Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана (Понятие исключительных прав на фирменное наименование).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
Законодатель закрепляет возможность передачи либо отчуждения исключительного права на коммерческое обозначение по договорам коммерческой концессии, аренды и продажи предприятия, по лицензионному договору, договору на отчуждение исключительного права, а также по договору залога.
1.2. Правовое регулирование охраны фирменного наименования
Фирменное наименование, согласно п. 1 ст. 1473 ГК РФ[14], индивидуализирует коммерческую организацию, определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) при государственной регистрации юридического лица. Каких-либо особых требований к обособлению фирменного наименования не предъявляется. В результате такого положения в Российской Федерации насчитывается огромное количество организаций с идентичными наименованиями. В соответствии с п. 2 ст. 1475 ГК РФ, исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ. Из содержания указанной нормы следует, что основанием правовой охраны фирменного наименования является включение его в ЕГРЮЛ, то есть, по сути, его регистрация, хоть это официально так и не называется. В связи с чем часть авторов считает, что исключительное право на фирменное наименование возникает с момента регистрации юридического лица[15].
Согласно ст. 8 Парижской конвенции, фирменное наименование охраняется без обязательной подачи заявки или регистрации. А. П. Сергеев указывает, что это положение касается только фирменных наименований иностранных юридических лиц. В отношении же фирменных наименований национальных юридических лиц любое государство — участник Конвенции может вводить систему особой их регистрации[16]. Далее он продолжает: «право на фирму возникает у юридического лица с того момента, когда начинается ее фактическое использование». Некоторые ученые также полагают, что возникновение права на фирму не должно ставиться в зависимость от самого факта регистрации фирменного наименования. Сегодня п. 59 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/2921 устанавливает, что защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в Реестр, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности. То есть судебная практика стоит на той позиции, что факт регистрации будет превалирующим перед фактом использования при доказывании приоритета прав на фирменное наименование.
Принятие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации[17] продиктовало внесение существенных изменений в формулировку ст. 1027 ГК РФ, в частности в перечень передаваемых по договору объектов гражданских прав. Так, последний более не включает в себя фирменное наименование, выбывшее одновременно из перечня ст. 128 ГК РФ[18], то есть фактически выведенное из оборота. Помимо названных изменений, п 2 ст. 1474 ГК РФ содержит прямой запрет на распоряжение фирменным наименованием. Оценивая данное изменение в правовом регулировании договора коммерческой концессии, нельзя не отметить, что они продиктованы требованиями рыночного оборота. Концепция, согласно которой в комплекс предоставляемых по договору прав обязательно включалось право на фирменное наименование, не оправдала себя в практике формирования реальных договорных отношений. Довольно часто реальным объектом договора не могло быть полное фирменное наименование, поскольку, во-первых, последнее обязательно включает в себя организационно-правовую форму обладателя наименования, а во-вторых, отсутствовала возможность передачи данного права индивидуальному предпринимателю.
Итак, на сегодняшний день фирменное наименование не входит в перечень объектов гражданских прав, передача права на использование фирменно го наименования не допускается. Согласно п. 1 ст. 1538 ГК РФ, коммерческое обозначение не является фирменным наименованием, и, следовательно, оно не должно носить все признаки последнего. Наиболее же важными
отличительными признаками фирменного наименования в соответствии с пп. 1, 2 ст. 1473 ГК РФ[19] являются необходимость внесения фирменного наименования в учредительные документы коммерческой организации с включением в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации и обязательное указание организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности в самом наименовании. Таким образом, законодательно подчеркнуто лишь то, что коммерческое обозначение не может быть приравнено к фирменному наименованию. Выявить же какие-либо иные внешние отличия одного средства индивидуализации от другого из анализа норм части четвертой ГК РФ не представляется возможным[20].
Правовую защиту фирменное наименование получает с момента его внесения в единый государственный реестр юридических лиц и охраняется в течение всего периода существования коммерческой организации, средством индивидуализации которого оно является[21].
Охрана коммерческого обозначения осуществляется с момента начала его фактического использования правообладателем для индивидуализации одного или нескольких своих предприятий и завершается по истечении одно года с момента прекращения такого использования. Как следует из положений п. 2 ст. 1539 ГК РФ, не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменные наименованием, принадлежащим другому лицу, у которого данное исключительное право возникло раньше. Единственный вариант противодействия такому использованию коммерческого обозначения предусмотрен пунктом третьим указанной статьи лицо, нарушившее вышеуказанное правило, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки. Из данного положения следует, что в отсутствие заявления правообладателя каких-либо препятствий в использовании коммерческого обозначения, сходного до степени смешения с фирменным
наименованием, не будет. Таким образом, не будет и препятствий к использованию подобного коммерческого обозначения юридическим лицом, обладающим фирменным наименованием, с которым данное коммерческое обозначение сходно[22].
Подобной ситуации можно было бы избежать, если бы коммерческое обозначение подлежало обязательному внесению в учредительные документы организации. Но на первый взгляд изложенная ситуация не противоречит нормам части четвертой ГК РФ, поскольку использование коммерческого обозначения, схожего до степени смешения с собственным фирменным наименованием, не влечет за собой введение в заблуждение других участников гражданского оборота.
Однако оборотоспособность коммерческого обозначения на сегодняшний день не привязана ни к его включению в учредительные документы юридического лица, ни к факту его сходности с фирменным наименованием. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день не существует серьезного законодательного препятствия распоряжению коммерческим обозначением, включающим в себя полное фирменное наименование субъекта предпринимательской деятельности. Интересно, что в ст. 1541 ГК РФ[23] законодатель предусмотрел раздельную правовую охрану коммерческого обозначения и входящего в него полностью либо частично фирменного наименования, однако вопрос их совместного использования так и остался за рамками правового регулирования. Представляется, что передача такого коммерческого обозначения может повлечь за собой введение в заблуждение участников гражданского оборота относительно принадлежности индивидуализируемого предприятия[24].
Выводы
Анализ действующего законодательства позволяет определить следующую специфику правого регулирования отношений, связанных с созданием и использованием фирменного наименования.
Во-первых, правообладателем субъективного права на фирменное наименование выступает коммерческая организация.
Во-вторых, фирменное наименование служит средством индивидуализации субъекта гражданского права.
В-третьих, фирменное наименование подлежит регистрации одновременно с регистрацией юридического лица и состоит из двух частей: организационно-правовой формы и оригинального наименования.
В-четвертых, фирменное наименование является объектом личного неимущественного права.
В-пятых, фирменное наименование рассчитано, прежде всего, на контрагентов партнеров коммерческих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Основанием правовой охраны фирменного наименования является включение его в ЕГРЮЛ, то есть, по сути, его регистрация.
Глава 2. Сравнительный анализ фирменного наименования и коммерческого обозначения
Согласно ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) фирменное наименование и коммерческое обозначение являются средствами индивидуализации юридических лиц, соотношение которых представляет как теоретический, так и практический смысл[25]. Довольно часто на практике эти понятия используются как синонимы, но допустимо ли такое смешение?
Коммерческое обозначение как средство индивидуализации получило свою законодательную регламентацию с принятием ч. 4 ГК РФ. До этого момента шли горячие дискуссии о том, нужно или нет такое средство индивидуализации и что именно оно индивидуализирует. Существуют три мнения относительно понятия «коммерческое обозначение»: 1) общеизвестное незарегистрированное наименование; 2) средство индивидуализации предприятия как имущественного комплекса; 3) собирательное понятие, охватывающее группу средств индивидуализации продукции[26]. Законодатель предпочел второй подход, и поэтому в ст. 1538 ГК РФ было разрешено использовать коммерческое обозначение для индивидуализации принадлежащих лицам торговых, промышленных и других предприятий.
Возникает вопрос - что же считать под торговым, промышленным и другими предприятиями. Д. А. Шишкин полагает, что предприятие не единственный объект, который способен индивидуализироваться коммерческим обозначением. По его мнению, правовую охрану в режиме коммерческого обозначения должны иметь и другие используемые в предпринимательской деятельности имущественные комплексы, а также широкий спектр отдельных внешних проявлений предпринимательской деятельности лица[27]. А. А. Тюлькин предлагает считать, что коммерческое обозначение индивидуализирует модель организации предпринимательской деятельности, основанную на определенном имущественном комплексе, а также сам имущественный комплекс, если он является готовым результатом предпринимательской деятельности и объектом, подлежащим предоставлению в пользование или отчуждению[28].
Интересной представляется складывающаяся судебная практика в данном вопросе. Субъекты предпринимательской деятельности, обращаясь в суд с требованием о защите права на коммерческое обозначение, понимали под таковым средство индивидуализации своего бизнеса. Суды в свою очередь не затрагивали вопрос о том, что же индивидуализирует коммерческое обозначение, о защите которого заявлено: предприятие как деятельность (бизнес) или предприятие как недвижимость.
В постановлении от 1 октября 2014 г. № С01-850/2014 по делу № А40-146738/2013 суд по интеллектуальным правам, основываясь уже на дословном толковании ст. 1538 ГК РФ, указывает, что коммерческое обозначение представляет собой средство индивидуализации не субъекта, а объекта гражданских прав – торгового, промышленного или иного предприятия. Данное правило означает, что в предмет доказывания по настоящему делу входит выяснение факта использования истцом и ответчиком для индивидуализации принадлежащих им предприятий (в смысле ст. 132 ГК РФ) тождественных (либо сходных до степени смешения) коммерческих обозначений.
С позиции дословного применения закона подход, когда коммерческое обозначение индивидуализирует имущественный комплекс лица, зарегистрированный в качестве предприятия, представляется верным. Стоит согласиться с мнением, что сегодня законодателем необоснованно сужена возможность применения коммерческого обозначения, и это, в свою очередь, не отвечает требованиям экономического оборота[29].
Следовательно, коммерческое обозначение является самостоятельным средством индивидуализации, призванное, по нашему мнению, индивидуализировать имущественный комплекс, на базе которого субъект правоотношений осуществляет свою деятельность. Данный имущественный комплекс может быть предоставлен в пользование или отчужден. При этом имущественный комплекс не обязательно является предприятием в понимании ст. 132 ГК РФ, он понимается как предприятие в экономическом плане, то есть совокупность материальных объектов, служащих для осуществления лицом своей деятельности. Остается надеяться, что законодатель откорректирует положения ст. 1538 ГК РФ путем исключения из нее ссылки на ст. 132 ГК РФ.