Файл: Оперативно-розыскная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» разъясняет данный принцип так: «Уважение прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям» [7, стр. 13]. При этом «соблюдение прав и свобод означает, с одной стороны, установление чёткой

законодательной процедуры проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан (ст. 8 и ст. 9), а с другой – регламентацию порядка восстановления нарушенных прав (ст. 5). Таким образом, указанный принцип материализуется в ряде статей комментируемого Закона» [7, стр. 13].

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности специально закреплён законодателем в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», поскольку он «имеет особое значение при использовании оперативными аппаратами и их должностными лицами комплекса негласных сил, средств и методов в решении стоящих перед ними задач. Негласность оперативно-розыскных мероприятий, в отличие, например, от уголовного судопроизводства, не позволяет человеку, в отношении которого они проводятся, встать на защиту своих интересов. При проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий человек, как уже отмечалось выше, не осведомлён о вторжении оперативного аппарата в сферу его конституционных прав и свобод. Прежде всего это касается таких прав, как право на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, неприкосновенность жилища и др. В связи с этим при осуществлении оперативно-розыскной деятельности оперативным работникам приходится постоянно балансировать между законностью проводимых оперативно-розыскных мероприятий и вторжением в охраняемые законом конституционные права и свободы человека, в отношении которого эти мероприятия проводятся» [6, стр. 31 – 32].

С учётом рассматриваемого принципа проводится своего рода разграничение прав правонарушителя и законопослушного гражданина: «В ФЗ об ОРД законодатель также признаёт приоритет личности в системе ценностей, при этом проводит некоторую дифференциацию прав правопослушного гражданина и правонарушителя. Приоритетная цель деятельности – защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина (ст. 1). В этом заключается первоочередной смысл деятельности. Вместе с тем признаются и права объектов ОРД, лиц, преступивших закон. Если применительно к первым назначение ОРД в целом состоит в том, чтобы обеспечить coблюдение либо защитить их право, то по отношению к последним закон, основываясь на Конституции РФ, определяет гарантии, способы обеспечения и защиты их прав как объектов ОРМ» [9, стр. 28 – 29].


Принцип конспирации – отраслевой (специальный) принцип оперативно-розыскной деятельности, что неоднократно подчёркивается в юридической литературе. «Конспирация – основной специальный принцип ОРД, отличающий её от других государственно-правовых форм борьбы с преступностью» [7, стр. 14]. «Конспирация как принцип оперативно-розыскной деятельности занимает особое место в системе принципов рассматриваемого вида правоохранительной деятельности и относится к так называемым специальным принципам. Именно он отражает основную особенность оперативно-розыскной деятельности – её преимущественно негласный характер» [6, стр. 33]. «В качестве важнейшего отраслевого принципа ОРД законодателем определён принцип конспирации» [9, стр. 28 – 29]. В п. 2 Определения Конституционного Суда от 14 июля 1998 г. № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И. Г. Черновой» отмечено: «оперативно-розыскная деятельность, правомерность которой заявительницей не оспаривается, объективно невозможна без значительной степени секретности. Прежде всего это касается сведений о лицах, участвующих в ней или способствующих ей. Осуществление негласных оперативно-розыскных мероприятий с соблюдением требований конспирации и засекречивание сведений в области оперативно-розыскной деятельности само по себе не нарушает прав человека и гражданина» [2].

Данный принцип, во многом определяющий сущность оперативно-розыскной деятельности заключается в следующем. «Принцип конспирации означает необходимость и легитимность использования в процессе ОРД правил и приёмов, позволяющих сохранять в тайне от преступников действия

правоохранительных органов по их разоблачению. При этом ОРД осуществляется втайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан» [7, стр. 14]. «Принцип конспирации означает установление особого порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно-розыскной информации, а также обязательных правил обращения с оперативно-служебными документами» [7, стр. 14]. «Под конспирацией применительно к ОРД понимается сохранение в тайне её сил, средств и методов, организационных и тактических аспектов осуществления. Конспирация подразумевает осуществление таких правил поведения, применение таких методов, приёмов, способов, при помощи которых обеспечиваются скрытность проводимых ОРМ, действий их субъектов, зашифровка целей и объектов ОРМ, сохранение в тайне отношений конфиденциального сотрудничества, информации (сведений, фактических данных), являющейся результатом (продуктом) такого сотрудничества» [9, стр. 30]. Следует отметить: «Принцип конспирации имеет двоякое значение. Во-первых, он обеспечивает негласный характер сотрудничества отдельных граждан и должностных лиц с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и таким образом защищает их от физической и иной расправы со стороны преступных элементов. Во-вторых, названный принцип имеет и тактическое значение, создавая условия для упреждающего характера оперативно-розыскных мероприятий, и затрудняет противодействие проверяемых и разрабатываемых деятельности оперативных аппаратов по их разоблачению и привлечению к уголовной ответственности» [6, стр. 34]. При этом обращает на себя внимания одна важная деталь: «Сущность принципа конспирации оперативно-розыскной деятельности состоит не в том, чтобы население не было информировано о том, какими возможностями обладают оперативные органы по борьбе с преступностью, а в том, чтобы конкретное подозреваемое лицо не знало, что в данный момент в отношении его применяются дозволенные законом оперативно-розыскные силы, средства и методы» [11, стр. 62 – 63].


Ещё одним специальным (отраслевым) принципом оперативно-розыскной деятельности, закреплённым законодателем в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», является принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Рассматриваемый принцип, как отмечено в комментарии к ст. 3 данного закона, «отражает сущность ОРД и поэтому включён в определение оперативно-розыскной деятельности» [7, стр. 15]; он «означает тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений» [7, стр. 15], поскольку «чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных приёмов и подкреплять официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств» [7, стр. 15]. Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств «позволяет проверять достоверность полученной оперативно-розыскной информации, избегать ошибок в принятии оперативно-розыскных и процессуальных решений» [7, стр. 15]; «обеспечивает необходимую конспирацию и зашифровку конфиденциальных источников информации, гарантируя таким образом конституционное право граждан на личную тайну» [7, стр. 15].

В юридической литературе отмечается: «Рассматриваемый принцип содержит положения хотя и пpoтивоположные, автономные по содержанию, но не взаимоисключающие друг друга. Выполнение одного не вызывает обязательность исполнения или исключения другого. ОРД в содержательной части предполагает проведение достаточно обширного перечня ОРМ, характер и сочетание которых диктуются конкретными условиями и законодательными границами. Их пpoведение может быть как гласным, открытым для лиц, в отношении которых они проводятся, либо для окружающих, так и нeглacным, тщательно скрываемым от окружающих и самих объектов ОРМ» [9, стр. 30].

Показательно, что принцип сочетания гласных и негласных методов и средств «заложен в самом определении понятия "оперативно-розыскная деятельность". Здесь лишь следует ещё раз подчеркнуть, что оперативные сотрудники наравне с негласной разведывательной деятельностью имеют право как представители государственных правоохранительных органов осуществлять и гласные мероприятия» [11, стр. 63].

Сочетание гласности и негласности, на котором основан анализируемый принцип, осуществляется следующим образом. Гласность, например, выражена так: «Значительная часть оперативных структур и их должностных лиц носит открытый характер. Так, не составляют тайны цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности, её субъекты, их права и обязанности, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью и т. д. Всем известно, например, что в органах внутренних дел аппараты уголовного розыска, аппараты экономической безопасности и противодействия коррупции постоянно работают с населением, участвуют в рассмотрении жалоб и заявлений, изучают оперативную обстановку, решая тем самым ответственные задачи по борьбе с общеуголовной и экономической преступностью» [6, стр. 35]. Негласность же «прежде всего проявляется при осуществлении должностными лицами оперативных аппаратов конфиденциального сотрудничества с гражданами, проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий, организации работы по делам оперативного учета и т. д.» [6, стр. 36]


Итак, проанализировав основные принципы оперативно-розыскной деятельности, мы может раскрыть понятие данной деятельности следующим образом. Оперативно-розыскная деятельность – это государственная правоохранительная деятельность разведывательного характера, при осуществлении которой необходимо: во-первых, соблюдать Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и иные федеральные законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты; во-вторых, неукоснительно соблюдать права и свободы человека и гражданина, в том числе определять гарантии, способы обеспечения и защиты прав объектов оперативно-розыскных мероприятий; в-третьих, сохранять в тайне от подозреваемых лиц применение в их отношении на данный момент времени дозволенных законом оперативно-розыскных сил, средств и методов, при этом не скрывая от населения, какими возможностями, в целом, обладают оперативные органы по борьбе с преступностью; в-четвёртых, сочетать гласные и негласные методы и средства, проверяя тем самым достоверность полученной информации и обеспечивая необходимую конспирацию конфиденциальных источников информации.

3. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Так как в настоящей работы понятие оперативно-розыскной деятельности рассматривается с позиции юриспруденции, автор считает необходимым кратко проанализировать и правовую основу данного вида деятельности.

Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» сообщает: «Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности» [7, стр. 16]. В юридической литературе уточняется: «Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют нормативные акты, в содержании которых имеются правовые нормы, непосредственно касающиеся назначения, организации и регламентации рассматриваемого вида правоохранительной деятельности» [6, стр. 19 – 20]. «Правовая основа ОРД имеет многоуровневую структуру, состоящую из четырех основных уровней, имеющих свои подуровни» [9, стр. 40].

Ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности гласит:

«Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.


Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Организация и тактика проведения органами внутренних дел Российской Федерации, таможенными органами Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний оперативно-розыскных мероприятий (кроме наблюдения, проводимого на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности Российской Федерации» [5].

К первому уровню правовой основы оперативно-розыскной деятельности, согласно «Теории оперативно-розыскной деятельности», выпущенной под редакцией профессора К. К. Горяинова, относится «конституционный, который составляют нормы Основного закона и решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционности норм ФЗ об ОРД» [9, стр. 40]. Как отмечено в комментарии к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», «Конституция РФ как Основной Закон государства закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью» [7, стр. 16]; «в Конституции закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью» [7, стр. 16]; «ряд норм Конституции напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан» [7, стр. 16].

Следующий уровень – международно-правовой: «самостоятельным уровнем правовых основ ОРД являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, которые согласно части четвёртой ст. 15 Конституции РФ являются составной частью её правовой системы» [9, стр. 41], хотя «в правовую основу ОРД в комментируемой статье не включены международные правовые акты по вопросам борьбы с преступностью» [7, стр. 22]. Означенная ч. 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [1]. Согласно пункту «а» статьи 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», «"международный договор Российской Федерации" означает международное соглашение, заключённое Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее – иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» [4]. Пленум Верховного Суда РФ в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия принял специальное Постановление от 10. 10. 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», где, среди прочего, отмечено: «международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод» [3], что имеет немаловажное значение для правовой основы оперативно-розыскной деятельности и её осуществления в целом. Так, к примеру, к числу международных правовых актов, регламентирующих наиболее важные отношения в сфере оперативно-розыскной деятельности, согласно комментарию к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», следует отнести: Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., которая в ст. 12 провозгласила право любого человека на защиту от произвольного вмешательства в его личную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность его жилища и тайну корреспонденции; Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., провозгласивший право любого человека на защиту не только от произвольного, но и незаконного вмешательства в его личную жизнь (ст. 17); Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, принятую Советом Европы 4 ноября 1950 г., запрещающую вмешательство государственных органов в осуществление права граждан на неприкосновенность частной жизни, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в интересах государственной безопасности и предотвращения преступлений (ст. 8); Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятую Советом Европы 20 апреля 1959 г., которая закрепила обязанность государств – участников этой международной организации выполнять любые судебные поручения по расследуемым делам и оказывать другую правовую помощь в вопросах уголовного преследования за преступления и некоторые другие международные правовые акты, подписанные или ратифицированные Российской Федерацией [7, стр. 22 – 23].