Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана (Понятие исключительных прав на фирменное наименование).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
Но как фирменное наименование и коммерческое обозначение соотносятся? Если понимать под фирменным наименованием обозначение, индивидуализирующее деятельность лица, осуществляемую на базе определенного имущественного комплекса, то понятно, что для потребителя вывеска, информация – все, что указывает на осуществление какой-либо деятельности конкретным лицом, является средством индивидуализации этого лица. Однако если наименование в определенных случаях может заменить коммерческое обозначение, то коммерческое обозначение не сможет заменить фирменного наименования лица, поскольку цели, которые ставятся перед этими средствами индивидуализации, являются различными.
Согласно ст.ст. 1538, 1541 ГК РФ коммерческое обозначение могут иметь коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели[30]. В соответствии со ст.ст. 51, 54, 87, 96 ГК РФ, Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей фирменное наименование подлежит обязательной государственной регистрации посредством внесения записи в ЕГРЮЛ и, как следствие, закреплению в учредительных документах в отличие от коммерческого обозначения. Получается, что в силу особой правовой охраны прекращения действия коммерческого обозначения, включающего фирменное наименование, последнее продолжает свое действие вплоть до прекращения действия юридического лица.
Если говорить еще об отличительных признаках рассматриваемых средств индивидуализации, то стоит отметить, что в нормах законодательства положения о структуре и содержании коммерческого обозначения отсутствуют в отличие от фирменного наименования. В то же время закрепляется общее ограничение, относящееся к обоим средствам, они не должны быть тождественны и похожи на другие коммерческие обозначения и фирменные наименования до степени смешения. Однако для фирменного наименования эти ограничения действуют, если юридические лица, наименования которых схожи, осуществляют аналогичную деятельность, а для коммерческого обозначения род деятельности не имеет значения. Считаем, что необходимо внести изменения в законодательство, закрепляющие связь коммерческого обозначения и рода деятельности, что должно способствовать уменьшению излишней перегруженности потребительского сектора различными однотипными обозначениями предприятий.
Выводы
Фирменное наименование представляет собой имя коммерческой организации, а коммерческое обозначение должно индивидуализировать деятельность любого участника гражданских отношений (кроме публично-правовых) на базе определенного имущественного комплекса. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.
Поскольку фирменное наименование выполняет основную функцию индивидуализации в экономических правоотношениях с контрагентами, а коммерческое обозначение – в потребительском секторе, то существующие потребности участников гражданского оборота в защите всего объема внешних проявлений, индивидуализирующих их деятельность, не могут быть сегодня удовлетворены законодательно закрепленным понятием коммерческого обозначения как средства индивидуализации только предприятия, существующего в виде недвижимости (ст. 132 ГК РФ).
Заключение
Анализ действующего законодательства позволяет определить следующую специфику правого регулирования отношений, связанных с созданием и использованием фирменного наименования.
Во-первых, правообладателем субъективного права на фирменное наименование выступает коммерческая организация.
Во-вторых, фирменное наименование служит средством индивидуализации субъекта гражданского права.
В-третьих, фирменное наименование подлежит регистрации одновременно с регистрацией юридического лица и состоит из двух частей: организационно-правовой формы и оригинального наименования.
В-четвертых, фирменное наименование является объектом личного неимущественного права.
В-пятых, фирменное наименование рассчитано, прежде всего, на контрагентов партнеров коммерческих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Основанием правовой охраны фирменного наименования является включение его в ЕГРЮЛ, то есть, по сути, его регистрация.
Фирменное наименование представляет собой имя коммерческой организации, а коммерческое обозначение должно индивидуализировать деятельность любого участника гражданских отношений (кроме публично-правовых) на базе определенного имущественного комплекса. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.
Поскольку фирменное наименование выполняет основную функцию индивидуализации в экономических правоотношениях с контрагентами, а коммерческое обозначение – в потребительском секторе, то существующие потребности участников гражданского оборота в защите всего объема внешних проявлений, индивидуализирующих их деятельность, не могут быть сегодня удовлетворены законодательно закрепленным понятием коммерческого обозначения как средства индивидуализации только предприятия, существующего в виде недвижимости (ст. 132 ГК РФ).
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.).
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора): федеральный закон от 8 августа 2001 г. №134-ФЗ // Российская газета. 2001. 11 авг.
- О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ // Российская газета. 1995. 16 дек.
- О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя: приказ ФНС России от 1 ноября 2004 г. №САЭ-3-09 // Российская газета. 2004. 29 дек.
- Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 7 июля 1884 г. // Закон. 1999. №7.
- Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М., 2006. С. 55.
- Городов О. А. Право промышленной собственности : учеб. М. : Статут, 2011.
- Ерёменко В.И. Кодекс интеллектуальной собственности РФ, или ч. 4 ГК РФ // Адвокат. 2006. №7. С. 56.
- Зенин И. А. Право интеллектуальной собственности: учеб. для магистров. М., 2013.
- Каменева К.О. Изменение системы объектов интеллектуальных прав в связи с принятием ч. 4 Гражданского кодекса РФ. М., 2007.
- Клочун Т. Г. Проблемы правового регулирования отношений, объектом которых выступают коммерческие обозначения // Хоз-во и право. 2007. № 4. С. 65.
- Куликов М. А. Роль критерия территориальности деятельности юридического лица при определении сходства и различия фирменных наименований // Юрист. 2011. № 24. С. 14; Уруков В.Н., Урукова О.В., Урукова А.В. О фирменном наименовании по новому гражданскому законодательству // Право и экономика. 2009. № 2. С. 46–47.
- Нагаев С. В. Отдельные проблемы правовой охраны коммерческого обозначения и фирменного наименования // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 5. С. 102-103.
- Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учеб. М., 2003.
- Тюлькин А. А. Особенности предоставления правовой охраны средствами индивидуализации // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 9. С. 1942-1948.
- Тюлькин А. А. Содержание объекта, индивидуализируемого коммерческим обозначением // Вестн. Перм. ун-та. Сер.: Юрид. науки. 2014. № 1. С. 230.
- Шишкин Д. А. Соотношение фирменного наименования и коммерческого обозначения // Рос. газ. 2008. № 6. С. 65.
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.). ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.). ↑
-
Каменева К.О. Изменение системы объектов интеллектуальных прав в связи с принятием ч. 4 Гражданского кодекса РФ. М., 2007. С. 3. ↑
-
Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М., 2006. С. 55. ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.). ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.). ↑
-
О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя: приказ ФНС России от 1 ноября 2004 г. №САЭ-3-09 // Российская газета. 2004. 29 дек. ↑
-
Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 7 июля 1884 г. // Закон. 1999. №7. ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.). ↑
-
О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора): федеральный закон от 8 августа 2001 г. №134-ФЗ // Российская газета. 2001. 11 авг. ↑
-
Ерёменко В.И. Кодекс интеллектуальной собственности РФ, или ч. 4 ГК РФ // Адвокат. 2006. №7. С. 56. ↑
-
О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ // Российская газета. 1995. 16 дек. ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.). ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.). ↑
-
Зенин И. А. Право интеллектуальной собственности: учеб. для магистров. М., 2013. С. 300; Куликов М. А. Роль критерия территориальности деятельности юридического лица при определении сходства и различия фирменных наименований // Юрист. 2011. № 24. С. 14; Уруков В.Н., Урукова О.В., Урукова А.В. О фирменном наименовании по новому гражданскому законодательству // Право и экономика. 2009. № 2. С. 46–47. ↑
-
Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учеб. М., 2003. С. 583. ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.). ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп.) ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.). ↑
-
Тюлькин А. А. Особенности предоставления правовой охраны средствами индивидуализации // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 9. С. 1942-1948. ↑
-
Городов О. А. Фирменное наименование как объект правовой охраны по законодательству России // Журнал международного частного права. 2012. № 2 (76). С. 3-16. ↑
-
Нагаев С. В. Отдельные проблемы правовой охраны коммерческого обозначения и фирменного наименования // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 5. С. 102-103. ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.). ↑
-
Тюлькин А. А. Возникновение права коммерческой организации на фирменное наименование // В сборнике: Актуальные проблемы корпоративного права и арбитражного процесса Материалы ежегодной научно-практической конференции молодых ученых. Ответственные редакторы – Д.Н. Латыпов, В.Г. Голубцов. 2015. С. 136-138. ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.). ↑
-
Городов О. А. Право промышленной собственности : учеб. М. : Статут, 2011. С. 470. ↑
-
Шишкин Д. А. Соотношение фирменного наименования и коммерческого обозначения // Рос. газ. 2008. № 6. С. 65. ↑
-
Тюлькин А. А. Содержание объекта, индивидуализируемого коммерческим обозначением // Вестн. Перм. ун-та. Сер.: Юрид. науки. 2014. № 1. С. 230. ↑
-
Клочун Т. Г. Проблемы правового регулирования отношений, объектом которых выступают коммерческие обозначения // Хоз-во и право. 2007. № 4. С. 65. ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.). ↑