Файл: Формирование группового поведения в организации (признаки группы. Причины формирования групп).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы группового поведения в организации
1.1 Основные признаки группы. Причины формирования групп
1.2 Групповая динамика. Группообразование
1.3 Принятие групповых решений: процесс и методы
2.2 Постановка управленческой проблемы
2.4 Мероприятия по повышению эффективности формирования группового поведения
Введение
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос организационного поведения, поскольку становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
По словам К. Маркса, общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу»[1]. Коллективный характер труда приводит к необходимости учитывать влияние групп на трудовое поведение личности (формальных и неформальных), а также проявления группового поведения в трудовой жизни.
Общение в трудовом коллективе – это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений.
Главная функция общения - это организация совместной деятельности людей, которая предполагает выработку единой стратегии взаимодействия, что возможно только на основе согласования их позиций.
Другая функция общения - это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие межличностных отношений.
Целью курсовой работы является исследование группового поведения на примере компании «Фокус».
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
- Рассмотреть теоретические основы формирования группового поведения в коллективе;
- Провести анализ группового поведения на примере использования метода мозгового штурма в компании «Фокус»;
- Разработать рекомендации по управлению групповым поведением компании «Фокус»».
Предмет исследования – групповое поведение.
Объект исследования – компания «Фокус».
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические основы группового поведения в организации
1.1 Основные признаки группы. Причины формирования групп
Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности[2].
Независимо от типа группы, того, в какой организации она сформирована и функционирует, а также того, кто конкретно входит в группу, можно указать на некоторые общие моменты и факторы, характеризующие построение группы, ее структуру и процесс функционирования группы в ее окружении. Жизнь группы, ее функционирование находится под влиянием трех факторов:
-
- характеристики членов группы;
- структурные характеристики группы;
- ситуационные характеристики.
Все эти факторы не только находятся во взаимодействии, взаимовлиянии, но и испытывают сильное обратное воздействие со стороны функционирования группы, так как в результате жизнедеятельности группы происходят изменения характеристик человека, изменяется построение группы и наблюдаются изменения в ее окружении.
Структура группы — это схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и значение в группе.
Статус — положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус).
Каждый член группы выполняет в ней различные роли. Роли — определенный набор действий, поведение индивида, определяющиеся работой. Роли могут быть:
- предполагаемыми (ожидаемыми) — это модель поведения, ожидаемая от членов группы и определяющаяся работой;
- воспринимаемыми — модель поведения с точки зрения самого сотрудника, занимающего определенную должность;
- предписанными — фактическая модель поведения члена группы.
Все эти роли можно назвать функциональными, так как они связаны с выполнением обязанностей в соответствии с занимаемой должностью и формально закреплены. Однако наряду с этим в группе складывается неформальное распределение ролей, признаваемой, как правило, всеми ее членами.
Человек, таким образом, играет в группе как функциональную, так и неформальную роль, причем один и тот же член группы может выполнять в ней несколько неформальных ролей.
Эффективность работы группы зависит от ее состава и от баланса ролей.
Исследования показали, что особенно высоких показателей добились группы, в которых были:
- способный руководитель;
- сильный генератор идей;
- интеллектуал, стимулирующий генератора идей;
- «математик, способный вовремя «просчитать» недостатки обсуждаемых предложений.
Нормы — общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.
Групповые нормы выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Они могут быть формализованы в определенных документах, положениях, процедурах и т.п. Вместе с тем большинство групповых норм носит неформальный характер.
Групповые процессы — процессы, организующие деятельность группы. К ним, например, относят взаимодействие членов группы при выполнении определенной задачи, процедуры принятия решений в группе, обмен информацией, социальную поддержку.
Размер группы. Исследования показывают, что наиболее эффективны группы, состоящие из 5-7 человек. С увеличением размера группы усложняется общение между ее членами, труднее достигается согласие в деятельности при выполнении задач, отдельным членам группы не уделяется достаточно времени, они испытывают затруднения, робость в высказывании собственного мнения перед другими. В группах из 2-3 человек возникает напряжение между ее членами, они обеспокоены слишком очевидной персональной ответственностью за принимаемые решения.
Пространственное расположение. Характеризует размещение людей во время работы по отношению друг к другу: сидят лицом или спиной друг к другу. Важны три характеристики пространственного расположения человека в процессе работы, влияющие на взаимоотношения между человеком и группой:
- наличие постоянного места или территории;
- личное пространство, в котором находится только данный человек;
- взаимное расположение рабочих мест.
Задачи, решаемые группой. Их содержание определяет специфику работы группы и организацию группового процесса. Особенно важно определить частоту и качество взаимодействий членов группы в процессе решения задачи в зависимости от ее сложности.
Система вознаграждений должна иметь ценность для членов группы, вознаграждение должно восприниматься как засуженное и побуждать к выполнению общих задач.
Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие потребности: достижение целей, усиление власти, обеспечение безопасности, общение, самоуважение, получение определенного статуса. Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее в решении различных проблем. Кроме того, принадлежность к определенной группе, например к профессиональной ассоциации, может обеспечивать ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди родственников и знакомых. При этом одновременно будет удовлетворяться и потребность в самоуважении. Объединение людей в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего нередко трудно добиться одному, вместе, оказывается, добиться намного проще. Обычно, объединяясь в группы, люди удовлетворяют не одну, а сразу несколько насущных потребностей. Например, объединяясь в профессиональные ассоциации, союзы и др. общественные организации, люди одновременно стремятся удовлетворить свои потребности в защите прав и социальных гарантий, общении, самоуважении, усилении своей власти для достижения конкретных целей[3]. Классификация групп приведена в таблице 1.
Таблица 1
Классификация групп
Признак классификации |
Виды групп |
Размер группы |
Большие Малые |
Сфера совместной деятельности |
Управленческие Производственные |
Уровень развития |
Высокоразвитые Слаборазвитые |
Реальности существования |
Реальные Условные |
Степень формализации (принцип создания) |
Формальные Неформальные |
Цели существования |
Целевые (проектные) Функциональные По интересам Дружеские ' |
Период функционирования |
Постоянные Временные |
Характер вхождения индивида в группу |
Референтные Нереферентные (группы принадлежности) |
1.2 Групповая динамика. Группообразование
Исследователи групповой динамики выделяют несколько механизмов этого процесса.
1) Разрешение внутригрупповых противоречий. Существует несколько типов внутригрупповых противоречий, а именно противоречия:
- между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью;
- между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру и интеграции ее с группой.
Конструктивное разрешение противоречий приводит к развитию группы. Так, Ф.Шамбо, основывающий свой анализ на материалах большого числа исследований психоаналитического толка, считает, что развитие группы есть результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в группе вследствие рассогласования поведения лидера с ожиданиями, связываемыми последователями с его действиями. Подобное рассогласование приводит группу к дестабилизации и конфликту. Разрешение конфликта заканчивается наступлением “фазы гармонии”, характеризующейся стабилизацией отношений и оптимистической направленностью межличностного восприятия между лидером и последователями.
2) «Идиосинкразический кредит» (термин введен Е. Холландером) связан с проблемой соотношения уровня нормативного поведения (в более узком смысле – конформности) и величины статуса субъекта в группе. Такой “кредит” представляет своеобразное разрешение группы своему лидеру или отдельным ее членам на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение. “Идиосинкразический кредит” является одним из условий внедрения в жизнедеятельность группы элементов нового (инноваций).
3) Психологический обмен – один из механизмов групповой динамики. Разновидностью психологического обмена является ценностный обмен. При этом психологическое содержание ценностного обмена состоит в обоюдном удовлетворении сторонами (участницами взаимодействия) определенных социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из них соответствующих ценностей другой стороне. Участники группы могут обмениваться материальными и духовными ценностями. В качестве таких ценностей могут выступать, например, поступки учащихся, их личностные качества, существенные для продуктивности групповой деятельности и др.
Группообразование – процесс превращения случайной общности людей в дееспособную малую группу[4]. Для того чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий[5]:
- Наличие общей территории, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи.
- Непосредственный контакт людей, необходимый для их знакомства, установления официальных и неформальных взаимоотношений. Общение людей между собой – это непременное условие их совместной деятельности.
- Время взаимодействия. Установление контактов не происходит мгновенно. Требуется определенное время, в ходе которого разворачивается динамика группового взаимодействия.
- Численность группы.
- Целеполагание группы. Процесс группового целеполагания является внутренним, субъективным условием формирования группы как единого целого. Если рассматривать в качестве группы организацию, то обычно она как организм не возникает спонтанно, а создается целенаправленно.
- Совместная деятельность. Достижение общегрупповых целей возможно только в процессе совместной деятельности.
Совместно-индивидуальная деятельность предполагает ориентацию участников на общий предмет труда. Пример – бригада станочников, где каждый выполняет свое индивидуальное задание. Общий для участников является предмет труда (сырье, заготовки). Каждый член прилагает свои индивидуальные усилия для преобразования общего предмета труда.