Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Содержание и специфика процессного подхода к менеджменту.
1.1 Возникновение и история развития процессного подхода к менеджменту
1.2. Основные характеристики процессного подхода к менеджменту.
ГЛАВА 2. Процессный подход к менеджменту в современных условиях.
2.1 Особенности процессного подхода к менеджменту в ХХI
2.2. Анализ функционирования процессного подхода в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ
В современной рыночной среде значительно ускорился темп изменений конкурентных условий, требующий более быстрого реагирования со стороны предприятий. Обострение конкуренции, усложнений технологий, государственное регулирование, сокращение жизненного цикла большинства товаров, рост требований к персоналу – эти и целый ряд других проблем предъявляют к управлению современными отечественными предприятиями требования применять все более совершенные методы и технологии управления.[1]
Поскольку основанные на традиционном разделении функций системы управления не успевают за потребительскими требованиями к продукции, важнейшее значение приобретает внедрение процессно-ориентированных систем управления предприятиями.
Использование процессного подхода к ведению бизнеса является одним из основных источников долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия. Построение эффективной системы управления производственным процессом требует детального анализа существующих бизнес-процессов и их последующей оптимизации.
С точки зрения процессного подхода функции управления рассматриваются как органически взаимосвязанные и образующие в своей совокупности единый процесс управления.
Процессный подход ориентирован, в первую очередь, не на организационную структуру предприятия, а на бизнес-процессы, конечными целями которых является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей.
Согласно данному подходу управление рассматривается как процесс непрерывных взаимосвязанных действий, каждые из которых в свою очередь так же состоят из нескольких взаимосвязанных действий. Они объединены связующими процессами коммуникаций к принятию решений. При этом, руководство рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на работников таким образом, что бы они работали в направлении достижения целей компании. Успех любой деловой организации все в большей степени зависит от ее сотрудников.[2]
На современном этапе технологического развития мировой экономики стало совершенно очевидным, что главная ценность компании не материальные, не финансовые, а человеческие ресурсы и, в конечном счете, эффективность ее деятельности определяется их качеством, а следовательно эффективно все то, что вкладывается в их развитие, в повышение мотивации к труду.
Цель данной работы: раскрыть понятие процессного подхода к менеджменту и провести анализ этого подхода в современных условиях.
Объектом исследования является: процессный подход к менеджменту.
Предмет исследования: Особенности процессного подхода к менеджменту в ХХI веке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть особенности процессного подхода к менеджменту;
проанализировать процессный подход в современных условиях;
проанализировать аспекты и этапы практической реализации процессного подхода.
ГЛАВА 1. Содержание и специфика процессного подхода к менеджменту.
1.1 Возникновение и история развития процессного подхода к менеджменту
Процессный подход это одна из концепций управления, которая окончательно сформировалась в 80-х годах прошлого века. В соответствии с этой концепцией вся деятельность организации рассматривается как набор процессов. Для того чтобы управлять, необходимо управлять процессами. Он стал одним из ключевых элементов улучшения качества.
Процессный подход к менеджменту - это один из основных подходов в теории управления, при котором функции управления рассматриваются как органически взаимосвязанные и образующие в своей совокупности единый процесс управления. Процесс управления в целом рассматривается как хронологически упорядоченная и циклически организованная система управленческих функций. Таким образом, одним из важнейших условий успешного управления выступает не только эффективность управленческих функций, но и их правильная соорганизация в рамках единого процесса.
Процессный подход в управлении - подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании[3].
Согласно стандарту ИСО 9001: 2000, процессным подходом может считаться систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и, прежде всего, обеспечения их взаимодействия.[4]
Сам термин "процессный подход" известен довольно давно (он был предложен приверженцами школы административного управления), но популярность стал приобретать лишь сравнительно недавно, в условиях высокой динамики внешней среды и конкуренции. Процессный подход нацелен на повышение гибкости бизнеса, сокращение времени реакции на изменения рынка и внешней среды, улучшение результатов деятельности организации.
Он ориентирован, в первую очередь, на бизнес-процессы, конечными целями выполнения которых является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей.
Процессный подход подводит к необходимости перехода на, так называемое, «тощее производство» или «тощую» ресурсосберегающую организационную структуру (Lean production). Основными чертами такой реорганизации являются:
- широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям;
- сокращение количества уровней принятия решения;
- сочетание принципа целевого управления с групповой организацией труда;
- повышенное внимание к вопросам обеспечения качества продукции или услуг, а также работы предприятия в целом;
- автоматизация технологий выполнения бизнес-процессов.
Внедрение процессного подхода в организации можно разбить на несколько этапов: прежде всего, выявляется сеть бизнес-процессов компании, затем процессы ранжируются по значимости, документируются и моделируются "как есть" (модель AS-IS). Затем проводится анализ построенных моделей и выявление "узких мест" процессов. На следующей стадии внедрения процессного подхода на основании полученных результатов строятся модели "как надо" (TO-BE) (с соблюдением той же последовательности действий, что и в случае с моделями AS-IS). Процессный подход является базой построения Системы Менеджмента Качества на предприятии[5].
1.2. Основные характеристики процессного подхода к менеджменту.
Процессный подход основывается на нескольких принципах. Внедрение этих принципов позволяет значительно повысить эффективность работы, однако вместе с тем, требует и высокой корпоративной культуры. Переход от функционального управления к процессному требует от сотрудников постоянной совместной работы, несмотря на то, что они могут относиться к различным подразделениям. От того, насколько удастся обеспечить эту совместную работу, будет зависеть «работоспособность» принципов, заложенных в процессный подход.
При внедрении управления по процессам важно придерживаться следующих принципов:
- Принцип взаимосвязи процессов.
Организация представляет собой сеть процессов. Процессом является любая деятельность, где имеет место выполнение работ.
- Принцип востребованности процесса.
Каждый процесс должен иметь цель, а его результаты должны быть востребованы. У результатов процесса должен быть свой потребитель внутренний или внешний.
- Принцип документирования процессов.
Деятельность по процессу необходимо документировать. Это позволяет стандартизовать процесс и получить базу для изменения и дальнейшего совершенствования процесса.
- Принцип контроля процесса.
Каждый процесс имеет начало и конец, которые определяют границы процесса. Для каждого процесса в рамках заданных границ должны быть определены показатели, характеризующие процесс и его результаты.
- Принцип ответственности за процесс.
В выполнении процесса могут быть задействованы различные специалисты и сотрудники, но отвечать за процесс и его результаты должен один человек.
Процессный подход предполагает наличие ключевых элементов, без которых он не может быть внедрен в организации.
К таким ключевым элементам относятся:
- Вход процесса;
- Выход процесса;
- Ресурсы;
- Владелец процесса;
- Потребители и поставщики процесса;
- Показатели процесса.
Входами процесса являются элементы, претерпевающие изменения в ходе выполнения действий. В качестве входов процессный подход рассматривает материалы, оборудование, документацию, различную информацию, персонал, финансы и пр.
Выходами процесса являются ожидаемые результаты, ради которых предпринимаются действия. Выходом может быть как материальный продукт, так и различного рода услуги или информация.
Ресурсами являются элементы, необходимые для процесса. В отличие от входов, ресурсы не изменяются в процессе. Такими ресурсами процессный подход определяет оборудование, документацию, финансы, персонал, инфраструктуру, среду и пр.
Владелец процесса – процессный подход вводит это понятие как одно из самых главных. У каждого процесса должен быть свой владелец. Владельцем является человек, имеющий в своем распоряжении необходимое количество ресурсов и отвечающий за конечный результат (выход) процесса.
Поставщики и потребители есть у каждого процесса. Поставщики обеспечивают входные элементы процесса, а потребители заинтересованы в получении выходных элементов. У процесса могут быть как внешние, так и внутренние поставщики и потребители. Если у процесса нет поставщиков, то процесс не будет выполнен. Если у процесса нет потребителей, то процесс не востребован.
Показатели процесса необходимы для получения информации о его работе и принятии соответствующих управленческих решений. Показатели процесса это набор количественных или качественных параметров, характеризующих сам процесс и его результат (выход).
ГЛАВА 2. Процессный подход к менеджменту в современных условиях.
2.1 Особенности процессного подхода к менеджменту в ХХI
В настоящее время в силу усиления конкуренции со стороны как отечественных, так и зарубежных производителей появилась острая необходимость учитывать малейшие изменения в требованиях потребителей. Однако при функциональном подходе к организации производства трудно, а порой и невозможно заметить такие изменения. Вследствие этого многие предприятия вынуждены пересмотреть способы организации менеджмента в производстве и перейти на процессно-ориентированный подход, позволяющий быстро реагировать на любые изменения потребностей рынка.
Открытое акционерное общество «НАШСВЕТ» - одно из ведущих предприятий светотехнической отрасли промышленности на отечественном рынке.
В производственной деятельности предприятия можно выделить несколько направлений:
- выпуск взрывозащищенных светильников для общего, местного освещения и световой сигнализации. Продукция завода находит применение на нефтехимических, химических, газоперерабатывающих заводах;
- изготовление промышленных световых приборов специального назначения для освещения кабин, пультов, помещений локомотивов, при эксплуатации и ремонте автомобильной, автотракторной техники.
Особую важность имеют работы по изготовлению и поставкам осветительных и светосигнальных средств для гусеничной техники и автомобильного транспорта, электроустановочных изделий для морских судов, светильников для авиационной техники, в том числе бортовых навигационных огней.
Производство имеет полный технологический цикл. Современное техническое оснащение предприятия, наличие испытательной базы позволяет выпускать качественную продукцию.
Система управления качеством на предприятии сертифицирована по ГОСТ Р ИСО 9001 : 2001. В настоящий момент развернуты работы по построению системы управления бизнес-процессами (СУБП).