Файл: Оценка качества товаров (КОД ОКП 880000) (Состояние и перспективы развития рынка обувных товаров).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Состояние и перспективы развития рынка обувных товаров
1.1 Характеристика ассортимента кожаной обуви
Глава 2. Управление качеством как стратегия конкурентной борьбы для увеличения доли рынка
2.1 Оценка качества обувных товаров
Глава 3. Экспертная оценка показателей качества обувных товаров
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, в современной рыночной экономике, качество играет огромную роль. Оно служит для повышения уровня жизни, социальной, экономической и экологической безопасности.
Понятие качество характеризует эффективную деятельность всех аспектов деятельности: разработка стратегий, организация производства, маркетинг.
Качество товара – важнейшая составляющая системы. Такие составляющие, как форма, свойства, внешний вид, условия применения, назначение товара, либо продукции – и есть понятие качество товара. Вообще, понятие качества определяется еще на этапах разработки, проектирования товара.
Для оценки качества товаров существует система количественной оценки свойств, которые дают показатели их качества. В настоящее время для оценки качества товаров применяют следующие показатели: показатели назначения товара, показатели надежности, показатели стандартизации и унификации, эргономические показатели, эстетические показатели, показатели мобильности, патентно-правовые показатели, экологические показатели, показатели безопасности и другие.
Под качеством понимается комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. При этом важнейшей составляющей всей системы качества является, прежде всего, качество продукции (товаров).
В данной курсовой работе рассматривается вопрос качества обуви на российском рынке обувных товаров, код ОКП 880000.
В настоящее время обувной рынок в России находится в сложной ситуации. На сложную обстановку для развития обувного рынка в России влияют несколько обстоятельств. Прежде всего, проблемы с выпуском отечественной обуви.
Проблема для России - теневой импорт, который, согласно экспертным оценкам, составляет 60-80% от совокупного объема импорта обуви. По мнению специалистов, незащищенность отечественного производителя от незаконного ввоза обуви на территорию России выступает одним из наиболее значимых факторов снижения объемов российского производства. Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение качества обувных товаров. Объект исследования – обувь, предметом исследования выступает качество обувных товаров.
Целью данной курсовой работы является освещение вопросов управления и оценки качества обувных товаров. В соответствии с поставленной целью в работе предлагается рассмотреть следующие задачи:
Состояние и перспективы развития рынка обувных товаров;
Управление качеством как стратегия конкурентной борьбы для увеличения доли рынка;
Факторы, формирующие качество обувных товаров;
Номенклатура потребительских свойств, показатели качества обувных товаров;
Организация и проведение оценки качества обувных товаров;
Оценка качества обувных товаров органолептическим методом;
Экспертная оценка показателей качества обувных товаров.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Состояние и перспективы развития рынка обувных товаров
Качество товара – это совокупность свойств, форм, внешнего вида, назначения товара (базисного). В настоящее время уже сформировано видение качества товара, как одной из фундаментальной составляющей жизни.
Основным документом в области оценки качества товара является международный стандарт ISO 8402: 1994 (Е/Е/R) «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь». Данный документ поясняет, стандартизирует и включает в себя все термины по качеству товаров. В общедоступном употреблении слово "качество" означает разные понятия:
1 - это соответствие требованиям;
2 - это степень превосходства.
Объектом является:
- Деятельность или процесс;
- Продукция;
- Организация, система или отдельное лицо, или любая комбинация из них.
Градация качества – это совокупность свойств, принадлежащих определенным объектам, имеющие одинаковое функционально применение, но разные требования к качеству. Требования к качеству товара – это количественно или качественно установленные документами требования к характеристикам товара.
Выпускаемый товар – это конечный результат различной производственной деятельности или процесса.
Количественные или качественные требования, установленные к характеристикам товара, дающие возможность их оценки и есть показатели качества товара.
В современной рыночной экономике важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности является качество.
Выпускать обувь в России трудно – крайне неразвит рынок материалов и комплектующих, всего 3 - 4 сильных кожзавода на всю страну, нет производителей меха для подкладки, мало производителей подошв и колодок. Рынка материалов и комплектующих изделий в России нет, так как масштабы промышленного производства обуви крайне малы. Поэтому и специального оборудования (за исключением фирмы «Бренд- Шуз») в стране не производится.
Обувь является предметом первой необходимости и относится к важнейшим потребительским товарам. Качество обуви играет большую роль и обувь обязательно должна отвечать комплексу требований. Основные требования – эргономические, гигиенические, физиологические, эстетические, эксплуатационные.
Отечественные производители в настоящее время способны обеспечить лишь пятую часть необходимого количества обуви. Обувной рынок в основном занимает импортная обувь.
По легальным поставкам безусловными лидерами являются Восточная Азия и прежде всего – Китай, Корея, Вьетнам. Качество производимых товаров находит нарекание даже у потребителей, которые относятся к среднему и средне - низкому сегменту достатка. Такая обувь встречается в некоторых магазинах обувного профиля, но чаще всего продается на рынках. Поэтому сейчас все больше людей приобретают более дорогую но качественную обувь, выбирают магазины с более широким выбором, те, которые уже доказали свою конкурентоспособность и качество товара которых не вызывает сомнений.
Эта проблема на протяжении многих лет не находит своего решения. Мало обуви на российском рынке действительно высокого качества, с соответствующими марками. Большую часть составляет привезенная из Азии продукция низкого качества. Часто такой товар выставляется по высоким ценам как качественная фирменная обувь.
Обувной рынок России часто в последнее время демонстрирует доказательства не новизны практики подделок в мире. Материалы и фурнитура для подделок завозятся из-за рубежа, а шьется обувь прямо на месте. Очень часто недоброкачественную обувь завозят из-за границы. Продукция может выглядеть достойно и пристойно на первый взгляд. Быть украшенной логотипами известных иностранных фирм, но по многим показателям будет просматриваться подделка. Поэтому следует обращать внимание на косвенные признаки фирменного происхождения обуви - они видны даже в упаковке и обслуживании. У уважающих себя производителей маркировка размера делается с точностью до половины деления. Большинство фирм-производителей пользуются "европейской" размерной шкалой (например, 4 ½). Важно обратить внимание на упаковку, которая зачастую сама по себе является совершенством. Пара хорошей обуви всегда снабжается книжечкой-проспектом, а то и целым буклетом с информацией о фирме изготовителе, материале, из которого сделана данная пара, и способах ухода за обувью.
Несмотря на многочисленные проблемы с производством, по качеству российская обувь, как утверждают в Минпромэнерго, значительно превосходит подобные виды импортной обуви. Проверки рынков обуви показывают, что до 80% дешевой обуви импортного производства не отвечают требованиям российских норм и стандартов. Тем не менее, производство отечественной обуви не увеличивается, а доля импорта продолжает расти.
1.1 Характеристика ассортимента кожаной обуви
В общероссийском классификаторе продукции (ОК 005) кожаную обувь относят к 88 классу, который делится на 8 подклассов по виду материала: 1) юфтевая обувь; 2) хромовая обувь (в том числе с верхом из замши, сандальной юфти, кожи с волосяным покровом); 3) обувь с верхом из текстильных материалов, войлока, фетра, трикотажных полотен; 4) обувь с верхом из синтетических кож; 5) обувь с верхом из искусственных кож; 6) обувь с комбинированным верхом из юфтевых и искусственных кож; 7) обувь с комбинированным верхом из хромовых и искусственных или синтетическим кож; 8) обувь с комбинированным верхом из текстильных материалов, войлока, фетра и кожи.
Подкласс включает 8 групп обуви по половозрастному признаку: 1) мужская, 2) женская, 3) мальчиковая (с 245 (38) по 280 (43,5) размеры) предназначена для мальчиков в возрасте с 11 до 14 лет, 4) девичья (с 225 (35) по 255 (40) размеры) предназначена для девочек с 11 до 16 лет, 5) школьная (с 205 (32) по 240 (37,5) предназначена для школьников с 7 до 11 лет), 6) дошкольная (со 170 (27) до 200 (31,5) предназначена для детей с 3 до 5 лет, 8) восьмая группа – свободная, 9) пинетки и обувь для ясельного возраста – с 105 (17) по 140 (22,5), для детей с года до трех лет). Обувь предназначена для защиты стопы, голени, а иногда и бедра от внешнего воздействия. В зависимости от исходных материалов обувь подразделяют на кожаную, резиновую, полимерную и валяную.
Для производства кожаной обуви используют натуральную, искусственную и синтетическую кожи, ткани и фетр. Факторами, определяющими качество и свойства обуви, являются: исходное сырье, методы крепления (изготовления) обуви и ее отделка.
Пинетки – ботинки или туфли; заготовка верха и подошва изготовлена из мягких натуральных кож (кроме юфти), текстильных материалов и соединены выворотным способом крепления. Для изготовления пинеток не допускаются искусственные и синтетические материалы.
В зависимости от назначения обуви группа делится на 7 подгрупп: 1) повседневная обувь, 2) модельная (предназначена для кратковременной носки при торжественных случаях, соответствующая требованиям моды), 3) спортивная (предназначена для занятий различными видами спорта), 4) легкая (обувь облегченной конструкции, в которой отсутствует или основная стелька, или жесткие подноски и задники, или другие детали, к ней относятся пинетки, сандалии, чешки, чувяки, туфли дорожные, больничные и спортивные (бытовые) и другие), 5) домашняя (обувь для носки дома), 6) производственная (обувь для общих работ без применения защитных материалов и деталей), 7) ортопедическая (обувь, конструкция которой разработана с учетом патологических отклонений в стопе, голени и бедре). Подгруппы делятся на виды и разновидности: 1) сапоги, 2) полусапоги, 3) сапожки, 4) полусапожки, 5) ботинки, 6) полуботинки, 7) туфли, 8) туфли летние и сандалеты.
Сапоги – основной вид обуви, голенища короткой закрывают икру.
Полусапоги – основной вид обуви с берцами, доходящими до половины икры.
Сапожки и полусапожки по высоте голенищ и берцев соответствуют сапогам и являются их разновидностями. Отличаются от них наличием разнообразных украшений и отделок, бывают с застежкой «молния» и без нее, на шнурках, пряжках и т.д. не предусматривают наличие толстой внутренней поддевки (портянок, толстых носков), носятся на тонкое чулочно-насочное изделие, их выпускают на низком, среднем, высоком и особо высоком каблуках, а зимние – с утепленной подкладкой.
Ботинки – основной вид обуви с берцами, закрывающими лодыжку и доходящими до начала икры.
Полуботинки – основной вид обуви, берцы которой ниже лодыжки, а заготовка верха закрывает всю тыльную поверхность стопы.
Туфли – основной вид обуви, берцы которой ниже лодыжки, а заготовка верха не полностью закрывает тыльную поверхность стопы.
Туфли летние являются разновидностью туфель, по конструкции и применяемым материалам предназначены для носки летом, у них могут быть открыты носочная и (или) пяточная, и (или) геленочная части, их нередко изготавливают без подкладки или с подкладкой под отдельными деталями, заготовка верха имеет сквозные перфорации, крупные просечки или состоит из отдельных ремешков для лучшей вентиляции стопы.
Сандалеты – летняя обувь, заготовка верха которой по высоте соответствует полуботинкам, но имеет разнообразные по форме и размерам перфомационные отверстия.
Пантолеты – разновидность туфель, заготовка верха состоит только из союзки, закрывающей тыльную поверхность стопы.
Опанки – разновидность женских летних туфель бортового или строчечно-клеевого методов крепления.
В общероссийском классификаторе продукции видам и разновидностям кожаной обуви присваивается шестизначный код. Например, 88 1111 – сапоги повседневные, мужские, с верхом из натуральной кожи, кроме юфти, 88 3557 – туфли комнатные, школьные, с верхом из текстильных материалов. Код ОКП (или ОК 005) указывается в сертификатах соответствия, выданных на отечественную и импортную обувь.
Кроме перечисленных признаков кожаную обувь делят по виду материала подошвы, по методам крепления низа, по высоте каблука, по цвету наружных деталей верха, по способу изготовления, по фасонам, моделям и др. признакам.
По виду материала подошвы различают: 1) Обувь на подошве из кожи для низа обуви, 2) из кожи для верха обуви и подкладки, 3) пористой и непористой резины, 4) кожволокна, стиронипа, транспорентной резины, 5) полиуретана, 6) поливинилхлорида, 7) термоэластопласта, 8) искусственной и синтетической кожи для верха обуви, 9) войлока и фетра, 10) дерева.