Файл: Эффективность менеджмента организации (ООО «СТРОЙЖЕЛЕЗОБЕТОН»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и характеристика методов управления фирмой
1.2. Показатели и факторы эффективности управления
1.3. Пути повышения эффективности управления
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ФИРМЕ ООО «СТРОЙЖЕЛЕЗОБЕТОН»
2.1. Организационно-экономическая характеристика «СтройЖелезоБетон»
2.2. Эффективность управления производством и персоналом фирмы ООО «СтройЖелезоБетон»
2.4. Управление маркетингом и оценка конкурентоспособности фирмы ООО «СтройЖелезоБетон»
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ ООО «СТРОЙЖЕЛЕЗОБЕТОН»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы «Эффективность менеджмента организации» заключается в том, что менеджмент - это особый вид управления, необходимый экономически самостоятельному звену производства в рыночной экономике и представляющий собой систему гибкого, предприимчивого, экономического управления, способного своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития.
Значение темы состоит в том, что менеджмент требует всестороннего анализа конкретных условий управления, проектных разработок нововведений и стратегии развития.
Предмет исследования – менеджмент организации.
Объект исследования – «СтройЖелезоБетон».
Цель написания – проанализировать эффективность менеджмента ООО «СтройЖелезоБетон».
Задачи работы:
- раскрыть теоретические аспекты эффективности менеджмента организации;
- рассмотреть показатели и факторы эффективности управления предприятием;
- изучить пути повышения эффективности управления предприятием;
- дать экономическую характеристику ООО «СтройЖелезоБетон»;
- составить организационную структуру ООО «СтройЖелезоБетон»;
- проанализировать структуру управления;
- рассмотреть управление производством;
- проанализировать управление персоналом;
- изучить управление маркетингом.
Период исследования – 2017г.
Методологической основой для написания послужили труды Веснина В.Р. Котлера Ф., Ховарда К., Короткова Э., Шохина Е.И., а также периодические издания (журналы «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Финансы»). Данные источники информации заслуживают доверия, являются надёжными, так как изданы серьёзными изданиями («Инфра-М», «Финансы и статистика» и т.п.).
Информационной базой послужили Учредительные документы (Устав) ООО «СтройЖелезоБетон», бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «СтройЖелезоБетон» и др.
Методы исследования, используемые в работе: монографический метод, анализ учебной и специальной научной литературы, метод сравнения, метод горизонтального и вертикального анализа, метод относительных и абсолютных величин.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и характеристика методов управления фирмой
Вопросы управления фирмой отличаются многообразием, сложностью и неоднозначностью их исследования.
Управление имеет много аспектов: экономический, политический, социальный, финансовый, философский, психологический, технический, организационный и др.
Каждый из них относительно самостоятелен, в практике ими занимаются разные специалисты.
Пока не существует единой теории управления, объединяющей все его аспекты.
Несмотря на множество аспектов, вопросов, которые изучает менеджмент, тем не менее, можно выделить главный объект изучения менеджмента - организацию (предприятие, фирму, учреждение).
Менеджмент изучает такие вопросы функционирования предприятия, как внешняя и внутренняя среда, стадии жизненного цикла предприятия, цели и задачи, структура предприятия, современные принципы управления предприятием и др.
Методы управления фирмой – это совокупность приёмов и способов воздействия на работников фирмы для достижения миссии фирмы, поставленных ею целей и задач.
Методы управления – это способы реализации функций менеджмента. Методы управления могут применяться как по отношению к трудовым коллективам в целом, так и к отдельным работникам, их можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).
Рис. 1. Методы управления в менеджменте
1) Регламентирующие методы базируются на объективных законах организации совместной деятельности людей и управления ею.
С помощью регламентирующих методов управления создается та или иная система организации, определяются задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных фирмы.
2) Стимулирующие методы представляют собой совокупность социально-психологических и экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности, то есть поставленная цель достигается воздействием на социальные, психологические и экономические интересы управляемого объекта.
Таким образом, методы управления фирмой – это совокупность приёмов и способов воздействия на работников фирмы для достижения миссии фирмы, поставленных ею целей и задач.
Регламентирующие методы управления фирмой подразделяются на 2 группы:
- организационные методы;
- административные методы.
1) Организационные методы - это методы формирования управленческих структур, создания трудовых коллективов, подготовки и проведения общественных мероприятий (проектируется организация, разрабатываются инструкции, правила поведения).
Объектами организационного воздействия управления в фирме могут быть:
- элементы управляемой (производственной) системы (отдельные работники – исполнители определённых работ, сотрудники отдела, предметы и средства труда, сферы и виды деятельности);
- элементы управляющей системы (отдельные менеджеры среднего и низшего звена, специалисты и технические исполнители, сотрудники управленческих отделов);
- процессы непосредственного изготовления товаров (продукции), работ, услуг;
- процессы управления производством;
- организация труда управленческого или производственного персонала.
К средствам организационных методов управления относятся Учредительные документы, Устав фирмы, организационно-управленческая и производственная структуры предприятия, положения об отделах, должностные инструкции работников фирмы, правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, схемы, технологические карты, стандарты, нормы, нормативы и т.п.
2) Административные методы управления фирмой – это способы воздействия на персонал фирмы при помощи административных актов, имеющих обязательную силу и направленных на достижение целей фирмы.
Административные методы в основном опираются на власть и права руководителя и оказывают прямое воздействие на управляемый объект, к ним относятся:
- обязательные предписания: приказ, запрет и т.п.;
- согласительные методы: консультация, поиск компромиссов; рекомендации, пожелания, совет, разъяснение, предложение.
Цель этих методов - четкость и дисциплина труда.
Административные методы управления имеют следующие особенности:
- связаны с властной природой управления – должностное лицо фирмы наделяется властными полномочиями и может приказывать управляемому им лицу;
- характеризуются обязательностью выполнения и подкрепляются дисциплинарными требованиями;
- являются наиболее сильным средством поддержания дисциплины и порядка в работе;
- предопределяют однозначное решение вопроса и не предоставляют исполнителю большой самостоятельности.
Административные методы управления держатся на подчинённости - зависимом положении управляемого звена от управляющего в системе управления.
К средствам административного воздействия на работников фирмы относятся:
- установление работникам заданий и сроков их выполнения;
- делегирование полномочий подчинённым;
- контроль за деятельностью нижестоящих звеньев (подчинённых работников);
- заключение трудовых контрактов с рабочими и служащими;
- разрешение просьб и жалоб работников;
- применение к работникам мер дисциплинарного взыскания за нарушение установленных порядка и правил;
- увольнение работников по различным мотивам (сокращение штатов, профессиональная непригодность и пр.);
- применение к рабочим и служащим мер поощрения за трудовые успехи и творческую активность;
- привлечение рабочих к управлению производственно-хозяйственной деятельностью фирмы.
Таким образом, к регламентирующим методам относятся организационные и административные методы.
Стимулирующие методы управления включают в себя следующие 2 группы:
- экономические методы;
- социально-психологические методы.
1. Экономические методы - совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигаются цели организации и её работников (ценообразование, финансирование, система зарплаты, мотивирование и премирование и т.п.).
Экономические методы управления формируют экономический механизм, заинтересовывающий отдельных работников и весь персонал действовать в соответствии с целями фирмы.
Экономическим методам управления отводится центральное место, т.к. отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе потребностями людей.
К средствам экономического воздействия на работников фирмы относятся следующие:
- установление плановых заданий отделу (отдельному работнику, подразделению),
- доведение до работников отделов показателей – лимитов по расходованию ресурсов;
- установление форм и систем оплаты труда специалистов, рабочих и служащих;
- определение критериев премирования специалистов, рабочих и служащих;
- установление нормативов отчислений от прибыли для распределения между отделами, работниками предприятия;
- выделение фирме (отделу) кредита под невысокий процент на реконструкцию и обновление производства;
- определение условий выплат рабочим и служащим (специалистам) по итогам года;
- установление экономических санкций за нанесение ущерба (брак, потери);
- установление дотаций рабочим и служащим на питание, транспорт и т.п.
2) Социально-психологические методы - способы воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на протекающие в них социальные процессы. Эти методы нацелены на создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, а также раскрытие личных способностей каждого работника.
Социально-психологические методы управления – использование социальных и психологических свойств личности и коллектива для достижения целей фирмы.
Результаты труда зависят от многих психологических факторов, воздействующих на работников.
Важным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости работников.
Социально-психологические методы управления - это поощрение материально-неденежными стимулами и социальными отношениями в коллективе.
Средства социально-психологических методов управления фирмой следующие:
- закрепление кадров, повышение престижа профессии;
- возможность карьерного роста;
- пропаганда и внедрение положительного опыта;
- новаторство, наставничество;
- создание благоприятных условий труда для работников (оптимальная степень загруженности, ритмичность, наличие элементов творчества в труде и др.);
- создание благоприятного психологического климата в коллективе;
- методы повышения социально-служебной активности (обмен опытом, критика, самокритика, агитация, пропаганда, соревнование);
- методы социальной преемственности (торжественные собрания, вечера и др.).
- методы комплектования малых групп и коллективов;
- методы гуманизации труда;
- методы психологического побуждения (мотивации);
- методы профессионального отбора и обучения.
Таким образом, к стимулирующим методам относятся экономические и социально-психологические методы управления.
1.2. Показатели и факторы эффективности управления
Проблема эффективности менеджмента - это составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение следующих вопросов:
- управленческого потенциала фирмы;
- затрат (издержек) и расходов на управление фирмой;
- характер управления трудовыми ресурсами;
- эффективности управления - эффективность действий работников, реализация миссии, интересов, достижение целей и задач.
В управленческом процессе фирмы используются следующие основные ресурсы:
- человеческие ресурсы,
- материальные ресурсы,
- информационные ресурсы;
- финансовые ресурсы.
В зависимости от эффективности управления этими ресурсами достигается тот или иной результат деятельности.