Файл: Лекция 1 v семестр Подготовила асс. Азнабаева Ю. Г. Отечественные терапевтические школы.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кафедра пропедевтики внутренних болезней с курсом физиотерапии Внутренняя медицина и ее место в ряду других медицинских дисциплин. Отечественные терапевтические школы. Врачебная этика и деонтология. Основные задачи курса ПВБ в свете требований ГОС ВПО. Основные методы клинического обследования больного. Схема истории болезни. Расспрос и общий осмотр больного
Лекция № 1
V семестр
Подготовила асс. Азнабаева Ю.Г.

Отечественные терапевтические школы


Матвей Яковлевич Мудров (1776—1831) - первым в России ввел в клинику опрос больного и составление истории болезни, создал схему клинического исследования больных, усовершенствовал методы объективного исследования.


Григорий Антонович Захарьин (1829—1897) при опросе ввел обязательное выявление причин заболевания, развивал гигиеническое и профилактическое направления в медицине, высказался за инфекционное происхождение желчнокаменной болезни и др.


Сергей Петрович Боткин (1832—1889) рассматривал организм человека во взаимосвязи с внешней средой, а болезнь или здоровье — как следствие воздействия этой среды на организм; создал теорию нервизма; стал основателем военно-полевую терапию


Алексей Александрович Остроумов (1844—1908) - настаивал на изменчивости организма под влиянием окружающей среды, разработал основные данные о рефлекторных или отраженных расстройствах функции органов, поддерживал ведущую роль ЦНС и трофических влияний в функциональных расстройствах организма


Василий Парменович Образцов (1852—1921) - разработал методическую глубокую, скользящую пальпацию живота; ввел в клинику приемы перкуссии одним пальцем, щелчком; разработал методику непосредственного выслушивания сердца ухом; описал клинику инфаркта миокарда


Максим Петрович Кончаловский (1875—1942) - является автором учения о преморбидных состояниях; в возникновении и течении заболеваний придавал большое значение реактивности организма, его приспособительным свойствам;
разработал учение о трудовом прогнозе; рекомендовал органопатологический диагноз заменить синдромным


Николай Дмитриевич Стражеско (1876—1952) - описал «пушечный тон» при блокаде сердца, разрабатывал вопросы о сердечно-сосудистой недостаточности; создал труд «Основы физической диагностики заболеваний брюшной полости» и труды о сепсисе и очаговой инфекции, утомлении, долголетии, раневом сепсисе и др.


Георгий Федорович Ланг (1875—1948) - обосновал нейрогенный патогенез гипертонической болезни; ввел термины «мерцательная аритмия», «нейрогуморальная регуляция кровообращения»; разработал классификацию сердечно-сосудистых заболеваний, обосновал сущность дистрофии миокарда


«Врачебная этика — учение о принципах врачебной морали, а деонтология — о правилах поведения врача, вытекающих из принципов, на них построенных»
Б. Д. Петров, 1970


Болезнь — процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил.
Болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, выражающимся в возникновении побочных (неадекватных) реакций, а у человека — снижением на время болезни его трудоспособности.

Цель изучения пропедевтики внутренних болезней


изучение симптомов и признаков болезней, методов их выявления; в процессе которого студент овладевает логикой построения диагноза
Пропедевтика, как научная дисциплина, состоит из 3-х основных разделов:
Врачебная диагностическая техника (изучение методов исследования больного - физических, лабораторно-инструментальных);
Семиология или симптоматология (изучение диагностического значения симптомов болезней);
Методология постановки диагноза (изучение особенностей клинического мышления при распознавании заболевания).



Задачи пропедевтики внутренних болезней


Овладение методами диагностики заболеваний внутренних органов.
Изучение анатомо-физиологических особенностей человека, и его связи с окружающей средой.
Изучение симптомов и признаков болезней, методов их выявления.
Овладение логикой построения диагноза (формирование принципов логического клинического мышления.
Изучение основ частной патологии при терапевтических заболеваниях, принципов лечения и профилактики заболеваний внутренних органов.
Овладение основами врачебной деонтологии и медицинской этики.

Расспрос


Основные методы клинического обследования больного


Расспрос
Осмотр
Пальпация
Перкуссия
Аускультация

Схема истории болезни


Паспортная часть.
Жалобы.
История настоящего заболевания.
История жизни.
Настоящее состояние (status praesens)
Предварительный диагноз и его обоснование.
План обследования.
Данные лабораторных, инструментальных методов исследования и консультации специалистов.
Клинический диагноз и его обоснование.
Дифференциальный диагноз.
Этиология и патогенез.
План лечения и его обоснование.
Дневник.
Лист основных показателей состояния больного.
Прогноз.
Заключительный клинический диагноз.
Эпикриз.

Расспрос больного


Паспортная часть.
Жалобы.
История настоящего заболевания.
История жизни.

Общий осмотр (inspectio)


Общее состояние: оценка сознания, положения больного.
Телосложение больного, рост, масса. Осанка, походка.
Температура тела.
Выражение лица, взгляда.
Осмотр кожных покровов и видимых слизистых.
Определение тургора кожи.
Тип оволосения.
Осмотр ногтей.
Оценка подкожно-жировой клетчатки.
Осмотр периферических лимфатических узлов.

Оценка мышечной системы.
Оценка костно-суставной системы.

Спасибо за внимание!