Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций (Сущность появления барьеров в коммуникациях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 413

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Совместная деятельность людей основывается на обмене идей, взглядов, представлений, знаний, предложений, так как для достижения поставленных целей требуется эффективный обмен информации. Без участия коммуникационных процессов деятели не сумеют работать вместе, формулировать идеи и способы их достижения. Однако, коммуникация – сложный процесс, строящийся из взаимных шагов, каждый из которых позволяет нашим мыслям и идеям быть понятыми другим лицом.

Барьерами коммуникации называются препятствия на пути к эффективной коммуникации, которые вызывают естественные, социальные и психологические факторы, возникающие в процессе коммуникации.

Люди являются элементами коммуникации, они сложные и чувствительные «получатели» информации, имеющие желания и чувства, жизненный опыт. Информация, которую они получают, способна вызывать разнообразную внутреннюю реакцию, усиливающую, искажающую или полностью блокирующую посланную им информацию.

Правильное восприятие информации по большему счёту зависит от коммуникативных барьеров, которые могут присутствовать либо отсутствовать. Если барьер появляется, то информация искажается или теряет первоначальный смысл, а в некоторых случаях получатель и вообще ей не получает.

Барьеры коммуникации делают больше психологическую дистанцию между партнерами, способны уменьшать уровень взаимопонимания, взаимодоверия и, как результат, эффективность процесса общения.

Цель исследования состоит в изучении особенностей коммуникативного поведения в организации.

Объект исследования – коммуникации.

Предмет исследования - барьеры на пути эффективных коммуникаций.

Задачи:

1.Изучить сущность коммуникации.

2.Определить виды коммуникаций.

3.Рассмотреть сущность появления барьеров в коммуникациях.

4.Охарактеризовать коммуникативные барьеры и их виды.

Методы исследования: обобщение, сравнение, анализ, исследование научной и специальной литературы, синтез, логический подход к оценке явлений.

Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.

Глава 1. Коммуникативное поведение в организации


1.1. Сущность коммуникации

Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов[1].

Коммуникациям отводится важное место в организации по причине их огромного влияния на индивида и группы. Сложность коммуникационного процесса определяется наличием нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых этапов, необходимых для того, чтобы мысли одного индивида были понятны другим.

Коммуникации – это процесс передачи информации от одного человека к другому, важный способ доведения идей, мыслей, фактов, ценностей индивида до остальных людей[2].

Целью коммуникации является точное понимание принимающей стороной отправленного сообщения. Участие в коммуникации всегда принимают, как минимум, два лица: отправитель и получатель.

Отправитель – это индивид (сотрудник), который имеет конкретные намерения, идеи и цель коммуникации. Получателем является индивид, который воспринимает сообщение получателя. В этом проявляется двусторонний характер коммуникативного процесса, представляющего собой способ достижения получателя сообщения отправителя.

Этапами коммуникационного процесса являются:

1.Зарождение идеи, которая должна быть передана получателю отправителем.

2.Кодирование – шифрование идеи через подходящие слова, диаграммы, другие символы, используемые для передачи информации.

3.Непосредственно передача сообщения.

4.Получение - восприятие сообщения получателем.

5.Раскодирование сообщения.

6.Принятие или отвержение сообщения получателем.

7.Использование полученной информации. Это может быть выполнение задачи, сохранение информации или иные действия. Данный шаг можно назвать решающим в коммуникации и ответственность за его реализацию лежит на адресате.

8.Обратная связь –реакция на полученную информацию.

Коммуникации в организации могут классифицированы ряду параметров:

-по субъекту и средству коммуникаций: межличностные коммуникации или коммуникации посредством информационных технологий или технических средств;

-по форме общения коммуникации могут быть вербальными и невербальными;


-по каналу общения: формальные и неформальные коммуникации;

-по организационному признаку коммуникация может быть вертикальной, горизонтальной, диагональной;

-по направлению общения коммуникации могут быть нисходящими и восходящими.

Итак, коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Внутренние коммуникации играют особую роль в групповой динамике. Без коммуникаций нет общения, обмена информацией, а без этого не может быть и группы. Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности.

Коммуникация предоставляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Поэтому и менеджеры и исполнители должны понимать основные концепции и способы применения коммуникационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования.

1.2. Виды коммуникаций

Используя различные виды коммуникаций, люди обмениваются находящимися в их распоряжении фактами. Подобное направление имеют социальные и массовые, маркетинговые и невербальные, деловые и многие другие типы общения.

В процессе разговора люди могут занимать по отношению к своему собеседнику различные позиции. Именно поэтому характеристика вида коммуникации будет зависеть от того, какие роли выбирает для себя человек. Так, диктатор не может не обращаться со всеми свысока. Его высказывания отличает командный тон, бескомпромиссные решения и издаваемые приказы. Что касается его собеседника, то для создания идеальной пары он должен быть податливым, подчиняющимся, тихим и поддающимся влиянию[3].

Если же люди меняют свои позиции или не стремятся играть отведенную им роль, то в таком случае в процессе беседы непременно возникают споры. Используя различные виды коммуникаций, люди в общении подстраиваются один под другого. Так, один и тот же человек с одними собеседниками разговаривает командным голосом, с другими он дружелюбен, а с третьими предпочитает и вовсе молчать. Все дело именно в том, каков он, этот второй человек. В том же случае, если кто-то общается со всеми людьми одинаково, то собеседники будут подстраиваться под него.

Люди постоянно обмениваются между собой той или иной информацией. Подобный процесс и является коммуникацией, которая подразделяется на различные виды, то есть способы, применяемые людьми при взаимодействии между собой. Происходит подобная передача фактами на уровне обмена установками и чувствами, представлениями и мнениями, взглядами и идеями с использованием невербального и вербального пути.


К видам коммуникации относятся[4]:

1.Организационные, в том числе внешние и внутренние, неформальные и формальные, а также горизонтальные.

2.Межличностные, которые бывают суггестивными и убеждающими, познавательными и экспрессивными, а также ритуальными.

Все эти виды коммуникаций отличаются друг от друга тем, какой информацией обмениваются люди, какие они преследуют цели и какие при этом выбирают роли.

При самом общем делении путей передачи информации от человека к человеку из них выделяют вербальные и невербальные. Эти виды коммуникаций используют отличные друг от друга знаковые системы. Именно поэтому столь непросто описать сам процесс передачи информации, который характеризует многообразие используемых сигналов.

Выделяют три вида межкультурной коммуникации. Среди них вербальная, невербальная, а также паравербальная[5].

Под вербальной коммуникацией мы понимаем передачу информации словами. Это процесс, при котором один человек говорит, а второй его слушает. Что касается невербальной коммуникации, то она происходит благодаря существованию системы знаков, носящей название «оптикокинетическая». В этом случае уместными будут являться пантомимика, мимика и различные жесты.

Если анализировать основные виды коммуникации, процессы коммуникации невербального типа отличаются тем, что при их осуществлении уместен различный тон и интонация, а также происходит контакт между собеседниками глазами. Подобный способ общения дает возможность внешнему выражению внутреннего мира человека, а также указывает на его уровень личностного развития.

При паравербальной коммуникации одновременно используются звуковые сигналы, которые сопровождают речь человека и привносят в нее некие дополнительные значения. При этом смысл сказанного меняется исходя из интонации говорящего, тембра и ритма его голоса, а также от логических и фразовых ударений.

Вербальные коммуникации люди используют практически каждую минуту своей активной жизни. Ведь каждый из нас постоянно обменивается с друзьями и коллегами информацией, кого-то поучает, выслушивает чьи-то мысли т. д. Подобное слушание, а также говорение и понимается под вербальной коммуникацией.

Средствами подобного вида общения являются слово, речь и язык. Последний из них служит средством передачи информации с давних времен. Язык - один из самых основных инструментов различных видов коммуникации[6]. Слова же в этом случае являются знаковыми символами, обладающими одновременно несколькими значениями. Также вербальная коммуникация невозможна без различных форм речи. А именно устной и письменной, внешней, внутренней и т. д. С помощью речи человек кодирует определенную информацию. Только после этого она подлежит передаче собеседнику.


К видам речевой коммуникации относят устную и письменную форму общения между людьми. Помимо этого, в зависимости от того или иного развития событий, передача информации может иметь признаки монолога или диалога. Чаще всего в повседневной жизни мы сталкиваемся со вторым из этих видов вербальной коммуникации. При этом диалог может иметь различную форму. Так, он бывает[7]:

-фактическим, когда обмен информацией с собеседником имеет целью только поддержку разговора и не предполагает выслушивания ответа;

-информационным, представляющим собой активный процесс обсуждения какой-либо темы;

-исповедальным, который является доверительным видом диалога, служащим для выражения глубоких переживаний и чувств.

-дискуссионным, возникающим при возникновении противоречий в точках зрения.

Не так часто, как с диалогами, мы можем встретиться в повседневной жизни с монологами. Они, как правило, имеют место при произнесении доклада или лекции.

К основным видам коммуникаций вербального типа, помимо речи, относят также разговор - это обмен знаниями, мыслями и мнениями с помощью звуковых символов. В данном процессе задействуется двое и более людей, общение которых происходит в непринужденной обстановке. Только в определенных случаях используется подобный тип коммуникации. И виды информации, и освещение проблемы, и пояснение какого-либо вопроса в этом случае представлены в неформальной обстановке.

Несколько иное направление характерно для собеседования. Оно также относится к вербальным видам коммуникации, и функции его состоят в передаче информации, касающейся общественных, научных или профессиональных вопросов.

Общение людей может происходить и с помощью диспута. Этот вид вербальной коммуникации является спором на общественно важные, а также научные темы. Жесткие рамки диспута ограничивают общение между людьми. В вербальных коммуникациях различают также дискуссию. Она, как и диспут, относится к публичной форме передачи информации, но при этом для нее важен конкретный результат. Во время дискуссии происходит обсуждение различных мнений по поводу поднятого вопроса и имеет место предъявление людьми своих позиций и точек зрения. Результатом подобной коммуникации должно стать решение поставленной проблемы.

Еще один вид вербальной передачи информации – спор. Он представляет собой противостояние мнений, выражающихся в словесной борьбе между людьми, каждый из которых отстаивает свою точку зрения.