Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
Минимальное число членов комиссии — 3, обычно 5—7 чел. Руководитель комиссии (директор завода, управляющий трестом) имеет право привлекать для участия представителей торговли и санитарной инспекции.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КАКАО-НАПИТКОВ РАЗНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
2.1 Объект исследования
При проведении социологического опроса покупателей какао-порошка в городе Ульяновске было установлено, что наибольшим и постоянным спросом у покупателей пользуется какао-порошок трех торговых марок отечественного производства «Золотой ярлык», «Российский», «Россия - щедрая душа».
Ниже представлена характеристика объекта исследований согласно данных маркировки, нанесенных производителем.
- Какао-порошок «Золотой ярлык» ГОСТ 108 - изготовитель: ОАО «Красный Октябрь», Россия, 107140, г. Москва, ул. Малая Красносельская, д. 7, стр. 24. Адрес производства: Россия, 140300, Московская область, г. Егорьевск, ул. Совхозная, д. 2 «В» (филиал ОАО «Красный Октябрь», производство № 4). Масса нетто 100 г. Упакован в пакет из полимерного материала и картонную коробку. Дата выработки 25.11.2014. Годен до 25.11.2015.
- Какао-порошок «Российский» ТУ 9125-003-46359887 - изготовитель: ООО «Кондитерская фабрика «Богородская»», 142455, Россия, Московская область, Ногинский район, г. Электроугли, ул. Заводская, д. 6. Масса нетто 100 г. Упакован в пакет из полимерного материала и картонную коробку. Дата выработки 15.12.2014. Годен до 15.12.2015.
- Какао-порошок «Российский» ТУ 9125-014-43902960 - изготовитель: ООО «Нестле Россия», 115054, Россия, г. Москва, павелецкая площадь, д. 2, стр. 1 (филиал в г. Самаре, 443091, Россия, г. Самара, проспект
Кирова, д. 257). Масса нетто 100 г. Упакован в пакет из полимерного материала. Дата выработки 13.10.2014. Годен до 08.10.2015.
Оценка качества какао-порошка трех объектов исследований в данной дипломной работе строилась на нормативно-технических документах, действующих на территории Российской Федерации.
Так как два объекта исследований вырабатывались по техническим условиям и только один - по ГОСТ, мы для унификации полученных в дальнейшем результатов посчитали целесообразным применить нормативнотехническую базу, по которой оценивают какао-порошок, выработанных по ГОСТ.
2.2 Методы исследования
Все исследования проводились нами в условиях лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы кафедры микробиологии, вирусологии, эпизоотологии и ветеринарно-санитарной экспертизы ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина».
Пробы продуктов для микробиологического анализа отбирали до отбора проб для физико-химических и органолептических анализов.
Пробы для микробиологических анализов отбирали стерильным инструментом (ложкой) в стерильную посуду (колбу), способом исключающим вторичное микробное загрязнение продукта 9в ламинарной боксе).
2.3 Результаты исследования
Нами было происследовано по 3 упаковки каждого наименования продукта. От каждой упаковочной единицы, попавшей в выборку в потребительской таре, массой нетто до 1000 г отбирали для анализа пробу массой, равной массе упаковочной единицы продукции.
Органолептические показатели качества в соответствии с требованиями нормативно-технической документации на данный вид продукта определяли путем контроля объединенной пробы изделий.
Для определения вкуса и аромата какао-порошка к навеске 4 г испытуемого продукта прибавляли 6 г сахара-песка и около 5 см3 воды, хорошо размешивали и приливали 95 см3 кипящей воды. Затем опять все перемешивали, охлаждали до 45-50 °С и пробовали приготовленный напиток на вкус.
Для дегустации нами была создана дегустационная комиссия в составе 3 человек. Оценка качества какао-порошка проводилась открытым образом, то есть с указанием торговой марки. Ранее была разработана балловая шкала с критериями желательности, которая и была предложена дегустаторам. Результаты исследований представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Соответствие маркировки требованиям ГОСТ 108-76
№ |
Органолептический показатель |
Торговая марка какао-порошка |
||
«Российский» |
«Золотой ярлык» |
«Россия - щедрая душа» |
||
1 |
Внешний вид |
5 |
5 |
5 |
2 |
Вкус |
4 |
5 |
5 |
3 |
Аромат |
4 |
5 |
5 |
4 |
Упаковка |
5 |
5 |
5 |
5 |
Маркировка |
5 |
5 |
5 |
Итого |
23 |
25 |
25 |
ы оценили качество образцов какао-порошка, применяя 5-ти балльную шкалу оценки, где 5 баллов ставили за четко выраженный показатель, 4 - за хорошо выраженный показатель, 3 - за удовлетворительно выраженный показатель, 2 - за плохо выраженный показатель, 1 - за очень плохо выраженный показатель, 0 - за отсутствие показателя.
Данные, полученные нами при изучении органолептических показателей качества какао-порошка, регламентируемых ГОСТ 108-76 «Какао-порошок. Технические условия (с Изменениями № 1, 2, 3, 4)»: «внешний вид», «вкус» и «аромат» позволяют утверждать, что все объекты исследований соответствуют требованиям вышеназванного нормативно-технического документа. Оценки по балловой шкале, предложенной нами дегустаторам, позволили построить профилограммы органолептических показателей качества объектов экспертизы: два «идеальных профиля продукта» - какао- порошок торговых марок «Золотой ярлык» и «Россия-щедрая душа». Какао- порошок получил по 4 балла за показатели «вкуса» и «аромата». Все объекты исследований упакованы герметично в пакеты из полимерного материала, два - еще и в картонные коробки («Золотой ярлык» и «Российский». Маркировка нанесена четко, хорошо читаема. Все позиции, указанные в вышеназванном ГОСТе, относящиеся к информации для потребителей, указаны.
Анализ результатов определения физико-химических показателей качества какао-порошка торговых марок «Золотой ярлык», «Российский» и «Россия-щедрая душа» (таблица 3.2) позволяет нам утверждать, что по показателям массы нетто и дисперсности вышеназванные объекты исследований соответствуют требованиям вышеназванного ГОСТа.
Таблица 3.2 - Физико-химические показатели качества какао-порошка
№ |
Физико химический показатель |
ГОСТ 108-76 |
Торговая марка какао-порошка |
||
«Российский» |
«Золотой ярлык» |
«Россия - щедрая душа» |
|||
1 |
Дисперсность - количество мелких фракций, %, не менее |
90,0 |
93 |
91 |
94 |
2 |
Масса нетто, г |
Отклонение не более 3 % от заявленной на упаковке |
100 |
102 |
100 |
Результаты определения санитарно-микробиологических показателей качества какао-порошка торговых марок «Золотой ярлык», «Российский» и «Россия-щедрая душа» свидетельствуют, что бактерии группы кишечной палочки (колиформные) не были обнаружены в 0,01 г продукта, количество выявленных дрожжей, микроскопических грибов и мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов находится в допустимых пределах.
Результаты оценивали по каждой пробе отдельно. Среднее арифметическое по трем повторностям каждого эксперимента представлено в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Санитарно-микробиологические показатели качества какао-порошка
№ |
Санитарно- микробиологический показатель |
ГОСТ 108-76 |
Торговая марка какао-порошка |
||
«Российский» |
«Золотой ярлык» |
«Россия - щедрая душа» |
|||
1 |
Мезофильные аэробные и факультативноанаэробные микроорганизмы, КОЕ в 1 г продукта, не более |
1,0х103 |
4,4х102 |
1,3х102 |
2,7х102 |
2 |
Масса продукта, в которой не допускаются бактерии группы кишечных палочек (колиформные), г |
0,01 |
Не обнаружены |
||
3 |
Микроскопические (плесневые) грибы, КОЕ в 1 г продукта, не более |
1,0х102 |
0,2х102 |
0,1х102 |
2,4х101 |
Все вышесказанное позволяет нам считать, что какао-порошок в продовольственных магазинах города храниться в сухом, чистом, хорошо вентилируемом помещении, не имеющем постороннего запаха, не зараженном вредителями хлебных запасов, при температуре (18±3) °С и относительной влажности воздуха не более 75%, может реализовываться в данной торговой сети без ограничения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какао представляет собой полезный и вкусный напиток, состоящий из какао-порошка, молока и воды. Подается в горячем или холодном виде. Существует еще одна разновидность напитка — горячий шоколад, в составе которого присутствует растопленный шоколад. К какао часто добавляют ваниль или корицу.
История создания напитка какао уходит корнями во времена древних цивилизаций ацтеков, инков и майя. Уже в то время люди оценили вкусовые и полезные качества напитка.
Тогда варили какао немного другого формата — напиток больше напоминал густой соус из воды и какао-бобов. Его называли чоколатль или пенная вода.
Благодаря испанскому конкистадору Кортесу, который осваивал земли Мексики в XVI в., рецепт напитка был привезен в Испанию, откуда покорил весь мир. Интересно, что вкус напитка совсем не понравился испанцам, но он был высоко оценен благодаря возбуждающему действию.