Файл: Анализсредстввыразительности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







АНАЛИЗ СРЕДСТВ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Задание N7 ОГЭ. Задания открытого банка ФИПИ



Анализсредстввыразительности.

  1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

    1.   Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух.

    2.   Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал.

    3.   Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.

    4.   Эти доски и пригодятся.

    5.   Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. Небось, видели?

Ответ:



(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.

  • (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

  • (4)Чего рассказывать?  — ответил Лёнька.  — (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти  — дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось видели?

(10)Я вспомнил прекрасные
, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.

  • (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор,  — продолжил Лёня.  — (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.

(16)Встревает тут Федосья, баба из Пу́стыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано  — не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».

(20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честна́я, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва  — глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте

мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят»,  — говорю ей.

(26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».

  1. В общем, спасли мы эти доски  — отправили в Рязань, в музей.

  2. Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»


  • (34)Таланта!  — повторил Лёня громче.  — (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?

(По К. Г. Паустовскому) *

  1. Анализсредстввыразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся. 2)  Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет.

  1.   Ныряю с головой под одеяло.

  2.   И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.

  3.   Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.

Ответ:





  1. Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.

  2. Что сулит мне этот долгожданный воскресный день? (3)Может, буду помогать маме собираться на дачу. (4)На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам – в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом. (5)А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. (6)Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

(7)А может быть, сегодня пойдём гулять через Тучков мост, на Петроградскую сторону. (8)Забредём в Зоосад. (9)Вот это будет здорово! (10)Соседская Ирочка рассказывала, что там с недавних пор катают не только на пони, но и на верблюдах.

(11)А может, мы поедем в большой парк на островах. (12)В парке папа берёт лодку и даёт мне немного погрести. (13)Но это мечты. (14)А покамест я ещё лежу в своей кровати.

(15)Вот скрипнула дверь. (16)Ныряю с головой под одеяло. (17)Пускай папа подумает, что я куда- то подевалась. (18)Я часто так от него прячусь, а он очень пугается и драматическим голосом взывает к несуществующей публике:

  • (19)Пропал ребёнок! (20)Вот несчастье! (21)Куда же он у меня подевался? (22)Надо срочно позвонить в милицию! (23)Вы случайно не видели, дорогие граждане, здесь одну противную девчонку, которая вечно пропадает? (24)Ленка, Ленка, где ты?

(25)Тут я выскакиваю и ору:

  • (26)Не надо милицию! (27)Я нашлась!

  • (28)Ах, ты нашлась, говорит папа, вот я тебя сейчас!

  1. И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.

  2. Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет. (31)Делаю маленькую щёлку и оглядываю комнату одним глазом. (32)В чём дело? (33)Мама стоит подле табуретки с моими вещичками. (34)Она наклоняется, берёт платьице, перебирает его руками, а сама смотрит куда-то в сторону, в одну точку, и лицо у неё напряжённое и такое печальное, что мне становится не по себе.


(35)Высвобождаюсь из-под одеяла мама словно не видит меня.

  • (36)Мамуленька, видишь, я уже встала…

– (37)Да, да…

  1. Мама всё ещё отсутствует, её нет со мной.

  2. Тихонько дотрагиваюсь до маминой руки, и вдруг она, обычно такая сдержанная, крепко- крепко, до боли, обнимает меня, прижимает к себе, будто боится, что меня могут отнять у неё, забрать, увести.

  3. Приходит папа. (41)Он тоже какой-то необычный, невесёлый.

  • (42)Лена, медленно говорит он, сегодня война началась. (43)Побудь дома одна. (44)Нам с мамой надо уйти.

…(45)Я встревожена. (46)Война! (47)Как это война? (48)Что это война? (49)От мальчишек из нашего двора я знаю, что война самая интересная на свете игра, в которую девчонок берут только в виде исключения. (50)Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся. (51)Но это игра… (52)А как выглядит война взаправдашняя?

(По Э.Е. Фоняковой) *

  1. Анализсредстввыразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  1.   Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

  2.   До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

  3.   По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы.

  4.   Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины».

  5.   Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!»