Файл: Формы международных расчетов и перспективы их изменения (Международные расчетные правоотношения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Международные расчетные правоотношения
1.1. Правовые основы международных расчетов
1.2. Правоотношения по документарному аккредитиву
1.3. Правоотношения по документарному инкассо
Глава 2. Международная финансовая система
2.1. Международные расчеты: особенности и формы
2.2. Международные способы оплаты
2.3. Таможенный транзит: упрощенная схема прохождения от ICC
Глава 3. Перспективы развития международных расчетов
3.1. Механизм расчетов через платежные системы
3.2. Классификация платежных и расчетных систем
Введение
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что международно-правовое и внутригосударственное регулирование валютно-финансовых отношений обусловлено активизацией позиций государств по защите национальных валютно-финансовых систем и финансовых рынков в условиях противодействия мировым финансовым кризисам. Интенсивно развивающиеся процессы глобализации в условиях отсутствия золотого стандарта усиливают нестабильность мировой валютной системы, усложняют формы взаимодействия государств в валютной сфере и определяют многообразие международных организационно-правовых мер по формированию валютных союзов.
Доктрина международного валютного и банковского права тесно связана с внешнеполитическими доктринами государств о внешней и внутренней валютной политике в целях обеспечения национальной, между- народной и региональной финансово-экономической безопасности и валютно-финансовой стабильности.
До 2010 года Международный валютный фонд (МВФ) и Группа Всемирного банка являлись реально действующим центральным организационно-правовым механизмом ООН по координации международной валютно-финансовой системы, обеспечивающим мировой валютно-финансовый, кредитно-расчетный и инвестиционный правопорядок. Однако финансовые проблемы «основного кредитора и координатора» МВФ, Федеральной Резервной Системы США, а также «неспособность» МВФ «содействовать» решению долговых проблем развивающихся стран привели к потере доверия к МВФ у большинства стран мира.
Целью работы является анализ формы международных расчетов и перспективы их изменения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- проанализировать международные расчетные правоотношения;
- рассмотреть международную финансовую систему;
- рассмотреть перспективы развития международных расчетов.
Объект исследования - валютно-финансовые документы, используемые при международных расчетах.
Предмет исследования - международные расчеты.
Глава 1. Международные расчетные правоотношения
1.1. Правовые основы международных расчетов
Федеральный закон N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» был принят 27.06.2011 и опубликован в «Российской газете» (N 139. 30.06.2011), «Парламентской газете» (N 32. 01 - 07.07.2011); Собрании законодательства РФ (04.07.2011. N 27. Ст. 3872).
В ст. 3 вышеуказанного ФЗ даются легальные определения понятий «национальная платежная система» и «платежная услуга»:
- национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы)[1];
- платежная услуга - услуга по переводу денежных средств, услуга почтового перевода и услуга по приему платежей.
Субъектам оказания платежных услуг посвящена глава 3 ФЗ N 161. К ним относятся:
- операторы по переводу денежных средств (Банк России, кредитные организации, Внешэкономбанк), которые оказывают услуги по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[2], Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития», - включая операторов электронных денежных средств;
- банковские платежные агенты (субагенты), которые участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с операторами по переводу денежных средств (банковскими платежными агентами) в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона N 161-ФЗ;
- организации федеральной почтовой связи. Оказывают услуги почтового перевода денежных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи»;
- платежные агенты. Оказывают услуги по приему платежей в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Таким образом, Федеральный закон N 161-ФЗ закрепляет за каждым из субъектов определенный вид услуги, что объясняет логику установленного Федеральным законом N 162-ФЗ[3] в Федеральном законе N 103-ФЗ[4] запрета для кредитных организаций выступать в качестве операторов по приему платежей и платежных субагентов[5].
ФЗ«О национальной платежной системе» содержит ряд норм, касающихся условий оказания услуг по переводу денежных средств:
- установлен срок (не более трех рабочих дней) осуществления перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств (где в соответствии с ч. 11 ст. 7 требуется незамедлительность), начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета (ч. 5 ст. 5)[6];
- установлены моменты наступления безотзывности, безусловности и окончательности перевода денежных средств, что непосредственно влияет на обязательства клиентов и банков (ч. 7 - 11 ст. 5):
- БЕЗОТЗЫВНОСТЬ перевода денежных средств наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета;
- БЕЗУСЛОВНОСТЬ перевода денежных средств наступает в момент выполнения определенных плательщиком и (или) получателем средств либо иными лицами условий осуществления перевода денежных средств, в том числе осуществления встречного перевода денежных средств в иной валюте, встречной передачи ценных бумаг, представления документов, либо при отсутствии указанных условий;
- МОМЕНТ наступления ОКОНЧАТЕЛЬНОСТИ перевода денежных средств может быть разным. В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживает один оператор по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или обеспечения получателю средств возможности получения наличных денежных средств.
В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживают разные операторы по переводу денежных средств, - в момент зачисления денежных средств на банковский счет оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств, с учетом требований норм о платежном клиринге и расчете в платежной системе.
При переводе денежных средств обязательство оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, перед плательщиком прекращается в момент наступления его окончательности;
- установлена обязанность оператора по переводу денежных средств до осуществления перевода денежных средств предоставлять клиентам возможность ознакомления в доступной для них форме с условиями осуществления перевода денежных средств (ч. 12 ст. 5);
- установлена обязанность оператора по переводу денежных средств по направлению клиенту уведомлений и подтверждений при выполнении процедур приема к исполнению распоряжений и их исполнения (ч. 5 - 8, 11 ст. 8);
- установлено право клиента до наступления безотзывности перевода денежных средств отозвать распоряжение в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и договором (ч. 9 ст. 8);
- установлен запрет для оператора по переводу денежных средств на удержание вознаграждения (при его взимании) из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (ч. 10 ст. 8)[7].
Рассмотрев условия оказания платежных услуг, автор считает необходимым обратить внимание на срок перевода денежных средств. Нельзя проигнорировать точку зрения М.А. Голубитченко по данному вопросу: «Возникает вопрос о том, как указанный срок может быть обеспечен, учитывая при этом правила ст. 849 ГК РФ, устанавливающие сроки операций по банковскому счету, а также то обстоятельство, что в осуществлении перевода денежных средств наряду с оператором по переводу денежных средств, обслуживающим плательщика, и оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, могут участвовать другие операторы по переводу денежных средств (посредники в переводе)»[8].
Основными целями надзора и наблюдения в национальной платежной системе являются обеспечение стабильности национальной платежной системы и ее развитие (ч. 1 ст. 31 ФЗ N 161). Рассмотрим оба элемента по отдельности.
Надзор в национальной платежной системе означает деятельность Банка России по контролю за соблюдением операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований ФЗ«О национальной платежной системе» и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России[9].
При осуществлении надзора Банк России анализирует документы и информацию (в том числе данные отчетности), которые касаются деятельности поднадзорных организаций и участников платежных систем, а также организации и функционирования платежных систем; проводит инспекционные проверки поднадзорных организаций; осуществляет действия и применяет меры принуждения в случае нарушения поднадзорными организациями требований ФЗ N 161 или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России. РФ вправе запрашивать и получать от поднадзорных организаций и участников платежной системы документы и иную необходимую информацию, в том числе содержащую персональные данные.
1.2. Правоотношения по документарному аккредитиву
Второй вариант финансирования, который может предложить Международный торговый банк своему клиенту - Импортеру, это Аккредитив с постфинансированием (с привлечением межбанковского кредита под страховое покрытие ЭСА). Работа по данной схеме применительно к условиям выбранной нами модели сделки строится с учетом следующих особенностей (по сравнению со схемой дисконтирования Аккредитива с отсрочкой платежа) .
Банк Импортера - Международный торговый банк - открывает Аккредитив с платежом по предъявлении на EUR 5 000 000,00 и одновременно заключает межбанковское кредитное соглашение с Банком Экспортера Handelsbank A.G. (Frankfurt-am-Main) на 85% стоимости контракта EUR 4 250 000,00 (максимально возможная доля контракта, которая может быть профинансирована с участием ЭСА). Банк Импортера подписывает с Импортером Соглашение об аккредитиве и Кредитное соглашение. В указанных соглашениях с Импортером предусматривается, что в момент платежа Банк Импортера формирует покрытие по Аккредитиву следующим образом: для оплаты 15% стоимости контракта (EUR 750 000,00) используются собственные средства Банка Импортера, для оплаты 85% стоимости контракта (EUR 4 250 000,00) - фондирование, полученное Банком Импортера от Банка Экспортера в соответствии с межбанковским кредитным соглашением.
Задолженность по межбанковскому кредиту возникает в тот момент, когда Экспортер представляет в свой банк соответствующие условиям Аккредитива документы на EUR 4 250 000,00 и Банк Экспортера их оплачивает. Данный платеж Банк Экспортера отражает по специальному корреспондентскому счету, открытому на имя Банка Импортера в Банке Экспортера. Погашение задолженности (основного долга и процентов) по межбанковскому кредиту осуществляется Банком Импортера семью полугодовыми платежами. Период погашения начинается через 12 месяцев от даты открытия Аккредитива. С такой же периодичностью осуществляется погашение задолженности Импортера перед Банком Импортера по кредиту на 15% стоимости контракта. Ставка по кредиту для Импортера определена :
- по фондируемой Банком Экспортера части - 6-месячный EURIBOR плюс 6,5% годовых (маржа Банка Импортера 4% и маржа Банка Экспортера 2,5%);
- по кредиту за счет собственных средств Банка Импортера - 6-месячный EURIBOR плюс 9,5% годовых.
Контракт между Экспортером и Импортером страхуется в Hermes. Страховая премия оплачивается Импортером, ставка для расчета страховой премии - 0,8% от 4 250 000,00 (85% стоимости контракта) .