Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии(Понятие учетной политики предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования учетной политики
1.1. Понятие учетной политики предприятия
1.2. Организационно-технические и методические аспекты учетной политики.
1.3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
2. Формирование учетной политики на примере ООО «ТК «РМ-стил»
2.1. Экономическая характеристика предприятия
2.2. Методический аспект учетной политики
2.3. Организационно-технический аспект учетной политики
Согласно Закону о бухгалтерском учете, а также Положению по ведению бухгалтерского учета, при формирования учетной политики утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.
Организацией утверждаются количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств.
Положение о проведении инвентаризации оформляется в виде приложения 8 к приказу об учетной политике.
В соответствии Законом о бухгалтерском учете и Положением по ведению бухгалтерского учета организация должна определить состав и формы внутренней отчетности, периодичность и сроки ее составления и предоставления, лиц, ответственных за ее составление, а также потенциальных пользователей этой отчетности.
Положение о внутренней отчетности организации может быть оформлено в виде приложения 9 к приказу об учетной политике.
В методическом разделе приказа об учетной политике отражаются методические вопросы учетной и налоговой политики организации как совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета.
Налогоплательщик не вправе уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), выручка от реализации, которых не включена в доходную часть (то есть не получена). В этом случае необходима соответствующая корректировка себестоимости продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.
Такая корректировка не вызывает затруднений у организаций, ведущих пообъектный (позаказный и т.п.) учет себестоимости. В случае ведения затрат котловым способом организации необходимо определиться с методикой корректировки себестоимости продукции (работ, услуг). В условиях отсутствия нормативно-правовой базы, регулирующей решение подобных вопросов, разработанная организацией методика должна быть экономически обоснованной.
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, предусмотрены два варианта учета общехозяйственных расходов.
Первый вариант предусматривает распределение расходов, учтенных на счете 26 «Общехозяйственные расходы», по окончании отчетного периода между калькулированными объектами. В этом случае сальдо по счету 26 списывается на счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
При однопрофильной деятельности организации базой для распределения косвенных расходов могут быть: прямая заработная плата производственных рабочих, прямые материальные затраты, общая сумма прямых затрат, выручка от реализации продукции (работ, услуг) и т.д. Как правило, метод распределения косвенных расходов определяется отраслевыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).
Другие элементы учетной политики
Приказ об учетной политике может содержать и решение других методических вопросов, регламентирующих бухгалтерский учет организации. К таким вопросам, в частности, относятся:
- порядок отражения в учете процесса приобретения материалов и МБП (с применением счета 10 «Материалы»);
- выбор метода оценки готовой продукции (по фактической
или нормативно (плановой) себестоимости);
- порядок списания расходов и доходов будущих периодов;
- вопросы создания фондов за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения и т.д.
1.3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
Законодательство о бухгалтерском учете состоит из закона «О бухгалтерском учете», Положения "О бухгалтерском учете и отчетности", утвержденного Приказом Министерства экономики и финансов № 67 от 02.06.93г., устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в, других законов, указов Президента и постановлений Правительства.
Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах, и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством РФ.
Министерство экономики и другие органы которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) стандарты по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях, должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Организации, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
За последние годы в бухгалтерском учете и отчетности произошли определенные изменения, связанные с переходом экономики страны на рыночные отношения.
Определение основных тенденций регулирования бухгалтерского учета позволяет прогнозировать направление развития национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и соответствующих требований к ней.
Государство в лице законодательно и исполнительной власти в соответствующих законах и иных актах устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения БУ, порядок представления и составления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, их доходах и расходах: информация для пользователей бух. отчетности, состав, содержание, адреса и сроки представления отчетности предприятиям.
Органы, которые имеют право регулировать организации БУ: Министерство экономики, Министерство доходов, Комитет госконтроля, в пределах своей компетенции регламентируют единообразный подход к отражению в БУ хозяйственных процессов, принципы оценки, обязанности, права и ответственность учетного аппарата, разрабатывают План счетов, инструкцию к нему, нормативные акты и методические указания по отдельным вопросам.
Предполагается сочетание государственного регулирования с инициативой предприятия по рационализации и совершенствованию учета. Учетный процесс организуется самими предприятиями, исходя из особенностей их деятельности и выбранной учетной политики. Предприятие несет ответственность за организацию БУ, выполнение законодательства и выполнение хозяйственных операций.
Общее руководство методологией и организацией учета осуществляет правительство. При этом основным методологическим центром по бухгалтерскому учету в Российской Федерации является Министерство экономики, которое разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности.
Все эти нормативные акты обязательны к исполнению всеми предприятиями, функционирующими на территории Российской Федерации.
Особо следует остановиться на характеристике таких важных для организации нормативных документов по бухгалтерскому учету, как документы второго уровня. При оценке сущности, правовой роли и возможности непосредственного использования бухгалтерами организаций в своей практической деятельности нормативных документов второго уровня следует учитывать обязательность исполнения отдельных норм, установленных в них, либо выборочное использование определенных учетных процедур, применяемых только при наличии соответствующих законодательных или иных регламентаций и положений.
Так, в Стандарте (СБУ-1) «Учетная политика юридического лица» определено, что выбранная учетная политика применяется организацией последовательно (допущение последовательности применения учетной политики), то есть составляющие ее элементы (методы и варианты реализации – метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), метод оценки товарно-материальных ценностей и другие), выбираются организацией самостоятельно. Но после их утверждения как элементов учетной политики применяются в организации в течение отчетного года без изменений и с единым порядком их расчета.
Стандарт (СБУ 3) «Состав затрат и расходов организации» устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена, если имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.
Стандарт (СБУ-4) «Финансовая отчетность организации» устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.
Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.
В Стандарте (СБУ 16) «Учет основных средств» установлено, что в бухгалтерской отчетности отражаются первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года, стоимость выбытия и прироста и иные случаи движения основных средств.
В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:
- о способах оценки объектов основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;
- об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации);
- о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);
- об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;
- об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;
- о способах начисления в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по отдельным объектам основных средств.