Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Теоретические аспекты профессионального отбора и профессиональной пригодности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты профессионального отбора и профессиональной пригодности
1.1 Профессиональный отбор и определение профпригодности как важные направления работы с персоналом
1.2 Понятие «профессиональная пригодность» и ее основные компоненты
1.3 Профессиональный отбор и психофизиологическая адаптация персонала к условиям работы
2. Практическое исследование профессиональной пригодности персонала
2.1 Организация и анализ результатов исследования
4. Четвертая группа - социально-психологические элементы, составляющие характеристику психологического климата в коллективе, а также некоторые социальные характеристики трудового процесса. Элементы данной группы пока еще не имеют единиц измерения и не нормируются.
А теперь рассмотрим внешние факторов воздействия на работников.
Шум - беспорядочные непериодические звуковые колебания. В зависимости от положения максимальных составляющих различают шум особо низкочастотный, среднечастотный и высокочастотный.
Освещенность (О) - поверхностная плотность светового потока, падающего на единицу поверхности.
Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени.
Один из основных вопросов установления рациональных режимов труда и отдыха - это выявление принципов их разработки. Таких принципов три[18];
- удовлетворение потребности производства;
- обеспечение наибольшей работоспособности человека;
- сочетание общественных и личных интересов.
Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.
Выводы по главе 1
Для создания благоприятных психофизиологических аспектов работы с персоналом необходимо разрабатывать, внедрять, поддерживать и постоянно:
- совершенствовать такую систему формирования персонала, которая сможет обеспечить удовлетворение потребностей эффективного функционирования и развития предприятия;
- совершенствовать корпоративную систему эффективного управления персоналом;
- совершенствовать такую систему профессионального развития персонала, которая будет способна обеспечивать удовлетворение потребностей эффективного функционирования и развития организации;
- совершенствовать такую систему измерения состояния человеческих ресурсов организации, которая позволит оценивать результаты в области ее работы с персоналом;
- совершенствовать системы обеспечения работоспособного состояния персонала
2. Практическое исследование профессиональной пригодности персонала
2.1 Организация и анализ результатов исследования
Исследование проходило в мебельной компании.
Компания производит и продает офисную мебель и мебель для дома. Компания представляет собой организационную структуру, основанную на системе экономически самостоятельных, географически обособленных подразделений (бизнес-единиц) в рамках единого юридического лица, взаимодействующих между собой по правилам внутреннего рынка, которые максимально приближены к правилам рынка внешнего.
Ежегодно происходит целенаправленное расширение технологических возможностей компании, что позволяет постоянно обогащать модельный ряд актуальными новинками.
Выборку составили менеджеры производственных отделов в количестве 6 человек и рядовые работники в количестве 12 человек.
Для экспериментального исследования были выбраны следующие методики:
1. Диагностика профессиональной компетентности и эффективности у руководителей разного уровня.
2. Экспресс-диагностика барьеров в управленческой деятельности.
3. Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой.
Описание методик:
№ 1. Диагностика профессиональной компетентности и эффективности у руководителей разного уровня.
Шкалы: уровень профессиональной компетентности руководителя
Назначение теста. Данный вариант предназначен для руководителей отделов, начальников цехов и других руководителей такого же уровня.
Инструкция к тесту
Процедура тестирования заключается в следующем. Прочтите вопрос и предлагаемые ответы на него. На листе бумаги запишите номер вопроса (римской цифрой) и соответствующий вашему мнению ответ (арабской цифрой). Ответив на все 14 вопросов вашего варианта, оцените результаты согласно таблице и интерпретатору, помещенным в конце методики.
Обработка и интерпретация результатов теста
Против номера вопроса в соответствующем варианте находится тот ответ, который вы подчеркнули. Определите его оценку о баллах. Просуммировав баллы, вы узнаете, к какой из четырех категорий относится ваше предприятие и правильно ли вы его оценили.
Баллы Вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
3 3 1 2 2 1 1 3 3 1 3 2 2 1 3
2 1 2 3 3 2 2 2 1 2 2 3 1 2 2
1 2 3 1 1 3 3 1 2 3 1 1 3 3 1
№ 2. Экспресс-диагностика барьеров в управленческой деятельности.
Шкалы: соответствие требованиям управленческой деятельности
Назначение теста
Оцените частотность проявления каждого из 12 утверждений по указанной ниже форме.
Никогда Редко Иногда Часто Всегда
1 2 3 4 5
Обработка и интерпретация результатов теста
Суммируйте баллы по четырем блокам:
• 1 – 3 характеризуют конфликтность рабочей обстановки;
• 4 – 6 оценивают степень перегрузки в процессе выполнения своих обязанностей;
• 7 – 9 отражают неопределенность положения в организации;
• 10 – 12 раскрывают взаимоотношения с руководством.
Если сумма баллов по каждому блоку составляет 12 и более, то это свидетельствует о наличии препятствий, мешающих успешно решать проблемы.
Если общая сумма баллов превышает 36, то есть основания говорить о несоответствии личностных особенностей требованиям данной профессии.
№ 3. Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой.
Шкалы: удовлетворенность работой
Назначение теста: опросник для самооценки, а также выбор некоторых эффективных методов мотивации трудовой активности. Он содержит 14 утверждений. Каждое утверждение может быть оценено от 1 до 5 баллов. Сделайте свой выбор по каждому и этих утверждений, отметив соответствующую цифру.
• 1- Вполне удовлетворен
• 2 – Удовлетворен
• 3 – Не вполне удовлетворен
• 4 – Не удовлетворен
• 5 – Крайне не удовлетворен
Обработка и интерпретация результатов теста
Итоговый показатель может колебаться от 14 до 70 баллов.
Если результат равен 40 баллам и более, то есть основания говорить о неудовлетворенности профессиональной деятельностью. И, напротив, если он меньше 40 баллов, можно судить об удовлетворенности работой.
Настоящая методика может также применяться для оценки удовлетворенности работой целого коллектива (группы). В таком случае используются средние величины показателей. При этом оценка результатов производится по следующей шкале;
• 15-20 баллов – вполне удовлетворены работой;
• 21-32 балла – удовлетворены;
• 33-44 балла – не вполне удовлетворены;
• 45-60 баллов – не удовлетворены;
• более 60 баллов – крайне не удовлетворены.
В рамках диагностики профессиональной компетентности и эффективности у руководителей разного уровня были получены следующие результаты, представлены представленные в таблице 1 (тестовые данные представлены в Приложении 1).
Таблица 1
Показатели профессиональной компетентности и эффективности у руководителей разного уровня
Шкалы |
Деструктивное управление |
Неблагоприятное управление |
Адекватный уровень управления |
Хороший уровень управления |
Кол-во |
1 |
3 |
1 |
1 |
% |
16,7 |
25 |
16,7 |
16,7 |
Как видно из таблицы 1 у 25 % руководителей наблюдается неблагоприятный уровень руководства, у 16,7 % адекватное, у 16,7% хорошее и у 16,7% деструктивное.
На рисунке 1 проиллюстрированы показатели профессиональной компетентности и эффективности у руководителей.
Рисунок 1. Показатели профессиональной компетентности и эффективности у руководителей
Как представлено на рисунке 1 у большинства руководителей наблюдаются неблагоприятные показатели профессиональной компетентности и эффективности.
Неблагоприятный уровень руководства выражается в том, что подразделение постоянно лихорадит. Время работает против руководителя. В данной ситуации следует ускорить анализ сложившегося положения и разработать новую концепцию системы управления и развития данного отдела.
Адекватный уровень управления свидетельствует о том, что подразделение находится на хорошем счету. Но все же нельзя забывать о том, что для стабильного успеха нужно постоянно совершенствовать методы руководства и деятельность подчиненных. Почивать на лаврах опасно – это может привести к ухудшению ситуации и в данном подразделении, и на предприятии в целом.
Хороший уровень руководства указывает на то, что подразделение весьма стабильно, слаженно и хорошо управляется. Но это вовсе не означает, что уже нельзя ничего улучшить. Необходимо время от времени консультироваться у экспертов по организации производства, чтобы сохранить достигнутый высокий уровень.
Деструктивный уровень руководства свидетельствует о том, что в целом в подразделении неблагоприятная ситуация. Необходимы существенные перемены, главным образом, в самой концепции управления производством.
Результаты диагностики барьеров в управленческой деятельности представлены в таблице 2 (тестовые показатели представлены в Приложении 2).
Таблица 2
Показатели диагностики барьеров в управленческой деятельности
Уровни |
Высокий уровень барьеров |
Низкий уровень барьеров |
Кол-во |
8 |
4 |
% |
66,7 |
33,3 |
Из таблицы 2 заметно, что у 66,7% респондентов выявлен высокий уровень барьеров, у 33,3% зафиксирован низкий уровень барьеров.
На рисунке 2 представлены показатели агностики барьеров в управленческой деятельности.
Рисунок 2. Показатели барьеров в управленческой деятельности
Как представлено на рисунке 2 у большинства работников наблюдается высокий уровень барьеров в управленческой деятельности. Как правило, это выражается в том, что у работников наблюдается перегрузка в процессе выполнения своих обязанностей, повышенные показатели конфликтности, у некоторых возникает неопределенность по поводу их положения в компании, а другие испытывают существенные трудности в контексте взаимодействия с их начальством.
Данные показатели свидетельствует о наличии препятствий, мешающих успешно решать проблемы.
В рамках измерения личной удовлетворенности трудом были получены следующие результаты представленные в таблице 3 (Тестовые показатели представлены в Приложении 3).
Таблица 3
Показатели удовлетворенности трудом персонала
Уровни |
Удовлетворены |
Не вполне удовлетворены |
Не удовлетворены |
Крайне не удовлетворены |
Кол-во |
2 |
3 |
5 |
2 |
% |
16,7 |
25 |
41,6 |
16,7 |
Как представлено в таблице 3 удовлетворенность трудовыми условиями зафиксирована у 16,7%.
25% респондентов не вполне удовлетворены трудом. Отсутствие удовлетворенности наблюдается у 41,6% респондентов и крайняя неудовлетворенность трудовыми условиями зафиксирована у 16,7% испытуемых.
На рисунке 3 наглядно представлены показатели удовлетворенности трудом персонала.