Файл: Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников (Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 2922
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Актуальность исследования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено, что при реализации образовательной программы дошкольного образования необходимо включать в содержание программы социально-коммуникативное развитие дошкольника. Коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых.
В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) именно речевое общение – одно из основных условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования его личности, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор его темы: «Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников». Выбор темы определил цель, объект, предмет и задачи исследования. Цель квалификационной работы – выявление, теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка педагогических условий формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость постановки и решения следующих задач: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. 2. Изучить психолого-педагогические особенности развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. 3. Выявить и обосновать критерии проверки гипотезы. 4. Разработка педагогического проекта по реализации педагогических условий формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевой игры.
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические аспекты исследований развития в дошкольном возрасте игровой деятельности (Л.С. Выготский, Л.Н. Галигузова, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.); теоретические аспекты исследований феномена общения и формирования коммуникативной деятельности в дошкольном детстве (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина и др.)
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение, беседа, эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и приложения.
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Формирование коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста - сложный процесс изменения и становления его отношений к самому себе, окружающим людям (взрослым и сверстникам), к нормам и правилам поведения, характеру деятельности и миру в целом на основе обогащения способов получения, переработки и передачи информации. Прежде чем рассматривать процесс формирования коммуникативных способностей детей, необходимо раскрыть более широкое понятие коммуникации. По мнению Ч. Кули, коммуникация – это, механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени [23, с. 35]. По мнению Т. Шибутани коммуникация – это, прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей. Коммуникация − это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности [44, с 95]. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Исследованиями в области коммуникативных способностей в разное время занимались отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, Г.С. Васильев, А.А. Кидрон, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Э.А. Голубева, М.К. Кабардов, В.В. Бурлаков, Н.И. Карасева, Е.А. Кукуев, Т.П. Абакирова, Н.А. Воробьева и другие. Логика научного исследования предполагает рассмотрение исторических основ возникновения понятия и явления, лежащего в основе изучаемой нами проблемы. В этой связи, существует необходимость провести анализ предпосылок появления термина «коммуникативные способности у детей дошкольного возраста» в психолого-педагогической литературе и ее реализации в условиях модернизации Российского образования.
Метод периодизации становления и развития понятий нашего исследования позволил нам проанализировать состояние проблемы формирования коммуникативных способностей и сопряженных с ней проблем в их историческом развитии, при этом стало очевидно, что исследуемая нами проблема как самостоятельная не обозначалась и не решалась, между тем, изучаемые ранее направления исследований освещали проблему в более широком смысле, тем временем, как наша тема касается определенной стороны общения – коммуникативная [17;3].
Для обозначения психологических явлений, связанных с успешностью или не успешностью в общении и коммуникациях, ученые используют различные термины: коммуникативные способности, коммуникативная компетентность, социально-психологическая компетентность, коммуникативный потенциал, общительность и другие. К строгой терминологической дифференциации попытки соотнесения этих терминов пока не привели. Согласно трактовке понятия способностей, в личностнодеятельностном подходе можно опираться на следующие утверждения: 1) коммуникативные способности имеют общественно-историческое происхождение [27]; 2) они формируются и совершенствуются в практическом общении; 3) коммуникативные способности – это индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности освоения или выполнения коммуникативной деятельности [16]; 4) структура и предметное содержание коммуникативной деятельности опосредованно отражает структуру и содержание коммуникативных способностей [14]; 5) коммуникативные способности обнаруживают себя в коммуникативных навыках и умениях и особенно ярко – в быстроте и успешности приобретения соответствующих навыков, умений, знаний [37]. В числе первых работ в отечественной психологической науке, в которых была предпринята попытка серьезного и всестороннего анализа коммуникативных способностей, были работы Г.С. Васильева (1977) и А.А. Кидрона (1981). По мнению Г.С. Васильева, коммуникативными способностями можно считать ту часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление [4]. А.А. Кидрон выделяет уровни проявления коммуникативной способности: навыки, умения, общая направленность поведения и стиль общения. Навыки общения связаны со сноровкой в использовании различных средств общения и владением схемами ориентации во взаимодействии. Умение общаться предполагает относительно автономную коммуникативную задачу с целенаправленным использованием различных навыков общения.
Изучая структуру коммуникативных способностей, мы вслед за Г.С. Васильев [4] и Н.В. Кузьмина [22] считаем, что данные способности являются своеобразным отражением структуры деятельности и имеют три подструктуры: - гностические способности, т.е. способность понимать других; - экспрессивные способности, т.е. способности быть понятым другими, способность к самовыражению; - интеракционные способности, т.е. способности адекватно влиять на других. В соответствии с личностно-деятельностным подходом в рассмотрении способностей комплексным изучением коммуникативных способностей занимались Э.А. Голубева, В.В. Печенков, Е.П. Гусева, С.А. Изюмова, И.В. Тихомирова, М.К. Кабардов и другие исследователи. Согласно данному подходу, коммуникативные способности – это индивидуально-психологические и психофизиологические особенности людей, обеспечивающие успешное взаимодействие партнеров и успешное решение коммуникативных задач [19]. По мнению М.К. Кабардова, в качестве индивидуальных характеристик, влияющих на успешность коммуникативной деятельности, могут выступать темп деятельности, динамика решения задач, качество и используемые коммуникативные средства, тип стратегии деятельности, общительность, а также коммуникативная активность, проявляющаяся ситуативно в процессе решения коммуникативных задач [15]. В.Н. Куницына отмечает, что коммуникативные способности не зависят от конкретной коммуникативной ситуации, опираются на задатки и интегрируют близкие коммуникативные свойства. В качестве задатков коммуникативных способностей, считает автор, следует принять такое свойство темперамента и высшей нервной деятельности, как экстравертированность, которая основана на подвижности нервной системы и способствует формированию интегрального личностного свойства – общительности [25]. Как уже отмечалось ранее, в отечественной педагогике и психологии существует большая терминологическая вариативность относительно таких явлений, как «общительность», «коммуникативные способности», «коммуникативная компетентность личности в общении», «коммуникативный потенциал». Зарубежные исследователи традиционно оперируют более широким понятием «социально-психологическая компетентность». На наш взгляд, достаточно трудно выделить принципиальные различия в трактовках данных понятий авторами. Многие исследователи выделяют одинаковые структурные компоненты данных характеристик личности. Коммуникативная компетентность чаще всего рассматривается, как способность личности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников, Ю.М. Емельянов).
Структура коммуникативных способностей включает в себя следующие виды: 1. Информационно-коммуникативная. Способность начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения. 2. Афферентно-коммуникативная. Способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику. 3. Регуляционно-коммуникативная. Способность помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватные методы. Опираясь на положение С.Л. Рубинштейна [35] о ядре и периферии способностей, можно говорить о том, что ядро структуры коммуникативных способностей составляют свойства компонентов субъекта общения, а периферию - качества, отражающие степень сформированности коммуникативных способностей.
К ядерным компонентам коммуникативных способностей относятся: 1. Коммуникативно-информационный (контактность, речевые способности, невербальная выразительность, сенситивность к социальным объектам, наблюдательность). 2. Когнитивный (социально перцептивные способности, социальный интеллект, организаторские способности, оптимальный стиль общения). 3. Эмотивный (эмпатичность, тактичность, чувствительность к обратной связи). 4. Когнитивный (организаторские способности, оптимальный стиль общения). 5. Креативный (способность к персонализации) [8]. В структуру коммуникативных способностей входят компоненты: 1. Социальная перцепция (восприятие, понимание, оценка себя, других людей и групп). 2. Гностические способности, рефлексия, связанная с осознанием, систематизацией и переносом информации. 3. Волевые качества; познавательные способности, связанные с особенностями внимания, памяти и мышления. 4. Интеракционные способности (способность подавать себя и ориентироваться на собеседника). 5. Восприятие и понимание различных знаковых систем: вербальной и невербальной, пара и экстралингвистической (интонации, паузы), оптикокинестической (жесты, мимика, пантомимика). 6. Умение понимать контекст и подтекст; умение использовать знаковые системы для решения коммуникативных задач [26]. Таким образом, подводя итоги по данному параграфу, мы делаем выводы:
1. Коммуникативные способности − это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и способности, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения (А.А. Кидрон). 2. В формировании коммуникативных способностей выделяют следующие блоки: личностный блок; социально-перцептивный; операционнотехнический блок (М.К. Кабардов). Все структурные компоненты коммуникативных способностей выступают в нерасторжимом единстве в комплексе, обеспечивая регуляцию процесса общения.