Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Основные характеристики торгового ассортимента и факторы, на него влияющие
1.2. Понятие и составление ассортиментной матрицы на торговом предприятии
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Организационно - экономическая характеристика
предприятия АО «Центральная Дистрибьюторская Компания»
2.2 Анализ ассортимента и ценовой политики торгового предприятия
Введение
Актуальность курсовой работы заключается в том, что сегодня в России насчитывается более 1 млн. торговых предприятий, от уличных продавцов хот-догов, до сетей супермаркетов, таких как «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток». Каждый из них выживает и процветает благодаря тому, что более эффективно, в сравнении с конкурентами, удовлетворяет запросы определенных групп потребителей.
Для этого менеджерам торговых предприятий приходится принимать сложные решения, касающиеся разработки стратегий, выбора и формирования торгового ассортимента, вопросов ценообразования, продвижения и представления товаров в магазине. Эта совокупность действий, предпринимаемых торговыми предприятиями для удовлетворения потребностей покупателей и влияния на их решения о покупке, и составляет предмет управления торговым ассортиментом.
В условиях рыночной экономики ассортиментная политика является важной частью общей стратегии торговли. Ассортиментная политика - это заранее определенный курс действий или обдуманных принципов, по которым осуществляется формирование товарного ассортимента. Под товарным ассортиментом понимается набор связанных между собой товаров, объединение которых при продаже способно принести предприятию дополнительный эффект.
Предприниматели при формировании ассортимента руководствуются, прежде всего, стремлением получить прибыль. С одной стороны, расширение ассортимента обеспечивает магазину рост товарооборота и прибыли, с другой - неминуемо увеличивает товарные запасы и замедляет оборачиваемость средств, а это увеличивает издержки обращения и снижает прибыль.
Формирование ассортимента на предприятии охватывает обширную сферу деятельности, начиная от стратегического планирования на всех стадиях развития фирмы, заканчивая тонкостями выкладки товара на витрине, и вовлекает в работу многие службы предприятия.
При формировании ассортиментной политики фирме не только приходится оптимизировать величину полноты и устойчивости ассортимента, но и осуществлять ценовую политику, определять рентабельные и прибыльные номенклатурные группы продукции, искать выгодные рынки сбыта для них.
Таким образом, основными задачами ассортиментной политики являются:
- обеспечение соответствия товарного ассортимента характеру спроса;
- оптимизация ассортимента на основе спроса, анализ продаж и прибыльности товаров и категорий в целом;
- определение оптимальной наценки;
- планирование размещение товаров в зале и на полках в соответствии с принципами мерчандайзинга;
- организация мероприятий по продвижению товара;
- обеспечение экономической эффективности (рентабельности) работы магазины.
В современных экономических условиях ассортиментная политика важная часть общей стратегии торговли, она позволяет гибче подходить к удовлетворению потребностей покупателей.
Объектом исследования является АО «Центральная Дистрибьюторская Компания» - дистрибьютор продукции мировых лидеров Procter&Gamble, Nestle, Hoff, Bagi, Hershey’s, Metsa Tissue, 3М Россия, Cotton Club, а также других российских и международных поставщиков.
Предметом исследования является формирование товарного ассортимента торгового предприятия.
Правильно определить стратегию ассортиментной политики можно лишь при налаженной системе анализа реализации продукции. Конкуренция по ассортименту, ценам, качеству стимулирует предприятие к рациональному использованию ресурсов, снижению издержек, увеличению прибылей.
Целью курсовой работы является оценка формирования товарного ассортимента торгового предприятия и разработка направлений совершенствования ассортиментной политики.
Задачами исследования являются:
1) рассмотреть понятие о товарном ассортименте, классификацию ассортимента товаров и услуг предприятия;
2) охарактеризовать принципы и этапы формирования ассортимента в организациях торговли;
3) провести оценку предпринимательской деятельности и ассортимента розничного торгового предприятия;
4) разработать направления повышения эффективности коммерческой деятельности по оптимизации формирования торгового ассортимента на предприятии.
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются научные работы Ю.А. Елагина, Т.П. Николаевой, Н.А. Николаевой, С.Н. Виноградовой, Л.П. Дашкова, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц, А. Жигульского, Л.И. Кравченко и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Основные характеристики торгового ассортимента и факторы, на него влияющие
Множество товаров, которые представлены на рынке, а также классифицированы с помощью признака потребительского назначения или производственного происхождения называют ассортиментом. [14, с.138]
Ассортимент может отражать различия, которые существуют между услугами и товарами. Ассортимент является логическим распределением любого множества, образованного по различным признакам, на категории различного уровня или на отдельные звенья. Кроме ассортимента товаров, также бывает ассортимент услуг, ассортимент идей и т.д.
Слово «ассортимент» является словом французского происхождения. Каждый автор трактует его по-своему. Например, значение слова ассортимент согласно Сурай Н.М. «Ассортимент является набором различных сортов и видов товара в каком-либо торговом учреждении либо набором изделий на производственной организации». [21, с.177]
Значение слова ассортимент по Ожегову: ассортимент является наличием, подбором каких-либо товаров, предметов либо их сортов. Попов Е.В. определяет значение слова ассортимент как, перечень продаваемых товаров в магазине, составляемых по сортам, типам, видам, размерам и торговым маркам.
Значение слова ассортимент по Артемьевой О.А. «Ассортимент является набором товаров, которые объединены по какому-то одному или нескольким признакам. Значение слова ассортимент по Виноградовой: ассортимент является отражением межотраслевых и отраслевых пропорций, которые находятся в составе товарного предложения». [3, с.412]
Ассортимент более полно может характеризовать результаты деятельности организации, а также отраслей, которые производят товары народного потребления, и торговли по организации производства данных товаров и необходимо рассматривать его как один из самых важных факторов, которые определяют такие понятия, как степень сбалансированности предложения и спроса на определенном товарном рынке. [9, с.141]
Ассортимент товара является комплектом товаров, которые сплочённые или сочетаются по соответствующему признаку или взаимосвязи признаков, это может быть: цвет, вид, размер и так далее. В зависимости от товаров всенародного потребления следует выделить два-три вида товарного ассортимента таких как торгово-промышленный и производственный.
Промышленный ассортимент продуктов является списком товаров, которые поступают на рынок определенными предприятиями, которые объединены или промышленностью, либо сельским хозяйством. Торгово-промышленный ассортимент является перечнем продуктов, которые были подобраны для актуализации на предприятии коммерции. Данный товар включает в себя обилие различных названий, а также разновидностей товара, который выпускается напрямую организациями различных разных отрасли, а также сельским хозяйством. [16, с.120]
Доля различных товаров в структурировании ассортимента торгово-промышленного предприятия зависит специализацией фирмы, ее потребительским рынком, материально - технической базой, а также другими аспектами. По этой причине следует то, что ассортимент товара является комплектом товаров, которые сформированы по определенным признакам и призван улучшать спрос в соответствующий момент времени. Обеспечение надлежащего уровня обеспечения потребителей, а также прироста экономических коэффициентов деятельности торгово-промышленной фирмы в существенной степени влияет от верного становления ассортимента.
Маркетинговые подходы, направленные на формирование ассортиментной политики торговой организации должны быть основаны на предпочтениях потребителей, а также им необходимо обеспечить достаточный уровень рентабельности фирмы, которая имеет возможность выбрать из широкого спектра продукции, предлагаемой как самим производителем, так и мелкими и крупными оптовиками. [5, с.112]
Товарная политика является формированием ассортимента в зависимости от финансового состояния фирмы, ее геополитических целей, а также от нужд рынка. Ценовая политика, обычно, преследует продолжительные задачи. Формирование ассортиментной политики и ее актуализация нужны для того, чтобы управлять объемом доходов, вычислять условия безубыточной работы организации, а также для того, чтобы предсказывать собственные вложения в развитие бизнеса. Формирование ассортиментной политики и ее актуализация начинают иметь особое значение тогда, когда имеется независимость выбора определенной деятельности. [4, с.127]
Ассортиментная политика означает наличие информации о динамике расценок, о характеристике продуктов, сегментов рынков, об уровне внешнеэкономических связей с иностранными поставщиками, макроэкономических закономерностей. Все эти факторы являются обязательными для понятия условий безубыточного ведения массой прибыли и безубыточной работы с такой задачей, как оптимизация налогообложения, прогнозирование вероятных вложений собственных финансовых средств для становления бизнеса. Операционный анализ, являющийся анализом безубыточности - это главный из инструментов, с помощью которого можно решить данную задачу. В основе вышеуказанного анализа находятся действия, которые нацелены на определение конечных показателей, позволяющих поэтапно разделить друг от дружки выручку актуализации и затраты фирмы. [10, с.168]
Для начала необходимо рассчитать валовую маржу, как сумму выручки от реализации, вычитая переменные затраты. Остаются те величины, которыми можно управлять, а именно - это условно-постоянные затраты и прибыль.
Следующий шаг - это удаление ещё и условно-постоянных затрат. Вышеуказанный показатель именуется " порог доходности " - это выручка, гарантирующая полное перекрытие всех затрат. Там имеет место быть нулевая прибыль. Возможность находить порог доходности всей фирмы и отдельного вида продуктов и услуг бытует в рамках осуществления операционного анализа. Именно способность каждой продукции «отвечать» за финансовое состояние вложена в основу становления ассортиментной политики фирмы. [11, с.106]
Признаками классификации товара являются такие аспекты, как местонахождение ассортимента в торговле либо отрасли, широта обхвата ассортимента, а также степень удовлетворения нужд покупателей и т.д. Необходимо распознавать ассортимент товара, ассортимент продуктов и товарную номенклатуру. В широком подтексте под номенклатурой подразумевается перечень терминов, категорий или названий, которые употребляются в какой-либо отрасли техники либо науки и прочее.
Необходимо различать торговый ассортимент, ассортимент товаров и товарную номенклатуру. В широком смысле под номенклатурой понимается перечень терминов, названий или категорий, которые употребляются в какой-либо отрасли техники либо науки и прочее. [24, с.137]
Классификация ассортимента товаров выглядит следующим образом:
1) по местонахождению товаров:
а) промышленный ассортимент является набором товаров, которые выпускаются изготовителем согласно его производственным возможностям;
б) торговый ассортимент является набором товаров, формируемый торговыми предприятиями с учетом их потребительского спроса, специализации и материально-технической базы;
в) ассортимент услуг является набором услуг, предлагаемый потребителям. По степени детализации данный вид ассортимента, как и ассортимент товаров, подразделяется на три вида: видовой, групповой и внутривидовой. [17, с.180]
2) по широте охвата товаров:
а) простой ассортимент является набором товаров, представленных небольшим количеством видов, групп, а также наименований, удовлетворяющих ограниченное число потребностей;
б) сложный ассортимент является набором товаров, представленных значительным количеством видов, групп, разновидностей и наименований товаров, отличающихся конструкцией, исходными материалами, а также другими признаками и удовлетворяющий всевозможные человеческие потребности; [7, с.197]
в) развернутый ассортимент является набором товаров, включающий большое количество видов, подгрупп, разновидностей, а также наименований, которые относятся к группе однородных, но отличающихся определенными индивидуальными признаками;