Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
Хотя, по нашему субъективному мнению, теория Канта в сравнении теорией Гегеля явно выигрывает, так как человеку, его правам и свободам отводится самое почетное место. Кантовское высказывание: «Две вещи вызывают восторг - звездное небо над головой и нравственный закон во мне» - более точно отражает соотношение права и морали, нежели гегелевское «Свобода - сознательное следование закону».
Можно быть законопослушным гражданином, но аморальным человеком и наоборот: поступать по совести, но нарушать закон. Примеры реального привлечения к уголовной ответственности за «украденный» кусок хлеба, заключение брака с несовершеннолетней, те или иные вполне адекватные (если судить с точки зрения общероссийской, а не канадской практики воспитания) приемы воспитания своих детей и т.д. известны в современном правоприменении России (широко обсуждались в популярных телевизионных передачах). Одна сторона в этих казусах демонстрировала примеры высокой нравственности, другая (следователи, судьи, работники органов опеки и попечительства и прочие «законники») - буквального следования закону.
Кант стоял у истоков философского обоснования наиболее перспективного в науке мнения о взаимодополнительности права и морали. Он выделяет чистое право, но при этом не ущемляет значение морали. Напротив, выводит ее на одну ступень с правом, в полной мере раскрывает все ее функции. Теория Канта активно критиковалась Гегелем, но на наш взгляд, не стала при этом менее актуальной. Считаем, что для развития вопроса о соотношении морали и права Кантом проделана огромная работа, которую еще предстоит оценить современникам.
Некоторые ученые рассматривали право и нравственность как формы объективизации свободы (свободной воли). Такова позиция выдающегося русского правоведа, философа и историка Б.Н. Чичерина: «… коренное отличие нравственности от права: последним определяются внешние отношение воль, первым - внутренние побуждения». Влияние одного на другое выражается в поведении человека, которое отражает внутренний мир самой личности. Ссылаясь на Канта, Б.Н. Чичерин пишет: «…необходимое условие, без которого немыслимо исполнение нравственного закона … свобода воли». Рассуждая о морали, автор приходит к выводу о том, что только внутренне свободный человек, обладая самоопределением, может поступать, так как ему хочется: «Нравственные поступки человека вменяются ему в заслугу, потому что он мог действовать иначе». Право и нравственность - два самостоятельных явления. Между тем нравственный и юридический законы имеют общий источник - признание человеческой личности[10].
Интересной представляется позиция В. Соловьева. Право понимается им как явления нравственное, хотя и выражающее принудительную справедливость. Автор, признавая связь между правом и моралью, выделяет существенные отличия, которые не противопоставляют одно другому, а демонстрируют их независимость и важность. «Право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла…».
Задача права автором видится в том, чтобы «мир до времени не превратился в ад». Так как В. Соловьев был религиозным мыслителем, то по понятным причинам более важное место в его теории отведено морали, право же - «есть низший предел или определенный минимум нравственности». В рассматриваемой теории предпринята удачная попытка «сглаживания» вековых противоречий существующих между правом и моралью.
В нынешней науке также царит разнообразие взглядов на соотношение права и морали. Однако позиции по поводу противоречий стали мягче, как правило, они не противопоставляются. Мораль не лучше права, а право не хуже морали. В отличие от морали право открывает путь силе формального принуждения, создаёт возможность для юридических злоупотреблений (рейдерство, диктат монополиста или хозяйствующего субъекта, доминирующего в определенном сегменте рынка, злоупотребление правом, использование должностного положения и т.д.).
Мораль не способна за зло воздать злом.
А.Б. Франц усматривал величайшую миссию права в ограничении безграничных самих по себе притязаний морали. Синонимом демократического общества он называл правовое (гражданское) общество, а синонимом тоталитарного - общество моральное.
С.С. Алексеев считает, что при всем глубоком взаимодействии морали и права, их одинаковой общественной ценности они являются двумя самостоятельными, значительно отличающимися друг от друга «суверенными» нормативными системами. Правовед отстаивает значимость права и подчеркивает, что при всей значимости моральных начал понимание права требует, чтобы данная категория получила самостоятельную, «суверенную» трактовку, и обоснование, как результат - понимание глубинного единения права и морали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели наиболее интересные, на наш взгляд, концепции, оказавшие влияние на формирования знаний в сфере соотношения права и морали.
Античная максима гласит: «Historia non facit saltus» («История не делает скачков»), то есть развивается по своим законам, объективно не «перепрыгивая» через определённые этапы - в этом и заключается принцип цикличности формаций. Подчиняясь тому же объективному закону, развивались представления о праве и морали - поэтапно, сообразно с их исторической миссией.
Любое противоречие рано или поздно разрешается, сглаживается. Так и в настоящее время. В эпоху современной цивилизации конфликт решен. Дилеммы «право - мораль» не существует. Существуют проблемы, относящиеся к правоприменению, толкованию, целеполаганиям, правовому нигилизму, «переходному» сознанию (невольно вспоминается китайская мудрость: «Не дай нам Бог жить в эпоху перемен»).
С объективной точки зрения ответ представляется однозначным: право не противоречит морали.
Право, как это следует из вышеизложенного, не может быть принципиально иным, нежели мораль. Иные приемы, иные средства и конструкции, форма существования норм. Но идеи, цели, задачи, духовная платформа - совпадают. В этих категориях, если можно так выразиться, как раз и заключается нравственное содержание права.
Закон не ограничивает свободу человека, он защищает ее. Цицерон отмечал, что в основе права лежит присущая природе справедливость, без которой право - произвол. Дополним: право в отсутствие данного начала превращается в «неправо».
В глобальном смысле наступает время объединения, консолидации общества, стирания географических, юридических, социально-культурных, национальных барьеров (здесь не имеются в виду страны с так называемой переходной экономикой и, соответственно, переходным сознанием, но подразумевается некий среднеевропейский, если угодно, американский стандарт). Всеобщая цель - достижение мира и благоденствия на земле.
По нашему глубокому убеждению, отмеченное единение должно начинаться с ликвидации юридических «погрешностей», ликвидации формально-экономической разобщенности, что мы наблюдаем на примере таких образований, как Европейский союз, Таможенный союз, ЕврАзЭС и т.п. Любая успешная «экономическая рациональность» в итоге становится поводом к дальнейшему сближению.
Какова конечная цель изначального выделения категорий морали, права, этики, экономики, политики и т.п.? Для человека и ради человека!
Лучшее будущее - вот во имя этого надо жить и честно работать, прекратить войны, распри, беспокоясь не только о себе, вырабатывая у себя общепланетарное мышление. Лишь общими усилиями всех жителей земли можно решить все проблемы, когда общим станет понятие «человечество земли».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Но̣рмативные акты
- Гражданский ко̣декс РФ (часть первая) о̣т 30.11.1994 № 51-ФЗ // Со̣брание зако̣но̣дательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
Литература
- Алексеев С.С. Учебник по̣ гражданско̣му праву. М., 2009.
- Безбах А.В. Гражданско̣е право̣. Учебник. М., 2009
- Брагинский М.И., Витрянский В.В. До̣го̣во̣рно̣е право̣. Книга первая: О̣бщие по̣ло̣жения. Изд. 3-е, стерео̣типно̣е. М.: Статут, 2009. С.305.
- Гражданско̣е право̣ / По̣д ред. А.Г. Калпина. Ч. 2. М., 2009. С.33.
- Гражданско̣е право̣. Т. 1 / По̣д ред. М. К. Сулеймено̣ва, Ю. Г. Басина. Алматы, 2007. Гл. 11. С. 269–270 (авто̣р – Ю. Г. Басин).
- Гуев А.Н. Гражданско̣е право̣. М., 2008.
Гамбаро̣в Ю.С. Гражданско̣е право̣. О̣бщая часть / По̣д ред. и с предис. В.А. То̣мсино̣ва. М., 2009.
- Гражданско̣е право̣. Часть первая: Учебник / По̣д ред. В.П. Мо̣зо̣лина, А.И. Масляева. М., 2010.
Гражданско̣е право̣. Часть первая: Учебник / По̣д ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 2010.
Гражданско̣е право̣: Учебник. Ч. I / По̣д ред. Ю.К. То̣лсто̣го̣, А.П. Сергеева. М., 2010.
- Гражданско̣е право̣: В 4 т. То̣м 1: О̣бщая часть: Учебник / По̣д ред. Е.А. Сухано̣ва. М., 2009.
Гражданско̣е право̣: Учебник: В 4 т. Т. 1 / По̣д ред. Е.А. Сухано̣ва. М., 2010.
Гражданско̣е право̣: Учебник. В 4 т. Т. 2 / По̣д ред. Е.А. Сухано̣ва. М., 2010.
- Сухано̣в Е.А. Гражданско̣е право̣. Учебник. Т. 1. М., 2007
- То̣лсто̣й Ю.К., Сергеев А.П. Гражданско̣е право̣. Учебник. М. 2009.
-
Безбах А.В. Гражданско̣е право̣. Учебник. М., 2009 ↑
-
Гражданско̣е право̣. Часть первая: Учебник / По̣д ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 2010. ↑
-
Гражданско̣е право̣: В 4 т. То̣м 1: О̣бщая часть: Учебник / По̣д ред. Е.А. Сухано̣ва. М., 2009. ↑
-
Гражданско̣е право̣: В 4 т. То̣м 1: О̣бщая часть: Учебник / По̣д ред. Е.А. Сухано̣ва. М., 2009. ↑
-
То̣лсто̣й Ю.К., Сергеев А.П. Гражданско̣е право̣. Учебник. М. 2009. ↑
-
То̣лсто̣й Ю.К., Сергеев А.П. Гражданско̣е право̣. Учебник. М. 2009. ↑
-
Гражданско̣е право̣ / По̣д ред. А.Г. Калпина. Ч. 2. М., 2009. С.33. ↑
-
Гражданско̣е право̣ / По̣д ред. А.Г. Калпина. Ч. 2. М., 2009. С.33. ↑
-
Гражданско̣е право̣: Учебник. Ч. I / По̣д ред. Ю.К. То̣лсто̣го̣, А.П. Сергеева. М., 2010. ↑
-
Гражданско̣е право̣: Учебник. Ч. I / По̣д ред. Ю.К. То̣лсто̣го̣, А.П. Сергеева. М., 2010. ↑