Файл: Оценка качества товаров (КОД ОКП 880000) (Состояние и перспективы развития рынка обувных товаров).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Состояние и перспективы развития рынка обувных товаров
1.1 Характеристика ассортимента кожаной обуви
Глава 2. Управление качеством как стратегия конкурентной борьбы для увеличения доли рынка
2.1 Оценка качества обувных товаров
Глава 3. Экспертная оценка показателей качества обувных товаров
По методам крепления низа различают обувь винтового, гвоздевого, ниточных, химических и комбинированных методов крепления.
По высоте каблука обувь делят на 5 групп: 1) без каблука; 2) на низком каблуке (от 5 до 25 мм); 3) среднем (26-45 мм); 4) высоком (46-60 мм); 5) особо высоком каблуке (свыше 60 мм). Детскую обувь изготавливают только на низком каблуке; допускается изготавливать девичью обувь на среднем каблуке. На высоком и особо высоком каблуках выпускают только женскую обувь, преимущественно, модельную.
По цвету наружных деталей верха обувь делят на черную, коричневую, яркую (красную, бордовую, синюю, голубую, темно-серую, желтую), светлую (светло-серую, бежевую), белую, многоцветную (двух и более цветов).
По способу изготовления различают обувь механического и ручного производства. При изготовлении обуви ручного производства отдельные операции выполняют ручным методом.
Фасон обуви определяется формой и размерами ее носочной части, формой и высотой каблука.
Модель обуви – конкретное изделие, которому присущи индивидуальные признаки конструкции, материалов и внешнего оформления обуви.
Глава 2. Управление качеством как стратегия конкурентной борьбы для увеличения доли рынка
Независимо от используемого подхода любое управление, как известно, заключается в выработке управленческих решений и их выполнении посредством соответствующих воздействий на управляемые объекты. Поэтому управление качеством следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом. Здесь процесс следует понимать в качестве совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.
Такое определение является более универсальным и применимо для характеристики управления качеством как для условий рынка, так и для смешанной экономики, чем то, которое дано в ГОСТ Р ИСО 9000—2001: «Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству». Последнее определение больше подходит к контролю качества.
В теории и на практике широко используется понятие «обеспечение качества», согласно ГОСТ Р ИСО 9000—2001 оно характеризуется как «часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены». По существу, это процесс разработки и выполнения совокупности планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания этой уверенности. В традиционно сложившемся понимании обеспечение качества трактуется применительно только к изготовлению продукции, но его следует рассматривать значительно шире. Комплекс воздействий по обеспечению качества должен охватывать мероприятия по разработке, производству и использованию продукции, удовлетворяющей определенным требованиям по качеству на всех стадиях ее производственной деятельности, создающей доверие потребителей к изготовителю.
Для правильного решения проблем в области КП необходимо более четко понимать сущность часто используемых терминов «повышение качества» и «улучшение качества». Принято считать, что повышение качества может осуществляться в основном при разработке продукции или ее модернизации, т.е. при внесении существенных конструктивных изменений, а улучшение качества может достигаться, как правило, изменениями технологического характера и более эффективными управляющими воздействиями. Вместе с тем в стандартах на СМК улучшение качества характеризуется как «часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству». Такая трактовка улучшения качества, по существу, включает в себя содержание термина «повышение качества». Однако очевидно, что объектом управления при улучшении качества может быть любой элемент производственной подсистемы или СМК на каждой стадии жизненного цикла продукции.
С введением международных стандартов в качестве государственных стали часто применяться такие термины, как «прослеживаемость», «идентификация», «СМК» и ряд других.
Прослеживаемость понимается как «возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается» (ГОСТ Р ИСО 9000—2001). Например, применительно к продукции данную категорию следует понимать, как возможность проанализировать предысторию создания, использования и местонахождения продукции и всех действий по ее созданию и использованию на всех стадиях и этапах ее жизненного цикла. Прослеживаемость продукции во многом обеспечивается ее идентификацией, которая представляет собой процедуру маркировки и этикетирования сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции, а также технической, технологической и эксплуатационной документации на них.
Содержание термина «СМК» по ныне действующему ГОСТ Р ИСО 9000—2001 раскрывается как «система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству». Вместе с тем, более близко к требованиям системного подхода определение системы управления качеством как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих между собой относительно обособленных элементов и подсистем, обеспечивающих требования к качеству результатов деятельности организации. При этом основой достижения требуемых результатов (качества продукции и т.п.) являются соответствующие материально-технические и информационные средства.
Эффективность функционирования предприятий во многом зависит от специфического процесса трудовой, общественно необходимой деятельности определенной категории профессиональных работников, направленной на постановку целей и объединение усилий всех работающих с использованием современных принципов, функций, методов, организационных структур, ресурсов технологий для достижения требуемых результатов. При этом приоритет должен быть отдан человеку. Применительно к предприятиям, функционирующим в условиях рыночных отношений и конкуренции, и в зарубежной, и в отечественной литературе указанное выше определяется 15 как менеджмент. Независимо от некоторых различий в понимании менеджмента, очевидно, что во всех формулировках много общего, и они практически адекватны сложившемуся в отечественной литературе понятию управления в условиях рыночных отношений. Применительно к органам государственной власти или другим подобным структурам использование термина «управление» также понятно и более привычно, чем термин «менеджмент».
Структура совокупности знаний об управлении качеством. Одним из главенствующих результатов деятельности организаций и промышленных предприятий является выпуск продукции, выполнение различного вида услуг.
Номенклатура продукции очень широка и включает, как известно, изделия и продукты. Те и другие являются вещественным результатом научной и производственно-хозяйственной деятельности (ПХД) и предназначены для удовлетворения определенных потребностей. Каждый вид продукции имеет свой жизненный цикл — совокупность взаимосвязанных последовательных процессов изменения состояния продукции, начиная от идеи, исследования возможности создания продукции до прекращения эксплуатации или потребления включительно.
2.1 Оценка качества обувных товаров
Оценка качества обуви – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительных значений и сопоставлению с базовыми показателями. Результатом оценки является обоснованное заключение о качестве каждого образца обуви или всей партии.
Деятельность по оценке качества складывается на трех групп операций, каждой из которых свойственны специфические особенности.
При выборе номенклатуры потребительских свойств и определяющих их показателей важно правильно выбрать из всего многообразия такие показатели, которые имеют решающее значение для определенных целей.
Определение действительных значений показателей качества проводится инструментальными (лабораторными), органолептическими, экспертными, социологическими методами, а также методом опытной носки. В торговле применяют в основном инструментальные и органолептические методы.
Сопоставление действительных значений показателей качества обуви с базовыми. В качестве базовых показателей могут быть приняты регламентированные значения стандартов или других нормативных документов, показатели эталонных образцов текущего производства, а также лучших образцов отечественного или зарубежного производства либо показатели перспективных образцов. При сравнении выявляется соответствие или несоответствие действительных значений показателей качества базовым. Эта операция завершается принятием решения о присвоении товару определенного уровня качества.
Инструментальные методы подразделяют на три подгруппы:
Методы, не требующие разработчики и изменения качества обуви. При использовании не нарушается целостность конструкции. Эти методы предназначены для определения линейных размеров основных размеров основных видов обуви и отдельных ее деталей, величин перекосов в деталях, парности и массы обуви;
Методы с частичной разборкой и изменением качества обуви предназначены для определения гибкости конструкции, общей и остаточной деформации жестких задников и подносков, прочности крепления каблуков и набоек, прочности крепления подошв и обуви химических методов крепления;
Методы, предусматривающие разборку и полное разрушение обуви, предназначены для определения прочности соединения деталей верха ниточными швами и прочности крепления подошв гвоздями и винтами.
Органолептические методы, основанные на анализе восприятий органов чувств человека, широко применяются для оценки качества обуви по причине их простоты и доступности. Они сводятся к визуальному осмотру и изучению каждого в отдельности образца обуви. Органолептические методы допускают использование простых технических средств, например луп и приборов линейного измерения, повышающих разрешающую способность органов чувств. Точность и достоверность результатов зависят от опыта, квалификации и других особенностей лиц, проводящих оценку качества.
Экспертные методы, основанные на использовании обобщенного опыта и инструкции группы (не менее 7 человек) специалистов-экспертов, применяются в тех случаях, когда для определения показателей качества обуви невозможно или затруднительно применить инструментальные методы. Наиболее эффективны экспертные методы для оценки эстетических свойств обуви, что и находит свое практическое применение и деятельности художественно-технических советов. Точность экспертной оценки зависит от компетентности, квалификации и заинтересованности экспертов в получении результатов оценки.
Социологические методы основаны на сборе и анализе мнений широкого круга фактических или потенциальных потребителей обуви. Сбор мнений потребителей осуществляется различными путями: посредством устного опроса, распространения анкет-вопросников, проведения и обобщения результатов выставок-продаж, покупательских конференций.
Методы опытной носки (эксплуатации) применяют в том случае, если лабораторные испытания не дают полной характеристики свойств и показателей качества обуви, особенно изготовленной с использованием новых материалов или технологии производства. Это длительные и дорогостоящие методы, приводящие к полному разрушению образцов обуви. Носку поручают школьникам, почтальонам или другим группам потребителей, для которых предназначается обувь. Результаты износа деталей сравнивают на контрольной и опытной полупарах одной и той же пары обуви в испытываемой партии. Эксплуатационные испытания предусматривают определение следующих показателей: средний срок фактической носки партии обуви; число пар дефектной обуви; средний срок службы опытной детали или элемента.
Глава 3. Экспертная оценка показателей качества обувных товаров
При экспертизе качества кожаной обуви могут быть использованы следующие методы: органолептический, измерительный, социологический, экспертный, расчетный, а также метод опытной эксплуатации (носки).
Органолептический метод
Органолептический метод широко используется при контроле качества обуви, поступающей в торговые организации, по заявкам организаций и частных лиц.
Экспертиза качества обуви, проводимая экспертами Торгово-промышленной палаты, осуществляется по заявкам заинтересованных организаций и частных лиц. Заявка подается в письменном виде и может быть разовая или долгосрочная. На основании заявки эксперту оформляется наряд установленной формы, где указываются задачи экспертизы. В их число может входить определение: