Файл: Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (Порядок изъятия предметов и документов).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.4. Рекомендуемые действия при обследовании
1.5. Права и обязанности сотрудников полиции при обследовании
1.6. Законодательные основания
1.7. Процедура как инструмент таможенных проверок
Глава 2. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
2.3. Обследование помещений, зданий, сооружений
По результатам осмотра составляется акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного акта вручается лицу, чьи помещения или территории осматривались.
Результаты негласного обследования помещений, другого объекта, документируются в виде справки оперативного работника. В справке отмечается, что удалось обнаружить при обследовании: зафиксированные с помощью оперативно-технических средств признаки (или явные следы) преступления и другие обстоятельства, имеющие значение для обнаружения и раскрытия преступления, использование видео - и аудиозаписей, кино - и фотосъемки, применение специальных химических веществ (меточных средств), предметы и документы, изъятые при наличии оснований, предусмотренных п.1 ч.1 ст.15 ФЗ об ОРД.
Сама справка не может быть использована в уголовно-процессуальном доказывании как "иной документ" в том значении, которое придает этому понятию ст.84 УПК. Что же касается данных, зафиксированных в технических носителях информации, то теория и практика уголовного процесса не исключает возможность их преобразования в доказательства при соблюдении соответствующих требований как УПК, так и ФЗ об ОРД.
Вопрос о возможности использования результатов обследования жилища в уголовно-процессуальном доказывании может возникнуть только в случае получения криминально значимых данных с помощью применения кино-, видеозаписи, других технических средств или в результате изъятия предметов (документов).
2.4.Обследование участков местности
Участок местности. Это земельные наделы независимо от формы владения, назначения и числа наземных элементов на них.
Проведение обследования местности (осмотр и отыскание предметов) на приусадебных, садовых, огородных участках и др., т.е. на участках земли, находящихся в частном пользовании или владении производится открыто, с согласия собственников или владельцев либо негласно или зашифровано. Судебного решения на проведение такого мероприятия не требуется. Прочая местность содержит по существу только один элемент обследования - осмотр. Лицо, его осуществляющее, вправе действовать по своему усмотрению, поставив в известность о своих намерениях представителей соответствующей администрации (при гласном обследовании) или без этого (при негласном).
2.5. Обследование транспортных средств
Транспортное средство. Сюда относятся все виды механических устройств для перемещения (автомобили, мотоциклетная техника, самолеты, плавательные суда, строительная спецтехника и пр.), которые имеют ДВС или электромотор.
Обследование транспортных средств заключается в его осмотре снаружи и изнутри (например, салона автомобиля, его кузова, днища, кабины и др.). Осмотру могут быть подвергнуты дверцы, моторная часть, шины, стенки кузова и салона, номерные детали и др. Может быть обследован имеющийся в транспортном средстве груз и иные предметы. Объекты (места) осмотра определяются исходя из целей обследования, характера отыскиваемых предметов и т.д.
Рассматриваемое ОРМ может быть весьма эффективно в сочетании с такими формами таможенного контроля, как осмотр и досмотр транспортных средств (ст.371 и 372 ТК) и осмотр помещений и территорий (ст.375 ТК).
Нюансы осмотра транспорта
Помимо законов, затрагивающих уголовно-процессуальное дело и оперативные меры по розыску, обследование как ОРМ регламентируется положениями о ГИБДД, вневедомственной охране при ОВД, уставом ППС и рядом иных законодательных актов. Если процесс требует проведения осмотра личного транспортного средства или транспорта, принадлежащего юридическому лицу, сотрудники выполняют следующие действия:
1. Проверка документов, которые являются обязательными для вождения и грузоперевозок (водительские права, доверенности, допуски, накладные и пр.);
2. Поиск явных и скрытых технических неполадок транспорта;
3. Обнаружение и регистрация данных, которые свидетельствуют о факте совершения преступления на дороге, ДТП, доказательств участия конкретного транспортного средства в аварийной ситуации;
4. Визуальная проверка груза проводится с участием водителя, который непосредственно занимается грузоперевозкой, или сопроводителя. Согласно положениям ПДД, водителем считается лицо, которое управляет автомобилем, мотоциклом, судном, летательным аппаратом или иным транспортным средством; к числу таких лиц относят собственно водителей, тех, кто учится управлению, инструкторов и т.д. Сопроводителем груза может быть как сам водитель, так и специально подготовленный для этого человек (охранник, экспедитор);
5. В ходе проведения осмотра ТС, содержимого багажника, прицепа или иных вспомогательных видов техники для грузоперевозок сотрудник должен проверить надлежащие документы, их законность, правомерность составления и комплектность. Если у него возникают подозрения в том, что эксплуатация транспорта связана с противоправной деятельностью, он имеет право досмотреть технику. Согласно законодательному определению, досмотр представляет собой совокупность административных действий сотрудников правоохранительных органов, которые выполняются в случаях, спектр которых определен федеральным законом, равно как и порядок производства.
Основные цели досмотра:
1. Поиск и принудительное изъятие похищенных или полученных иным преступным путем вещей, ценностей, документов, а также орудий преступления;
2. Поиск лиц, которые числятся в розыске;
3. Проверка на предмет отсутствия противоправных вещей в салоне, багажнике или прицепе ТС.
Выполнение досмотра регламентировано пунктами 7-9 статьи КоАП и рядом других законодательных постановлений, и согласно требованиям, оформление процесса требует составления протокола. Сотрудник, проводящий досмотр, вправе потребовать получение неограниченного доступа к подкапотному пространству, в салон, багажник, прицеп и иные элементы ТС или транспортного состава. Если в ходе изучения обнаруживаются предметы, запрещенные к перевозке, они изымаются, а на водителя и сопровождающих лиц составляется протокол о совершении правонарушения, все материалы передают в дежурный отдел ОВД.
Заключение
Современный этап развития нашей страны знаменуется глубокими политическими, социальными, экономическими, а также правовыми изменениями и потрясениями. Криминологические прогнозы последних лет неутешительны: в ближайшие годы криминальность общества из правоприменительной может превратиться в острую политическую проблему.
Оперативно-розыскная деятельность, в силу своей правовой природы, являясь функцией уголовной юстиции, представляет собой процесс поиска, фиксации и реализации информации, необходимой для решения задач, предусмотренных ст.2 Федерального закона об ОРД.
Цели ОРД указаны в ст.1 ФЗ об ОРД:
а) защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод);
б) защита собственности от преступных посягательств;
в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).
Направляя ОРД на достижение социально полезных целей, законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (см. ч.1 ст.20 Конституции), реальным содержанием.
Наряду с этим признанные и гарантированные в главе 2 Конституции права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. В частности, таким "охранным" средством является осуществление ОРД в необходимых и допустимых законом случаях.
С помощью ОРД государство осуществляет охрану собственности (собственность - экономическая категория, отражающая право владения имуществом). Причем в соответствии с ч.2 ст.8 Конституции защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Целью ОРД является также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. В соответствии со ст.1 Закона РФ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Причем под жизненно важными интересами законодатель понимает совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности законодатель относит, в частности, общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность). Государство есть основной институт политической системы классового общества, оно осуществляет управление обществом.
Его безопасность - это совокупность общественных отношений, которая выражается в защищенности жизненно важных интересов (прежде всего - конституционного строя) основного института политической системы современного общества от внешних и внутренних угроз и позволяет ему функционировать и развиваться. Безопасность государства составляет один из важнейших элементов всей системы безопасности РФ.
Обследование зданий, отдельных комнат в строении, а также участков местности и транспортных средств – процедура, в которой вправе участвовать сотрудники полиции, ФСБ, ГИБДД, а также таможенных органов в зависимости от объекта исследования и искомых предметов/следов. В ходе процесса может применяться специальная аппаратура и средства, способствующие розыску и анализу найденных вещей, обнаруженные предметы могут служить косвенными или прямыми уликами в расследовании преступных действий. О проведении данной оперативно-розыскной меры сотрудники правоохранительных органов обязаны уведомлять прокуратуру, сама процедура может осуществляться как в гласном порядке, так и инкогнито или с установлением наблюдения за объектом.
Список использованных источников
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 – м. 2006.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) от 18.12.2001 г. N 174-ФЗ.
- Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-
розыскной деятельности"
- Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции"
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществления правосудия" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. №1
- Зажицкий В.В. Оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство // Российская юстиция, N 3, март 2001 г.
- Горяинав К.К. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для вузов. М.: ИНФРА-НОРМА. 2004 г.
- Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник. М.: ЗЕРЦАЛО, 2004 г.
- Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для вузов. Под ред.В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2005 г.
- Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для вузов.4-е изд., доп. и перераб. / Под ред.К. К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г.
- Алехин А.П., Кармалицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник / Под ред.А.П. Алехина.М., 2005.
- Россинский Б.В. Административное право: Учебно-методическое и практическое пособие. М.: Право и закон, 2005.
- Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс.М., 2001.
- Басков В.И. Осуществление оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2001, N 4
- Ильиных В.Л. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности": Комментарий. - Саратов, 2007.
- Александров А.И. Модельный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" для государств - участников СНГ/ А.И. Александров, А.В. Федоров // Правоведение. - 2005. - № 1.
- Азаров В.А. Содержание и формы оперативно-розыскных правоотношений // Государство и право. - 2006. - № 10.
- Азаров В.А. Уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные средства достижения и цели раскрытия преступлений // Государство и право. - 2001. - № 10
- Билоус Е.Н., Васильев Н.Н. Актуальные проблемы совершенствования взаимодействия оперативных аппаратов ОИН и криминальной милиции в борьбе с преступностью // В сб. Актуальные проблемы теории практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М.: Академия МВД России, 2006.
- Квачевский А.А. Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по судебным уставам. - СПб., 1864. - С. 5.
- Случевский В.К. Учебник русского уголовного процесса. - СПб., 1913.-С. 107.
- Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.330
- Ильиных В.Л. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. — Саратов, 2007. С. 112
- Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.332
- Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.335
- Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.336
- Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.340
- Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.341
- Азаров В.А. Содержание и формы оперативно-розыскных правоотношений // Государство и право. -2006. -№ 10.
- Азаров В.А. Содержание и формы оперативно-розыскных правоотношений // Государство и право. -2006. -№ 10.
- Басков В.И. Осуществление оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2007, N 4
- Басков В.И. Осуществление оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2007, N 4
- Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.346
- Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.348
- Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.349
- Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.350
- Ильиных В.Л. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. — Саратов, 2007.
- Ильиных В.Л. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. — Саратов, 2007.
- Басков В.И. Осуществление оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2007, N 4