Файл: Курсовая работа по дисциплине Техникокриминалистическая экспертиза документов студентки очной формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 304

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.

Наряду со сравнительным анализом пуль, следы выстрела могут выступать в качестве инструмента для определения того, вызвала ли пуля дефект в мишени, а также расстояние от стрелка до мишени, также известное как расстояние от дула до мишени.

Кроме того, тест на остатки огнестрельного оружия может указать, стрелял ли человек из огнестрельного оружия или находился в непосредственной близости в момент выстрела из огнестрельного оружия. 

Химические вещества грунтовочных смесей (свинец, барий, сурьма), металл и несгоревший порох, расплавленные при нагревании, оседали на близлежащие поверхности, такие как кожа и одежда человека. Рисунок, а также пигментация, нанесенная на поверхность, указывают на близость огнестрельного оружия к поверхности.

Основываясь на наблюдении за морфологией и элементном анализе, метод анализа частиц может идентифицировать отдельные частицы остатков огнестрельного оружия. Анализ частиц может быть выполнен с помощью сканирующей электронной микроскопии - энергодисперсионной рентгеновской спектрометрии из-за точности измерения и неразрушающего контроля для сохранения образцов.

Тем не менее, некоторые ограничения могут поставить под угрозу ценность остатков пороха в качестве доказательства в зале суда. 

Одним из ограничений является склонность к удалению КГР с поверхности. Исследователи заявили, что остатки пороха легко удаляются мытьем рук или одежды или простым протиранием кожи в кармане3.

Другим ограничением является отсутствие точных доказательств, указывающих, какой человек, находившийся в непосредственной близости от оружия, действительно стрелял из него. Хотя это обычно рассматривается как преимущество, большое количество подозреваемых увеличивает время оборота, чтобы в конечном итоге привлечь к ответственности преступника за устранение существующих подозреваемых.

Таким образом,подводя итоги всего выше написанного можно сделать следующий вывод ,что хотя огнестрельное оружие и пули ассоциируются с самыми серьезными и смертоносными преступлениями, они также, как правило, оставляют после себя самые явные улики.

Критические улики, разыскиваемые следователями на месте преступления, включают полости от пуль, гильзы, узоры брызг крови и даже упавшее оружие. После того, как место преступления сфотографировано, схематично и все улики перечислены, гильзы, фрагменты пуль и другие важные улики собираются, сохраняются и передаются в судебно-медицинские лаборатории для изучения. В случае попадания пуль в мебель или мягкую штукатурку часть вокруг пули и внутри нее тщательно удаляют. Это гарантирует сохранение канала, проделанного пулей, для дальнейшего изучения судебно-медицинскими экспертами.



1.2 Законотворчество в сфере оборота оружия в РФ



В Российской Федерации оборот оружия регулируется законом об оружии. Любое иное его обращение является незаконным.

Незаконный оборот оружия – один из наиболее серьезных факторов, способствующих росту организованной преступности, совершения тяжких преступлений в стране.

Основным нормативным актом является Федеральный закон от 3 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»4.

В ст.1 Закона дано определение оборота оружия – его производство, торговля им, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и его вывоз. следовательно, действия с оружием являются законными или узаконенными, если они не противоречат федеральному закону "об оружии" и другие общие акты, устанавливающие особый правовой режим в отношении оружия.

Однако Уголовный кодекс Российской Федерации предполагает уголовную ответственность за незаконную торговлю оружием.

Так в статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации — покупка, сбыт, передача, хранение, перевозка, переправка без соблюдения закона - все это является незаконной торговлей оружием. Именно этот пробел в законе О. С. Григорьев, С. А. Невский, Д.А. Корецкий попытались исследовать в своих работах. На наш взгляд, Корецкий Д.А. с Солоницкой Е.В. стали более убедительными в решении задач. Благодаря этим авторам эта концепция выглядит так - незаконная торговля оружием - это производство и последующий цикл потребления оружия, а также его использование и уничтожение, которое осуществляется с нарушением. Возможно, со временем будут предложены другие варианты определения понятия "торговля оружием".

В Уголовном кодексе РФ к признакам незаконного оборота оружия относятся:

- Незаконное производство или ремонт оружия;

- Вооруженное ограбление и вымогательство;

- контрабанда оружия;

- побег с оружием наготове5.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что нарушение правил закона об «Оружие» влечет за собой уголовную ответственность .

Помимо федерального закона «Об оружии» в регулировании оборота гражданского оружия значение имеют Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», а
также акты военизированных ведомст6.

Так, положения указанного Постановления в части организационной составляющей работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия детализированы в Приказе МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814»7. Этим же Приказом утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Также в непосредственном регулировании оборота оружия на территории Российской Федерации принимает значение и утверждаемый Приказом МВД Административный регламент, который регламентирует в четкой форме последовательность действий и решений, необходимых для осуществления государственной функции по контролю за оборотом оружия, определяет сроки административных процедур должностных лиц, их права и обязанности при осуществлении государственного контроля за оборотом оружия, а также тех, в отношении которых он осуществляется. В целом, анализируя законодательную базу в сфере правового регулирования оборота оружия, можно заметить, что актам федеральных органов исполнительной власти здесь отводится определяющая роль. Подтверждением этому является сам Федеральный закон «Об оружии», большинство статей которого содержат отсылки к нормативным актам Правительства Российской Федерации.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что фактически законодателем делегируются широкие нормотворческие полномочия Правительству Российской Федерации, а также определенный их перечень и МВД РФ. При этом и самим Правительством Российской Федерации закрепляется за министерством ряд вопросов по установлению порядков лицензирования, хранения оружия и т. д. Однако не исключается и возможность МВД РФ расширять эти рамки. Важным аспектом в изучении поставленной проблемы
является определение компетентного органа, осуществляющего административно-правовое регулирование оборота оружия. Задачи по федеральному государственному контролю за оборотом оружия на территории Российской Федерации возложены на федеральный орган исполнительной власти — Росгвардию или его территориальные органы (Центры лицензионно-разрешительной работы, отделы лицензионно-разрешительной работы и др.).

Так, она призвана контролировать оборот различных видов оружия, боеприпасов и патронов к нему, соблюдение гражданами законодательства Российской Федерации в области оборота оружия. Также в административно-правовом регулировании оборота оружия участвуют и органы, уполномоченные выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, органы, призванные осуществлять государственный контроль за соблюдением обязательных требований к оружию. Все вышеназванные субъекты контроля за оборотом оружия должны осуществлять свою деятельность при согласованном взаимодействии между собой.

Таким образом, в Российской Федерации правовое регулирование оборота оружия осуществляется на территории всей страны при действии специально уполномоченных органов власти, проведении лицензионных, контрольно-надзорных мероприятий, а также наличии ряда нормативных актов в рассматриваемой области отношений8.