Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии(Понятие учетной политики предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования учетной политики
1.1. Понятие учетной политики предприятия
1.2. Организационно-технические и методические аспекты учетной политики.
1.3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
2. Формирование учетной политики на примере ООО «ТК «РМ-стил»
2.1. Экономическая характеристика предприятия
2.2. Методический аспект учетной политики
2.3. Организационно-технический аспект учетной политики
Введение
Цель финансового учёта:
Организация бухгалтерского учета на предприятии.
Задачи курсовой работы:
1. Теоретические основы формирования учетной политики предприятия.
2. Формирование учетной политики на примере ООО «ТК «РМ-стил»
Выделяют два вида анализа финансового состояния организации: внутренний и внешний.
Внутренний - проводится службами предприятия для нужд управления. Его результаты используются так же для планирования, контроля и прогнозирования финансового положения. Анализ осуществляется работниками предприятия с привлечением всей необходимой информации БУ и отчетности, данных других организаций, разработанных нормативов, значений финансовых показателей и т.п. Его цель - размещение собственных и заемных средств так, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия. Важнейшей задачей внутреннего анализа является также оценка ситуации, определяющей возможность получения внешнего финансирования. Для этого изучается общая потребность предприятия в финансовых ресурсах, степень делового риска, результаты переговоров с собственниками капитала.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери. Он менее детализирован и более формализован. При внешнем анализе дается оценка реальной стоимости имущества предприятия, прогнозируются будущие финансовые поступления, изучается уровень и тенденции изменения дивидендов.
В настоящее время все ярче проявляется необходимость в полноценном управлении финансовыми средствами предприятия для того, чтобы как можно полнее использовать его возможности в достижении целей, поставленных руководством предприятия.
Объектом исследования является деятельность торгового предприятия, предметом – изучение организации бухгалтерского учета и анализ его финансового состояния. Базой анализа служит Общество с ограниченной ответственностью «Торговая компания «РМ-стил».
Знание финансового анализа, впрочем, полезно не только экономистам, но и государственным служащим, особенно работающим в комитетах по экономике администраций различного уровня и других подобных структурах, так как оно дает возможность легко отслеживать состояние подведомственных объектов и со знанием дела реагировать в случае необходимости. Чиновникам более высокого уровня эти знания обеспечат должную проработку различных нормативных законодательных актов, что принесет пользу как отдельному региону, так и всему государству.
1. Теоретические основы формирования учетной политики
1.1. Понятие учетной политики предприятия
Привычка пренебрегать Учётной политикой (Приложение А) на предприятии, воспринимать её номинально, к сожалению, укоренилась довольно сильно. А между тем Учётная политика предприятия – инструмент повышения эффективности использования ресурсов. Учётная политика позволит Вам регламентировать многие процессы Вашего бизнеса, воспользоваться правами, предоставленными бизнесу государственной властью и в результате – экономить время, силы, деньги.
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.
При этом утверждается:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики предполагается, что:
- активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
- принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
- факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).
Учетная политика организации должна обеспечивать:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);
- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
- отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
- рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно - распорядительным документом.
Разработанная при участии аудиторов и юристов учетная политика имеет своей целью организовать продуманный документооборот, оптимизировать учетную работу, а также в рамках правового поля минимизировать размер налоговых отчислений.
1.2. Организационно-технические и методические аспекты учетной политики.
Организационно-технический раздел приказа об учетной политике может включать в себя решение следующих вопросов:
Согласно Закону о бухгалтерском учете, в зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет в организации может осуществляться:
1) бухгалтерией, как самостоятельным структурным подразделением;
2) бухгалтером, принятым по трудовому договору и состоящим в штате организации;
3) специальной профессиональной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы.
В качестве приложения 1 «Организация учетной работы» к приказу об учетной политике могут приводиться:
- положение о бухгалтерской службе
- должностные инструкции работников бухгалтерии
- форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет
- иные аналогичные документы.
Положение о бухгалтерской службе, а также должностные инструкции работников бухгалтерии, оформляются по общей схеме и, как правило, включают в себя шесть разделов:
- общие положения;
- функции;
- права и обязанности;
- ответственность;
- взаимоотношения (служебные связи);
- организация работы.
При наличии у организации обособленных подразделений, необходимо также определиться относительно уровня централизации учетных работ: при централизованной форме вся учетная работа проводится централизованной бухгалтерией, при децентрализованной форме на местах функционируют свои учетные подразделения.
В качестве приложения 2 к приказу об учетной политике могут приводиться: Положения о филиалах (обособленных подразделениях) или выписки из них по вопросам, касающимся организации учета.
Очень часто допускается ошибка, когда организация, имеющая филиалы и практикующая распределение расходов между головной организацией и филиалами, не оговаривает в учетной политике порядок документального подтверждения такого перераспределения. Например, если расходы произведены головной организацией, но часть их относится к деятельности филиала, последнему необходимо иметь комплект документов, исключающий вопросы со стороны территориального налогового органа, где фактически расположен и осуществляет деятельность филиал, относительно подтверждения этих расходов. Такой комплект наряду с распорядительным документом головной организации об отнесении части затрат на филиал должен содержать надлежащим образом заверенные копии оправдательных документов (договоров, счетов в адрес головной организации), подтверждающих первоначальные расходы головной организации, и экономически обоснованный расчет по их распределению.
В соответствии Законом о бухгалтерском учете, а также Положением по ведению бухгалтерского учета каждая организация должна на основе утвержденного Министерством экономики ПМР Плана счетов бухгалтерского учета разработать собственный рабочий план, в котором следует предусмотреть счета, необходимые для ведения в организации синтетического и аналитического учета. При этом следует иметь в виду, что дополнительные счета первого порядка, не предусмотренные в утвержденном Плане счетов, могут вводиться только по согласованию с Министерством экономики ПМР. Основанием для введения таких счетов может служить появление новых видов имущества, обязательств и т.п.
Разработанный организацией рабочий план счетов целесообразно привести в приложении 3 к приказу об учетной политике.
Примерные формы первичных учетных документов
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете организации обязаны оформлять хозяйственные операции только с помощью первичных учетных документов, утвержденных в установленном порядке.
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета, приказом об учетной политике должны быть утверждены формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые (унифицированные) формы. Такие формы первичных документов должны содержать следующие реквизиты:
-
- наименование документа;
- код формы; дату составления;
- наименование организации, от имени которой составляется документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измеритель хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
- наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц и их расшифровки.
В зависимости от характера операции и требований нормативных актов первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
Разработанные организацией формы первичных учетных документов с краткими указаниями по их заполнению рекомендуется привести в приложении 4 к приказу об учетной политике.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Данный перечень целесообразно разработать применительно к должностям, а не к определенным фамилиям (лицам) и привести его в приложении 5 к приказу об учетной политике.
Разработка порядка организации документооборота
Организация должна утвердить правила документооборота.
Документооборот в организации регламентируется графиком, составляемым в виде схемы или перечня работ, выполняемых каждым структурным подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
График документооборота с необходимыми пояснениями рекомендуется привести в приложении 6 к приказу об учетной политике.
Организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, то есть совокупность учетных регистров, используемых для отражения хозяйственных операций.
Формы регистров бухгалтерского учета, самостоятельно разработанные организацией, целесообразно привести в приложении 7 к приказу об учетной политике.