Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты развития налоговой системы РФ
1.1 Сущность и значение налогов как экономической категории. Классификация налогов
1.2 Налоговая политика как способ вмешательства государства в экономику
2. Анализ налогов на современном этапе развития налоговой системы РФ
2.1 Анализ поступления налогов в бюджетную систему РФ
2.2 Проблемы развития отдельных налогов в составе налоговой системы РФ
Представленная классификация не является исчерпывающей, поскольку в процессе изучения налогообложения экономическими деятелями предлагаются и иные способы группировки налогов и сборов.
Налоги, уплачиваемые предприятиями, возможно разделить по источнику оплаты, за счет которого они осуществляют оплату налогов [21]:
• налоги, которые организации включают в цену продукции и их оплачивает потребитель (НДС, акцизы);
• налоги, которые организации относят на затраты (таможенные пошлины, налог на имущество организации и др.);
• налоги, которые организации уплачивают из прибыли – налог на прибыль.
В зависимости от уровня установления налоги необходимо классифицировать на федеральные, региональные и местные (рис. 2).
Рис. 2. Классификация налогов в зависимости от уровня
установления [9, с. 10]
В зависимости от места формирования источника выплаты налогов они подразделяются на прямые и косвенные. Налог считается прямым, если источник формируется непосредственно у налогоплательщика. Налог является косвенным, если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.
Основные различия между прямыми и косвенными налогами отражены в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов
Признак сравнения |
Прямые налоги |
Косвенные налоги |
Субъект правоотношений |
Бюджет и налогоплательщик |
Бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик (посредник между ними) |
Факторы, определяющие величину налога |
Величина налогов непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика |
Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика |
Объект налогообложения |
Доход и имущество |
Реализация товаров (работ, услуг) |
Таким образом, косвенный налог — налог на товары и услуги, представляющий собой надбавку к стоимости и частично или полностью перелагаемый на конечного потребителя.
Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщиков в процессе приобретения (накопления) ими материальных благ. Размер этих налогов при надлежащем учете точно известен.
Прямые налоги подразделяются на [17]:
налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы от капитала и др.);
налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.) Косвенные налоги подразделяются на:
- индивидуальные (акцизы) – устанавливаются на отдельные виды товаров, как правило, высокорентабельные, для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли;
- универсальные (налог на добавленную стоимость) – взимаются со всех товаров;
- фискальные монополии – платежи, которые уплачиваются юридическими и физическими лицами за услуги, предоставляемые им государственными организациями. Примерами фискальных монополий являются, плата за государственные лицензии, разрешения, оформление документов и т.п. [14, с. 116]
1.2 Налоговая политика как способ вмешательства государства в экономику
Налоговая политика государства является частью финансовой политики. Ее формирует совокупность нормативных правовых актов, комплекс правовых действий органов власти и управления [5].
Резко возрастает значимость налоговой политики в условиях интенсивно развивающихся рыночных отношений, когда государство активно осуществляет перераспределение национального дохода в целях изменения территориального экономического развития, структуры производства или уровня доходов населения [16].
Совокупными задачами налоговой политики являются:
– формирование для правительства возможности осуществлять регулирование экономического развития страны;
– формирование и сосредоточение части государственных финансовых ресурсов в руках правительства;
– создание у правительства возможности сглаживания неравенства в уровнях доходов населения, обусловленного рыночными отношениями.
В зависимости от величины налогообложения налоговая политика классифицируется на три типа:
- максимальных налогов;
- разумных налогов;
- высокий уровень налогообложения в совокупности с высоким уровнем социальной защиты.
Чаще всего в экономически развитых странах применяется комбинация всех трех типов. В России в основном используется комбинация первого и третьего типа [2].
В настоящий момент в Российской Федерации реализация налоговой политики претворяться в действительность с использованием следующих методов:
– принуждения;
– управления;
– контролирования;
– информирования (пропаганды);
– льготирования;
– воспитания;
– консультирования [18].
В настоящее время при современном развитии экономики налоги можно рассматривать как меру вмешательства государства в регулирование экономических процессов при одновременном выполнении функции удовлетворения коллективных потребностей общества [20].
Основная цель государственного регулирования экономических процессов – это устранение, а еще лучше предотвращение диспропорций в развитии экономики, когда одни сегменты экономики опережают другие в развитии и угрожают рынку перепроизводством. Помимо этого, государственное финансовое регулирование преследует в качестве цели достижение социальной стабильности. Это выражается в попытке государственного регулирования величины налоговой нагрузки доходов среди различных слоев населения, собственников имущества и транспортных средств.
Несмотря на довольно плодотворную законотворческую работу по совершенствованию налогового законодательства, имеются еще значительные резервы совершенствования налогового законодательства. Значительным резервом повышения эффективности налогообложения является устранение пробелов и неточностей, выявляемых правоприменительной практикой, в законодательном порядке [12].
Налоговое регулирование является одним из методов государственного регулирования экономики в направлении роста экономики страны.
В настоящее время налоги и сборы как важнейшая составляющая налоговой системы весьма разнообразны по видам. Они делятся на группы по различным признакам и образуют довольно разветвленную совокупность [5].
Предпринимательство является важным фактором экономического роста в рыночной экономике. Поэтому государство использует различные инструменты стимулирования предпринимательства, в том числе налоговые инструменты. В то же время малый и средний бизнес в России не получил необходимых темпов развития, его вклад в производство валового внутреннего дохода существенно меньше, чем в развитых странах. В связи с этим остаются актуальными вопросы эффективности специальных режимов налогообложения предпринимательства, их ориентированности на результат.
Установление в России четырех специальных режимов налогообложения обусловлено тем, что они применяются в различных видах экономической деятельности и учитывают их специфику, состояние и значимость.
Одними из основных целей НК РФ являлось достижение стабильности налоговой системы и стимулирование экономического роста. Однако с течением времени стало ясно, что достижение поставленных целей является гораздо более проблематично, чем казалось на первый взгляд [10].
За многовековую историю существования государственных финансов в России, так же, как и в других странах, время от времени появлялись, а впоследствии уступали свое место другим более десятка названий платежей, соответствовавших понятиям «налог» или «сбор». Несмотря на определенную унификацию налоговых терминов, в современных налоговых системах, в том числе российской, сохраняется сразу несколько понятий, относящихся к категории налоговых платежей. Таковыми, наряду с собственно налогом, являются: сбор, взнос, акциз, пошлина, отчисления, а также просто плата и платежи. Существуют и дополнительные к основным налоговым платежам понятия, например, такие как «надбавка к таможенным пошлинам», а также «надбавка к государственным налогам». Такие понятия присутствуют в нашей налоговой системе [16].
Столь широкое разнообразие в названиях налоговых платежей обусловлено длительным периодом существования налогообложения, и сами названия важны как с правовой, так и с экономической точки зрения.
2. Анализ налогов на современном этапе развития налоговой системы РФ
2.1 Анализ поступления налогов в бюджетную систему РФ
Анализ налоговых доходов консолидированного бюджета проведен по данным статистических форм отчетности, размещенных на сайте ФНС России, в том числе по таким как: форма № 1-НМ, утвержденная приказом ФНС России от 05.12.2016 № ММВ-7-1/667@ по состоянию на 01.01.2016 г., на 01.01.2017 г., на 01.01.2018 года, на 01.01.2019 года, на 01.01.2020 года, а также по форме №5-П [17]. Результаты анализа представлены в таблице 4.
Таблица 4
Анализ динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет в РФ за период 2012-2019 гг., млрд. руб. [13]
Наименование показателя |
Характеристика показателя |
Анализируемый период |
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|||
Налоговые поступления |
Абсолютное значение |
10954 |
16524 |
17469 |
19166 |
21153 |
21507 |
21946 |
22436 |
|
Базисный индекс |
1,00 |
1,51 |
1,59 |
1,75 |
1,93 |
1,96 |
1,99 |
2,03 |
||
Цепной индекс |
1,00 |
1,51 |
1,06 |
1,10 |
1,10 |
1,02 |
1,06 |
1,11 |
||
Налог на прибыль |
Абсолютное значение |
2355 |
2355 |
2071 |
2374 |
2599 |
3316 |
3684 |
3996 |
|
Базисный индекс |
1,00 |
1,00 |
0,88 |
1,01 |
1,10 |
1,41 |
1,62 |
1,79 |
||
Цепной индекс |
1,00 |
1,00 |
0,88 |
1,15 |
1,09 |
1,28 |
1,36 |
1,42 |
||
НДФЛ |
Абсолютное значение |
2260 |
2261 |
2499 |
2700 |
2807 |
3087 |
3450 |
3789 |
|
Базисный индекс |
1,00 |
1,00 |
1,11 |
1,20 |
1,24 |
1,37 |
1,44 |
1,49 |
||
Цепной индекс |
1,00 |
1,00 |
1,11 |
1,08 |
1,04 |
1,10 |
1,10 |
1,12 |
||
НДС |
Абсолютное значение |
1886 |
3546 |
3539 |
3939 |
4233 |
3154 |
3398 |
4321 |
|
Базисный индекс |
1,00 |
1,88 |
1,88 |
2,09 |
2,24 |
1,67 |
1,74 |
2,29 |
||
Цепной индекс |
1,00 |
1,88 |
1,00 |
1,11 |
1,07 |
0,74 |
0,82 |
1,10 |
||
Акцизы |
Абсолютное значение |
783 |
839 |
1015 |
1071 |
1068 |
1512 |
1836 |
2036 |
|
Базисный индекс |
1,00 |
1,07 |
1,30 |
1,37 |
1,36 |
1,93 |
2,03 |
2,10 |
||
Цепной индекс |
1,00 |
1,07 |
1,21 |
1,05 |
1,00 |
1,42 |
1,60 |
1,79 |
||
Налоги на совокупный доход |
Абсолютное значение |
145 |
271 |
292 |
315 |
347 |
254 |
278 |
304 |
|
Базисный индекс |
1,00 |
1,87 |
2,02 |
2,17 |
2,40 |
1,75 |
1,82 |
1,97 |
||
Цепной индекс |
1,00 |
1,87 |
1,08 |
1,08 |
1,10 |
0,73 |
0,89 |
1,02 |
||
Налоги на имущество |
Абсолютное значение |
785 |
785 |
900 |
957 |
1068 |
1289 |
1436 |
1704 |
|
Базисный индекс |
1,00 |
1,00 |
1,15 |
1,22 |
1,36 |
1,64 |
1,73 |
1,89 |
||
Цепной индекс |
1,00 |
1,00 |
1,15 |
1,06 |
1,12 |
1,21 |
1,26 |
1,34 |
||
Платежи за пользование природными ресурсами |
Абсолютное значение |
2485 |
2484 |
2598 |
2934 |
3250 |
4135 |
4436 |
4628 |
|
Базисный индекс |
1,00 |
1,00 |
1,05 |
1,18 |
1,31 |
1,66 |
1,79 |
1,83 |
||
Цепной индекс |
1,00 |
1,00 |
1,05 |
1,13 |
1,11 |
1,27 |
1,34 |
1,41 |
||
Прочие налоговые доходы |
Абсолютное значение |
255 |
3980 |
4550 |
4872 |
5777 |
4760 |
5032 |
5246 |
|
Базисный индекс |
1,00 |
15,61 |
17,85 |
19,11 |
22,65 |
18,67 |
19,04 |
19,33 |
||
Цепной индекс |
1,00 |
15,61 |
1,14 |
1,07 |
1,19 |
0,82 |
1,23 |
1,29 |