги, обеспечивающие важнейшие потребности человека: социально-бытовые; социально-психологические; социально-правовые; социально-педагогические; социально-медицинские и другие потребности граждан.

К этим нормативным актам относятся шесть ГОСТов социального обслуживания населения. Эти нормативы, по сути – технические и не дают основополагающих правовых норм. Они определяют основные требования к объёму, качеству и формам социальных услуг.

Статья 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что социальная защита относится к предмету совместного ведения России и субъектов Федерации. Тем самым, имеет место и двойное нормативное регулирование данных правовых отношений. Сложившаяся в настоящее время система социального обслуживания в России носит территориально-ведомственный характер, то есть максимально приближена к населению. Отсюда в субъектах РФ с учетом своих финансовых возможностей, региональных особенностей принимаются свои нормативно – правовые акты, регламентирующие порядок оказания социальных услуг.


В ведение субъектов РФ переданы полномочия по установлению государственных стандартов социального обслуживания по объему и качеству услуг и установление порядка и условий социального обслуживания. Кроме того определяется порядок предоставления бесплатного социального обслуживания и порядок оказания платных услуг. Данные вопросы в Республике Хакасия регламентируются достаточным количеством нормативно-правовых актов. Основным законом в данной сфере следует считать закон Республики Хакасия «О социальном обслуживании граждан в Республике Хакасия»[17], который устанавливает:

  • правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан, проживающих в Республике Хакасия;
  • разграничивает полномочия между законодательными и исполнительными органами государственной власти в сфере социального обслуживания граждан;
  • регулирует отношения, связанные с организацией социального обслуживания граждан в Республике Хакасия;
  • конкретизируется перечень социальных услуг с учетом индивидуальных потребностей получателей (Приложение 2).
  • Устанавливает необходимость социального сопровождения, т.е. содействие в предоставление медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Дается конкретный перечень лиц, которые имеют право на бесплатное социальное обслуживание.

Закон требует ведения как реестра поставщиков социальных услуг, так и регистра получателей данных услуг.

Законодательно регулирует необходимость профилактики обстоятельств, которые обуславливают нуждаемость гражданина в социальном обслуживании путем:

  1. обследования условий жизни и деятельности гражданина и определения причин, влияющих на ухудшение этих условий;
  2. анализа данных государственной статистической отчетности;
  3. проведения при необходимости выборочных социологических опросов.

Глава 6 названного Закона посвящена мерам социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания Республики Хакасия.

Что касается вопроса социального обслуживания отдельных категорий населения, то здесь следует обратить внимание на законы Республики Хакасия по дополнительному обслуживанию многодетных семей[18], инвалидов[19].

В числе подзаконных актов следует отнести Приказ Министерства труда и социального развития Республики Хакасия. В нем разработан порядок предоставления социальных услуг в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания[20] и перечень необходимых документов, которые должны предоставить граждане, нуждающиеся в данных формах социального обеспечения. На основе документов формируется личное дело и индивидуальная программа и оформляется договор на оказание услуг по утвержденным формам[21]. В приложении к приказу отражены Стандарты социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.