Файл: План Исторический экскурс в возникновение понятия классный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Классный руководитель в воспитательной системе школы.
План:
1. Исторический экскурс в возникновение понятия классный руководитель;
2. Функции классного руководителя;
3. Права и обязанности классного руководителя;
4. Критерии эффективности работы классного руководителя;
5. Классный руководитель и педагогический коллектив.
Исторический экскурс в возникновение понятия классный руководитель
Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Здесь организуется познавательная деятельность, и формируются социальные отношения между учащимися. Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель.
Классный руководитель – учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.
Институт классного руководства сложился весьма давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. Эти педагоги назывались классными наставниками или классными дамами. Их права и обязанности определялись уставом учебного заведения.
Устав – основополагающий документ в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагог детского учреждения. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.
Должность классного руководителя в школе была введена в 1934 году. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности к.р. рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.
В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений как гимназии
, лицеи, колледжи и др. Изменилась деятельность средней общеобразовательной массовой школы. Поэтому изменился и институт классного руководства.
Выделяют несколько типов классного руководства:
1. Учитель – предметник, который одновременно выполняет функции к.р.
2. Классный руководитель, который выполняет только воспитательные функции (освобожденный к.р., которого еще называют классный воспитатель).
3. Классный наставник – вариант должности освобожденного классного руководителя. Еще бывает классный куратор. В переводе с латинского языка означает попечитель – лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо деятельностью.
4. Тьютор. В переводе с латинского – защитник, покровитель, опекун. Эту роль могут выполнять и учащиеся, которые готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.
Роль педагога изменяется в зависимости от возраста от опыта коллективной деятельности детей, и он может выступать как в роли советчика, так и в роли консультанта.
Воспитательные задачи, которые ставит перед собой педагог, определяются интересами потребностями детей и их родителями, условиями класса школы социума и возможностями самого педагога.
Функции классного руководителя
Функции к.р. были разработаны Р.Х. Шакуровым. Он выделяет 3 уровня функций:
1. Уровень. Педагогические и социально-гуманитарные функции. Они относятся к группе целевых. Они направлены на создание условий для развития учащихся, они ориентированы на помощь ребенку при решении личностных проблем и подготовки его к самостоятельной будущей жизни.
Выделяют 3 основные задачи:
1. Воспитание уч-ся
2. Соц. Защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды (соц. Поддержка и соц. Услуги).
3. Интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач.
Самая основная приоритетная функция – социальная защита ребенка.
2 уровень. Социально-психологические и организаторские функции.
Значение организаторской функции: поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенств. Жизни региона, школы и самих школьников. Т.е. к.р. не столько организует, сколько оказывает помощь в самоорганизации разнообразной деятельности.
Важной функцией также является функция сплочения коллектива.
3 уровень. Управленческие функции.
Делится на 5 подвидов. К ним относятся:
А) диагностическая функция
Б) целепологание
В) планирования
Г) контроля и коррекции
Диагностическая – предполагает выявление к.р. постоянных изменений в уровне воспитанности школьников.
Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка.
Целеполагание – совместная работа педагогов с учащимися, которая способствует выработки целей воспитательной деятельности.
Планирование – помощь к.р. самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности, т.к. назначение плана это упорядочивание педагогической деятельности, планировать следует то, что ведет к цели.
Контроля и коррекции в деятельности к.р. – обеспечение постоянного развития воспитательной системы, так как с одной стороны они предполагают выявления положительных результатов, а с другой причин и недостатков, которые возникают в процессе воспитания школьников.
Права и обязанности классного руководителя
Классный руководитель это административное лицо и он имеет право:
1. Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
2. Контролировать успеваемость каждого ученика;
3. Контролировать посещаемость учебных занятий детьми;
4. Координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и соц. Педагога);
5. Организовывать воспитательную работу с учащимися класса, через проведения «малых педсоветов» педагогических консилиумов, тематических и др. мероприятий;
6. Приглашать родителей в школу;
7. Получать помощь от педагогического коллектива школы;
8. Решать вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;
9. Определять индивидуальный режим работы с детьми;
10. Обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, п.м.п.к. по согласованию с администрацией.
Обязанности к.р.:
1. Оказание помощи ученику в решении острых проблем (с привлечением психолога);
2. Установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (+ психолог и соц. педагог);
3. Организация в классе учебно-воспитательного процесса, необходимого для развития положительно потенциала личности ребенка в рамках определенной деятельности.
Для этого к.р. необходимо хорошо знать:
а. Психолого-педагогические основы работы с детьми;
б. Владеть новыми информационными технологиями и различными теориями воспитания;
в. Иметь педагогический такт и быть коммуникабельным.
Критерии эффективности работы классного руководителя
Выделяют 2 группы критериев (показателей) эффективности работы классного руководителя
1 Группа. Результативные критерии. Они показывают, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Эти критерии отражают тот уровень, которого достигают школьники в своем соц. Развитии.
2 Группа. Процессуальные критерии. Критерии, которые позволяют оценить управленческие функции классного руководителя:
- как осуществляется педагогическая деятельность и общение педагога.
- как реализуется в процессе труда его личность.
- каковы его работоспособность и здоровье.
- какие процессы деятельности и процессы общения учащихся он организует.
Эффективным считается такой труд к.р., в котором высокие результаты или показатели имеют как процессуальные, так и результативные показатели. А самое главное являются позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношение.
Классный руководитель и педагогический коллектив
ВЕДУЩИЕ РОЛИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1. «Контролер», обеспечивающий включение учащегося в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс).
2. «Проводник по Стране знаний», создающий условия' развития познавательного интереса и желания учиться (информация учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к учащимся, воспитательные мероприятия познавательного характера, помощь учащимся в самообразовании,
обеспечение процесса учения, координация усилий всех учителей, работающих в классе).
3.«Нравственный наставник», способствующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих, конфликтов как между учащимися, так между учащимися и педагогами, работающими в классе (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения образовательном учреждении).
4. «Носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (организация экскурсий, коллективных походов, в театр, музеи, выставки, вечера и беседы о культуре, культмассовые мероприятия в классе и школе).
5. «Социальный педагог», который способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни).
6. «Старший товарищ», который помогает включиться в различные виды деятельности, берет на себя часть забот об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности).
7. «Фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (беседы, тренинги, игры, индивидуальная работа с учащимися).