Файл: План Исторический экскурс в возникновение понятия классный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классный руководитель в воспитательной системе школы.

 

План:

1.      Исторический экскурс в возникновение понятия классный руководитель;

2.      Функции классного руководителя;

3.      Права и обязанности классного руководителя;

4.      Критерии эффективности работы классного руководителя;

5.      Классный руководитель и педагогический коллектив.

 

Исторический экскурс в возникновение понятия классный руководитель

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Здесь организуется познавательная деятельность, и формируются социальные отношения между учащимися. Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель.

Классный руководитель – учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.

Институт классного руководства сложился весьма давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. Эти педагоги назывались классными наставниками или классными дамами. Их права и обязанности определялись уставом учебного заведения.

Устав – основополагающий документ в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагог детского учреждения. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.

Должность классного руководителя в школе была введена в 1934 году. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности к.р. рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений как гимназии
, лицеи, колледжи и др. Изменилась деятельность средней общеобразовательной массовой школы. Поэтому изменился и институт классного руководства.

Выделяют несколько типов классного руководства:

1.      Учитель – предметник, который одновременно выполняет функции к.р.

2.      Классный руководитель, который выполняет только воспитательные функции (освобожденный к.р., которого еще называют классный воспитатель).

3.      Классный наставник – вариант должности освобожденного классного руководителя. Еще бывает классный куратор. В переводе с латинского языка означает попечитель – лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо деятельностью.

4.      Тьютор. В переводе с латинского – защитник, покровитель, опекун. Эту роль могут выполнять и учащиеся, которые готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста от опыта коллективной деятельности детей, и он может выступать как в роли советчика, так и в роли консультанта.

Воспитательные задачи, которые ставит перед собой педагог, определяются интересами потребностями детей и их родителями, условиями класса школы социума и возможностями самого педагога.

Функции классного руководителя

Функции к.р. были разработаны Р.Х. Шакуровым. Он выделяет  3 уровня функций:

1. Уровень. Педагогические и социально-гуманитарные функции. Они относятся к группе целевых. Они направлены на создание условий для развития учащихся, они ориентированы на помощь ребенку при решении личностных проблем и подготовки его к самостоятельной будущей жизни.

Выделяют 3 основные задачи:

1.      Воспитание уч-ся

2.      Соц. Защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды (соц. Поддержка и соц. Услуги).

3.      Интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач.

Самая основная приоритетная функция – социальная защита ребенка.

2 уровень. Социально-психологические и организаторские функции.

Значение организаторской функции: поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенств. Жизни региона, школы и самих школьников. Т.е. к.р. не столько организует, сколько оказывает помощь в самоорганизации разнообразной деятельности.



Важной функцией также является функция сплочения коллектива.

3 уровень. Управленческие функции.

Делится на 5 подвидов. К ним относятся:

А) диагностическая функция

Б) целепологание

В) планирования

Г) контроля и коррекции

Диагностическая – предполагает выявление к.р. постоянных изменений в уровне воспитанности школьников.

Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка.

Целеполагание – совместная работа педагогов с учащимися, которая способствует выработки целей воспитательной деятельности.

Планирование – помощь к.р. самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности, т.к. назначение плана это упорядочивание педагогической деятельности, планировать следует то, что ведет к цели.

Контроля и коррекции в деятельности к.р. – обеспечение постоянного развития воспитательной системы, так как с одной стороны они предполагают выявления положительных результатов, а с другой причин и недостатков, которые возникают в процессе воспитания школьников.

 

Права и обязанности классного руководителя

Классный руководитель это административное лицо и он имеет право:

1.      Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

2.      Контролировать успеваемость каждого ученика;

3.      Контролировать посещаемость учебных занятий детьми;

4.      Координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и соц. Педагога);

5.      Организовывать воспитательную работу с учащимися класса, через проведения «малых педсоветов» педагогических консилиумов, тематических и др. мероприятий;

6.      Приглашать родителей в школу;

7.      Получать помощь от педагогического коллектива школы;

8.      Решать вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;

9.      Определять индивидуальный режим работы с детьми;

10.  Обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, п.м.п.к. по согласованию с администрацией.


Обязанности к.р.:

1.      Оказание помощи ученику в решении острых проблем (с привлечением психолога);

2.      Установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (+ психолог и соц. педагог);

3.      Организация в классе учебно-воспитательного процесса, необходимого для развития положительно потенциала личности ребенка в рамках определенной деятельности.

Для этого к.р. необходимо хорошо знать:

а.       Психолого-педагогические основы работы с детьми;

б.      Владеть новыми информационными технологиями и различными теориями воспитания;

в.      Иметь педагогический такт и быть коммуникабельным.

 

Критерии эффективности работы классного руководителя

Выделяют 2 группы критериев (показателей) эффективности работы классного руководителя

1 Группа. Результативные критерии. Они показывают, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Эти критерии отражают тот уровень, которого достигают школьники в своем соц. Развитии.

2 Группа. Процессуальные критерии. Критерии, которые позволяют оценить управленческие функции классного руководителя:

- как осуществляется педагогическая деятельность и общение педагога.

- как реализуется в процессе труда его личность.

- каковы его работоспособность и здоровье.

- какие процессы деятельности и процессы общения учащихся он организует.

Эффективным считается такой труд к.р., в котором высокие результаты или показатели имеют как процессуальные, так и результативные показатели. А самое главное являются позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношение.

 

Классный руководитель и педагогический коллектив

 

ВЕДУЩИЕ РОЛИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1. «Контролер», обеспечивающий включение учащегося в учебно-вос­питательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурст­вом, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс).

2. «Проводник по Стране знаний», создающий условия' развития познавательного интереса и желания учиться (информация учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к учащимся, вос­питательные мероприятия познавательного характера, помощь учащим­ся в самообразовании,
обеспечение процесса учения, координация уси­лий всех учителей, работающих в классе).

3.«Нравственный наставник», способствующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих, конфликтов как между учащимися, так между учащимися и педагогами, работающи­ми в классе (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, соци­альные, правовые темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения образователь­ном учреждении).

4. «Носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (орга­низация экскурсий, коллективных походов, в театр, музеи, выстав­ки, вечера и беседы о культуре, культмассовые мероприятия в классе и школе).

5. «Социальный педагог», который способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социаль­ной жизни).

6. «Старший товарищ», который помогает включиться в различные виды деятельности, берет на себя часть забот об учащихся (формиро­вание коллектива класса, организация коллективной творческой дея­тельности).

7. «Фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (беседы, тренинги, игры, индивиду­альная работа с учащимися).