Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана (Понятие исключительных прав на фирменное наименование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но как фирменное наименование и коммерческое обозначение соотносятся? Если понимать под фирменным наименованием обо­значение, индивидуализирующее деятельность лица, осуществля­емую на базе определенного имущественного комплекса, то по­нятно, что для потребителя вывеска, информация – все, что указывает на осуществление какой-либо деятельности конкретным лицом, является средством индивидуализации этого лица. Однако если наименование в определенных случаях может заменить ком­мерческое обозначение, то коммерческое обозначение не сможет за­менить фирменного наименования лица, поскольку цели, которые ставятся перед этими средствами индивидуализации, являются раз­личными.

Согласно ст.ст. 1538, 1541 ГК РФ коммерческое обозначение мо­гут иметь коммерческие и некоммерческие организации, а также ин­дивидуальные предприниматели[30]. В соответствии со ст.ст. 51, 54, 87, 96 ГК РФ, Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей фирменное наименование подлежит обязательной государственной регистрации посредством внесения записи в ЕГРЮЛ и, как следствие, закреплению в учреди­тельных документах в отличие от коммерческого обозначения. По­лучается, что в силу особой правовой охраны прекращения действия коммерческого обозначения, включающего фирменное наименова­ние, последнее продолжает свое действие вплоть до прекращения действия юридического лица.

Если говорить еще об отличительных признаках рассматривае­мых средств индивидуализации, то стоит отметить, что в нормах за­конодательства положения о структуре и содержании коммерческого обозначения отсутствуют в отличие от фирменного наименования. В то же время закрепляется общее ограничение, относящееся к обо­им средствам, они не должны быть тождественны и похожи на другие коммерческие обозначения и фирменные наименования до степени смешения. Однако для фирменного наименования эти ограничения действуют, если юридические лица, наименования которых схо­жи, осуществляют аналогичную деятельность, а для коммерческо­го обозначения род деятельности не имеет значения. Считаем, что необходимо внести изменения в законодательство, закрепляющие связь коммерческого обозначения и рода деятельности, что должно способствовать уменьшению излишней перегруженности потреби­тельского сектора различными однотипными обозначениями предприятий.

Выводы

Фирменное наиме­нование представляет собой имя коммерческой организации, а ком­мерческое обозначение должно индивидуализировать деятельность любого участника гражданских отношений (кроме публично-право­вых) на базе определенного имущественного комплекса. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Фирменное наименование, включенное в коммерче­ское обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.


Поскольку фирменное наименование выполняет основную функ­цию индивидуализации в экономических правоотношениях с контр­агентами, а коммерческое обозначение – в потребительском секторе, то существующие потребности участников гражданского оборота в защите всего объема внешних проявлений, индивидуализирую­щих их деятельность, не могут быть сегодня удовлетворены зако­нодательно закрепленным понятием коммерческого обозначения как средства индивидуализации только предприятия, существующего в виде недвижимости (ст. 132 ГК РФ).

Заключение

Анализ действующего законодательства позволяет определить следующую специфику правого регулирования отношений, связанных с созданием и использованием фирменного наименования.

Во-первых, правообладателем субъективного права на фирменное наименование выступает коммерческая организация.

Во-вторых, фирменное наименование служит средством индивидуализации субъекта гражданского права.

В-третьих, фирменное наименование подлежит регистрации одновременно с регистрацией юридического лица и состоит из двух частей: организационно-правовой формы и оригинального наименования.

В-четвертых, фирменное наименование является объектом личного неимущественного права.

В-пятых, фирменное наименование рассчитано, прежде всего, на контрагентов партнеров коммерческих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Основанием правовой охра­ны фирменного наименования является включение его в ЕГРЮЛ, то есть, по сути, его регистрация.

Фирменное наиме­нование представляет собой имя коммерческой организации, а ком­мерческое обозначение должно индивидуализировать деятельность любого участника гражданских отношений (кроме публично-право­вых) на базе определенного имущественного комплекса. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Фирменное наименование, включенное в коммерче­ское обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.

Поскольку фирменное наименование выполняет основную функ­цию индивидуализации в экономических правоотношениях с контр­агентами, а коммерческое обозначение – в потребительском секторе, то существующие потребности участников гражданского оборота в защите всего объема внешних проявлений, индивидуализирую­щих их деятельность, не могут быть сегодня удовлетворены зако­нодательно закрепленным понятием коммерческого обозначения как средства индивидуализации только предприятия, существующего в виде недвижимости (ст. 132 ГК РФ).


Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.).
  3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора): федеральный закон от 8 августа 2001 г. №134-ФЗ // Российская газета. 2001. 11 авг.
  4. О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ // Российская газета. 1995. 16 дек.
  5. О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя: приказ ФНС России от 1 ноября 2004 г. №САЭ-3-09 // Российская газета. 2004. 29 дек.
  6. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 7 июля 1884 г. // Закон. 1999. №7.
  7. Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М., 2006. С. 55.
  8. Городов О. А. Право промышленной собственности : учеб. М. : Статут, 2011.
  9. Ерёменко В.И. Кодекс интеллектуальной собственности РФ, или ч. 4 ГК РФ // Адвокат. 2006. №7. С. 56.
  10. Зенин И. А. Право интеллектуальной соб­ственности: учеб. для магистров. М., 2013.
  11. Каменева К.О. Изменение системы объектов интеллектуальных прав в связи с принятием ч. 4 Гражданского кодекса РФ. М., 2007.
  12. Клочун Т. Г. Проблемы правового регулирования отношений, объектом кото­рых выступают коммерческие обозначения // Хоз-во и право. 2007. № 4. С. 65.
  13. Кули­ков М. А. Роль критерия территориальности деятельности юридического лица при определении сходства и различия фирменных наименований // Юрист. 2011. № 24. С. 14; Уруков В.Н., Урукова О.В., Урукова А.В. О фирменном наи­меновании по новому гражданскому законодательству // Право и экономика. 2009. № 2. С. 46–47.
  14. Нагаев С. В. Отдельные проблемы правовой охраны коммерческого обозначения и фирменного наименования // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 5. С. 102-103.
  15. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собствен­ности в Российской Федерации: учеб. М., 2003.
  16. Тюлькин А. А. Особенности предоставления правовой охраны средствами индивидуализации // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 9. С. 1942-1948.
  17. Тюлькин А. А. Содержание объекта, индивидуализируемого коммерческим обозначением // Вестн. Перм. ун-та. Сер.: Юрид. науки. 2014. № 1. С. 230.
  18. Шишкин Д. А. Соотношение фирменного наименования и коммерческого обо­значения // Рос. газ. 2008. № 6. С. 65.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.).

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.).

  3. Каменева К.О. Изменение системы объектов интеллектуальных прав в связи с принятием ч. 4 Гражданского кодекса РФ. М., 2007. С. 3.

  4. Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М., 2006. С. 55.

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.).

  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.).

  7. О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя: приказ ФНС России от 1 ноября 2004 г. №САЭ-3-09 // Российская газета. 2004. 29 дек.

  8. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 7 июля 1884 г. // Закон. 1999. №7.

  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.).

  10. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора): федеральный закон от 8 августа 2001 г. №134-ФЗ // Российская газета. 2001. 11 авг.

  11. Ерёменко В.И. Кодекс интеллектуальной собственности РФ, или ч. 4 ГК РФ // Адвокат. 2006. №7. С. 56.

  12. О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ // Российская газета. 1995. 16 дек.

  13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.).

  14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.).

  15. Зенин И. А. Право интеллектуальной соб­ственности: учеб. для магистров. М., 2013. С. 300; Кули­ков М. А. Роль критерия территориальности деятельности юридического лица при определении сходства и различия фирменных наименований // Юрист. 2011. № 24. С. 14; Уруков В.Н., Урукова О.В., Урукова А.В. О фирменном наи­меновании по новому гражданскому законодательству // Право и экономика. 2009. № 2. С. 46–47.

  16. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собствен­ности в Российской Федерации: учеб. М., 2003. С. 583.

  17. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.).

  18. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп.)

  19. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.).

  20. Тюлькин А. А. Особенности предоставления правовой охраны средствами индивидуализации // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 9. С. 1942-1948.

  21. Городов О. А. Фирменное наименование как объект правовой охраны по законодательству России // Журнал международного частного права. 2012. № 2 (76). С. 3-16.

  22. Нагаев С. В. Отдельные проблемы правовой охраны коммерческого обозначения и фирменного наименования // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 5. С. 102-103.

  23. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.).

  24. Тюлькин А. А. Возникновение права коммерческой организации на фирменное наименование // В сборнике: Актуальные проблемы корпоративного права и арбитражного процесса Материалы ежегодной научно-практической конференции молодых ученых. Ответственные редакторы – Д.Н. Латыпов, В.Г. Голубцов. 2015. С. 136-138.

  25. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.).

  26. Городов О. А. Право промышленной собственности : учеб. М. : Статут, 2011. С. 470.

  27. Шишкин Д. А. Соотношение фирменного наименования и коммерческого обо­значения // Рос. газ. 2008. № 6. С. 65.

  28. Тюлькин А. А. Содержание объекта, индивидуализируемого коммерческим обозначением // Вестн. Перм. ун-та. Сер.: Юрид. науки. 2014. № 1. С. 230.

  29. Клочун Т. Г. Проблемы правового регулирования отношений, объектом кото­рых выступают коммерческие обозначения // Хоз-во и право. 2007. № 4. С. 65.

  30. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.).