Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана (Понятие исключительных прав на фирменное наименование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законодатель закрепляет возможность передачи либо отчуждения исключительного права на коммерческое обозначение по договорам коммерческой концессии, аренды и продажи предприятия, по лицензионному договору, договору на отчуждение исключительного права, а также по договору залога.

1.2. Правовое регулирование охраны фирменного наименования

Фирменное наименование, согласно п. 1 ст. 1473 ГК РФ[14], индивидуализирует коммерческую организацию, определяется в его учредительных документах и включается в единый государствен­ный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) при государственной регистрации юридического лица. Каких-либо особых требований к обособле­нию фирменного наименования не предъявляется. В результате такого положения в Российской Феде­рации насчитывается огромное количество органи­заций с идентичными наименованиями. В соответ­ствии с п. 2 ст. 1475 ГК РФ, исключительное право на фирменное наименование возникает со дня го­сударственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ. Из содержания указан­ной нормы следует, что основанием правовой охра­ны фирменного наименования является включение его в ЕГРЮЛ, то есть, по сути, его регистрация, хоть это официально так и не называется. В связи с чем часть авторов считает, что исключительное право на фирменное наименование возникает с момента ре­гистрации юридического лица[15].

Согласно ст. 8 Парижской конвенции, фир­менное наименование охраняется без обязатель­ной подачи заявки или регистрации. А. П. Сергеев указывает, что это положение касается только фир­менных наименований иностранных юридических лиц. В отношении же фирменных наименований национальных юридических лиц любое государ­ство — участник Конвенции может вводить систе­му особой их регистрации[16]. Далее он продолжает: «право на фирму возникает у юридического лица с того момента, когда начинается ее фактическое использование». Некоторые ученые также полага­ют, что возникновение права на фирму не должно ставиться в зависимость от самого факта регистра­ции фирменного наименования. Сегодня п. 59 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/2921 устанавливает, что защи­те подлежит исключительное право на фирмен­ное наименование юридического лица, раньше другого включенного в Реестр, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше при­ступило к соответствующей деятельности. То есть судебная практика стоит на той позиции, что факт регистрации будет превалирующим перед фактом использования при доказывании приори­тета прав на фирменное наименование.


Принятие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации[17] продиктовало внесение существенных изменений в формулировку ст. 1027 ГК РФ, в частности в перечень передаваемых по договору объектов гражданских прав. Так, последний более не включает в себя фирменное наименование, выбывшее одновременно из перечня ст. 128 ГК РФ[18], то есть фактически выведенное из оборота. Помимо названных изменений, п 2 ст. 1474 ГК РФ содержит прямой запрет на распоряжение фирменным наименованием. Оценивая данное изменение в правовом регулировании договора коммерческой концессии, нельзя не отметить, что они продиктованы требованиями рыночного оборота. Концепция, согласно которой в комплекс предоставляемых по договору прав обязательно включалось право на фирменное наименование, не оправдала себя в практике формирования реальных договорных отношений. Довольно часто реальным объектом договора не могло быть полное фирменное наименование, поскольку, во-первых, последнее обязательно включает в себя организационно-правовую форму обладателя наименования, а во-вторых, отсутствовала возможность передачи данного права индивидуальному предпринимателю.

Итак, на сегодняшний день фирменное наименование не входит в перечень объектов гражданских прав, передача права на использование фирменно го наименования не допускается. Согласно п. 1 ст. 1538 ГК РФ, коммерческое обозначение не является фирменным наименованием, и, следовательно, оно не должно носить все признаки последнего. Наиболее же важными
отличительными признаками фирменного наименования в соответствии с пп. 1, 2 ст. 1473 ГК РФ[19] являются необходимость внесения фирменного наименования в учредительные документы коммерческой организации с включением в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации и обязательное указание организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности в самом наименовании. Таким образом, законодательно подчеркнуто лишь то, что коммерческое обозначение не может быть приравнено к фирменному наименованию. Выявить же какие-либо иные внешние отличия одного средства индивидуализации от другого из анализа норм части четвертой ГК РФ не представляется возможным[20].

Правовую защиту фирменное наименование получает с момента его внесения в единый государственный реестр юридических лиц и охраняется в течение всего периода существования коммерческой организации, средством индивидуализации которого оно является[21].


Охрана коммерческого обозначения осуществляется с момента начала его фактического использования правообладателем для индивидуализации одного или нескольких своих предприятий и завершается по истечении одно года с момента прекращения такого использования. Как следует из положений п. 2 ст. 1539 ГК РФ, не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменные наименованием, принадлежащим другому лицу, у которого данное исключительное право возникло раньше. Единственный вариант противодействия такому использованию коммерческого обозначения предусмотрен пунктом третьим указанной статьи лицо, нарушившее вышеуказанное правило, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки. Из данного положения следует, что в отсутствие заявления правообладателя каких-либо препятствий в использовании коммерческого обозначения, сходного до степени смешения с фирменным
наименованием, не будет. Таким образом, не будет и препятствий к использованию подобного коммерческого обозначения юридическим лицом, обладающим фирменным наименованием, с которым данное коммерческое обозначение сходно[22].

Подобной ситуации можно было бы избежать, если бы коммерческое обозначение подлежало обязательному внесению в учредительные документы организации. Но на первый взгляд изложенная ситуация не противоречит нормам части четвертой ГК РФ, поскольку использование коммерческого обозначения, схожего до степени смешения с собственным фирменным наименованием, не влечет за собой введение в заблуждение других участников гражданского оборота.

Однако оборотоспособность коммерческого обозначения на сегодняшний день не привязана ни к его включению в учредительные документы юридического лица, ни к факту его сходности с фирменным наименованием. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день не существует серьезного законодательного препятствия распоряжению коммерческим обозначением, включающим в себя полное фирменное наименование субъекта предпринимательской деятельности. Интересно, что в ст. 1541 ГК РФ[23] законодатель предусмотрел раздельную правовую охрану коммерческого обозначения и входящего в него полностью либо частично фирменного наименования, однако вопрос их совместного использования так и остался за рамками правового регулирования. Представляется, что передача такого коммерческого обозначения может повлечь за собой введение в заблуждение участников гражданского оборота относительно принадлежности индивидуализируемого предприятия[24].


Выводы

Анализ действующего законодательства позволяет определить следующую специфику правого регулирования отношений, связанных с созданием и использованием фирменного наименования.

Во-первых, правообладателем субъективного права на фирменное наименование выступает коммерческая организация.

Во-вторых, фирменное наименование служит средством индивидуализации субъекта гражданского права.

В-третьих, фирменное наименование подлежит регистрации одновременно с регистрацией юридического лица и состоит из двух частей: организационно-правовой формы и оригинального наименования.

В-четвертых, фирменное наименование является объектом личного неимущественного права.

В-пятых, фирменное наименование рассчитано, прежде всего, на контрагентов партнеров коммерческих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Основанием правовой охра­ны фирменного наименования является включение его в ЕГРЮЛ, то есть, по сути, его регистрация.

Глава 2. Сравнительный анализ фирменного наименования и коммерческого обозначения

Согласно ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) фирменное наименование и коммерческое обозна­чение являются средствами индивидуализации юридических лиц, соотношение которых представляет как теоретический, так и прак­тический смысл[25]. Довольно часто на практике эти понятия исполь­зуются как синонимы, но допустимо ли такое смешение?

Коммерческое обозначение как средство индивидуализации полу­чило свою законодательную регламентацию с принятием ч. 4 ГК РФ. До этого момента шли горячие дискуссии о том, нужно или нет такое средство индивидуализации и что именно оно индивидуализирует. Существуют три мнения относительно понятия «коммерческое обо­значение»: 1) общеизвестное незарегистрированное наименование; 2) средство индивидуализации предприятия как имущественного комплекса; 3) собирательное понятие, охватывающее группу средств индивидуализации продукции[26]. Законодатель предпочел второй под­ход, и поэтому в ст. 1538 ГК РФ было разрешено использовать ком­мерческое обозначение для индивидуализации принадлежащих ли­цам торговых, промышленных и других предприятий.


Возникает вопрос - что же считать под торговым, про­мышленным и другими предприятиями. Д. А. Шишкин полагает, что предприятие не единственный объект, который способен инди­видуализироваться коммерческим обозначением. По его мнению, правовую охрану в режиме коммерческого обозначения должны иметь и другие используемые в предпринимательской деятельно­сти имущественные комплексы, а также широкий спектр отдельных внешних проявлений предпринимательской деятельности лица[27]. А. А. Тюлькин предлагает считать, что коммерческое обозначение индивидуализирует модель организации предпринимательской дея­тельности, основанную на определенном имущественном комплек­се, а также сам имущественный комплекс, если он является готовым результатом предпринимательской деятельности и объектом, подле­жащим предоставлению в пользование или отчуждению[28].

Интересной представляется складывающаяся судебная практика в данном вопросе. Субъекты предпринимательской деятельности, обращаясь в суд с требованием о защите права на коммерческое обо­значение, понимали под таковым средство индивидуализации своего бизнеса. Суды в свою очередь не затрагивали вопрос о том, что же индивидуализирует коммерческое обозначение, о защите которого заявлено: предприятие как деятельность (бизнес) или предприятие как недвижимость.

В постановлении от 1 октября 2014 г. № С01-850/2014 по делу № А40-146738/2013 суд по интеллектуальным правам, основыва­ясь уже на дословном толковании ст. 1538 ГК РФ, указывает, что коммерческое обозначение представляет собой средство индивиду­ализации не субъекта, а объекта гражданских прав – торгового, про­мышленного или иного предприятия. Данное правило означает, что в предмет доказывания по настоящему делу входит выяснение факта использования истцом и ответчиком для индивидуализации принад­лежащих им предприятий (в смысле ст. 132 ГК РФ) тождественных (либо сходных до степени смешения) коммерческих обозначений.

С позиции дословного применения закона подход, когда коммер­ческое обозначение индивидуализирует имущественный комплекс лица, зарегистрированный в качестве предприятия, представляется верным. Стоит согласиться с мнением, что сегодня законодателем необоснованно сужена возможность применения коммерческого обозначения, и это, в свою очередь, не отвечает требованиям эконо­мического оборота[29].

Следовательно, коммерческое обозначение является самосто­ятельным средством индивидуализации, призванное, по нашему мнению, индивидуализировать имущественный комплекс, на базе которого субъект правоотношений осуществляет свою деятель­ность. Данный имущественный комплекс может быть предоставлен в пользование или отчужден. При этом имущественный комплекс не обязательно является предприятием в понимании ст. 132 ГК РФ, он понимается как предприятие в экономическом плане, то есть сово­купность материальных объектов, служащих для осуществления лицом своей деятельности. Остается надеяться, что законодатель от­корректирует положения ст. 1538 ГК РФ путем исключения из нее ссылки на ст. 132 ГК РФ.