Файл: Курсовая работа методические особенности воспитания скоростносиловых способностей детей среднего школьного возраста.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты воспитания скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста
1.1 Общая характеристика скоростно-силовых качеств
1.2 Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей школьников среднего возраста
2. Методика развития скоростно-силовых качеств у школьников среднего возраста
2.1 Средства развития скоростно-силовых качеств у школьников
2.2 Методы развития скоростно-силовых качеств у школьников среднего звена
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет физической культуры
Кафедра теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор работы Э. О. Брызгин
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Профиль Физическая культура
Руководитель работы С. В. Тарасова
Оценка
Саранск 2023
Содержание
КУРСОВАЯ РАБОТА 1
Содержание 2
Введение 3
1. Теоретические аспекты воспитания скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста 5
1.1 Общая характеристика скоростно-силовых качеств 5
1.2 Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей школьников среднего возраста 8
2. Методика развития скоростно-силовых качеств у школьников среднего возраста 14
2.1 Средства развития скоростно-силовых качеств у школьников 14
2.2 Методы развития скоростно-силовых качеств у школьников среднего звена 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Введение
Актуальность. Скоростно-силовая подготовка у детей среднего школьного возраста является одним из важных компонентов в повышении результатов на всех этапах обучения.
Всестороннее развитие детей, их высокий культурный и моральный уровень, гармоничное развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), хорошая работоспособность сердечно-сосудистой системы, дыхательной и других систем организма, здоровье - главная задача образования и физической культуры в частности.
В основе всесторонней подготовки лежит взаимосвязь всех качеств человека: развитие одного из них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание одного или нескольких качеств в развитии задерживает развитие остальных.
В связи с тем, что в подростковом возрасте организм человека находится ещё в стадии формирования, воздействие физических упражнений, как положительное, так и отрицательное, может проявляться особенно заметно. Поэтому для рационального осуществления учебного процесса по физической культуре в школе важно учитывать возрастные особенности формирования организма детей среднего школьного возраста, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе двигательной деятельности и воспитания физических качеств [10].
По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания в школе подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых способностей детей, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов в дальнейшем [19].
Возникает проблема выяснить, какие наиболее эффективные средства и методы воспитания скоростно-силовых способностей у детей среднего возраста на уроках физической культуры.
Актуальность исследования состоит в необходимости определения эффективности воспитания скоростно-силовых качеств подростков, что даёт возможность обосновать содержание уроков физической культуры в среднем звене.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре школьников среднего звена.
Предмет исследования: воспитание скоростно-силовых качеств у школьников среднего возраста.
Цель исследования: обосновать методику воспитания скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста.
Задачи:
1.Проанализировать специальную литературу по проблеме исследования воспитания скоростно-силовых качеств у школьников среднего возраста.
2. Подобрать средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств у детей среднего возраста на уроках физической культуры.
Методы исследования:
анализ и обобщение методической литературы;
педагогическое наблюдение;
беседа, изучение документации учителя физической культуры.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические аспекты воспитания скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста
1.1 Общая характеристика скоростно-силовых качеств
воспитание скоростной силовой школьник
В настоящее время все возрастающее внимание уделяется развитию скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста. Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени.
Рассматривая силу, как физическое качество, выделяют четыре вида её проявления:
абсолютная как максимальное мышечное усилие, которое можно развивать в динамическом и статическом режиме;
взрывная как способность мышц достигать максимума проявления силы по ходу движения в меньший отрезок времени;
быстрая, которая во многом обусловливает скоростные возможности;
силовая выносливость как способность совершать длительные мышечные напряжения без снижения их рабочей эффективности.
Условно все упражнения, которые используют для воспитания скоростно-силовых качеств можно разделить на три группы:
1. Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.
2. Упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением (пояс, жилет, манжетка, утяжеленный снаряд). К этим упражнениям можно отнести различного рода бег, всевозможные прыжковые упражнения, метания и специальные упражнения, близкие к соревновательным движениям.
3. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег в гору и т. д.).
Система упражнений скоростно-силовой подготовки направлена на решение основной задачи - развитие быстроты движений и силы определенной группы мышц. Решение этой задачи осуществляется по трем направлениям: скоростному, скоростно-силовому и силовому.
Скоростное направление предусматривает использование упражнений первой группы, с преодолением собственного веса, упражнений, выполняемых в облегченных условиях. К этому же направлению можно отнести методы, направленные на развитие быстроты двигательной реакции (простой и сложной): метод реагирования на внезапно появляющийся зрительный или слуховой сигнал; расчлененный метод выполнения различных технических приемов по частям и в облегченных условиях[4].
Скоростно-силовое направление ставит своей целью развитие скорости движения вместе с развитием силы определенной группы мышц и предполагает использование упражнений второй и третьей группы, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды.
Силовые качества проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых качеств оказывают разные факторы. Среди которых выделяют следующие:
собственно мышечные;
центрально-нервные;
личностно-психологические;
биомеханические;
биохимические;
физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.
Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.
От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.
Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы [9].
Вклад этих факторов, естественно, в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, виды силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей.
Выделяют также фактор наследственности - фактор генотипа. Результаты генетических исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.) особенно в младшем школьном возрасте. В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. Скоростно-силовые качества примерно в равной мере зависят от наследственных, так и от средовых факторов.
Таким образом, скоростно-силовые качества проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и стремительность движений.
1.2 Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей школьников среднего возраста
Скоростно-силовые упражнения, наряду с бегом и другими двигательными действиями, изучаемыми в процессе обучения в школе, относятся в своем большинстве к группе естественных локомоций, которые выполняют важное прикладное значение в повседневной жизни.
В настоящее время особое внимание уделяется воспитанию скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста. Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени.
Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротой и силой мышечного сокращения объясняется тем, что эти два физические качества постоянно связаны с движением и определяют его
В ряде исследований выявлена возрастная динамика скоростно-силовых качеств у школьников, определены периоды наиболее интенсивного и замедленного роста скоростно-силовых показателей и проведен анализ взаимосвязи уровня развития скоростно-силовых качеств и показателей, оказывающих влияние на развитие этих качеств [19].
До настоящего времени еще недостаточно разработана методика изучения скоростно-силовых качеств у детей, подростков и юношей.
Большинство авторов считает, что наиболее адекватным отражением уровня скоростно-силовых качеств является результат в прыжке в высоту с места с отталкиванием двумя [7].
Хотя прыгучесть и является в какой-то степени врожденной способностью человека, специальное воздействие физическими упражнениями может значительно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности занимающихся [7]. Но это возможно лишь при правильном подборе средств и методов тренировки, в соответствии с возрастными и половыми особенностями занимающихся. Определение возрастных периодов, во время которых развитие прыгучести протекает более интенсивно или более замедленно, это актуальный вопрос, от решения которого во многом зависит эффективность подготовки детей в различных видах спорта.